Возникла необходимость заключения договора на проведение пожарного аудита для административного здания, в котором работают сотрудники ООО "ХХХ".
Просим дать консультацию о необходимости данного вида работ, экономической обоснованности данных затрат с отнесением на себестоимость и принятием данных расходов в налоговом учете.
ООО "АНТ-Консалт", ноябрь 2015 г.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства на это указывает в своей преамбуле Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21.12.94 N 69-ФЗ (далее - Закон N 69-ФЗ). Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (ст. 1 Закона N 69-ФЗ).
Систему обеспечения пожарной безопасности закон определяет как совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами (ст. 3 Закона N 69-ФЗ). В качестве одного из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности закон выделяет организации*(1).
В ст. 37 Закона N 69-ФЗ среди обязанностей организаций в области пожарной безопасности указана обязанность по предоставлению по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях.
В соответствии со ст. 21 Закона N 69-ФЗ меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе, помимо прочего, оценки пожарной опасности зданий.
Одной из форм оценки соответствия объектов требованиям пожарной безопасности, установленной Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ (далее - Закон N 123-ФЗ), является независимая оценка пожарного риска (аудита пожарной безопасности) (п. 1 ст. 144 Закона N 123-ФЗ).
Согласно Правилам оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска*(2) независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска (п. 2).
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ налогоплательщик вправе при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль уменьшить полученные доходы на сумму расходов. При этом расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены.
Прямой нормы, позволяющей учесть расходы на пожарный аудит, в Налоговом кодексе не содержится. Учитывая вышеприведенный анализ законодательных и нормативно-правовых документов, при наличии документов, подтверждающих затраты, расходы на пожарный аудит, на наш взгляд, можно отнести к расходам на обеспечение пожарной безопасности, то есть в силу пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Вывод:
Расходы на пожарный аудит обоснованы и их можно учесть при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
15 ноября 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Наряду с органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами.
*(2) Утв. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 N 304.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "АНТ-Консалт"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "АНТ-Консалт" состоит в трудовых отношениях.
http://www.audit-nt.ru/