Мероприятия по повышению энергоэффективности объектов спорта и учет отдельных расходов
Л. Ларцева,
эксперт журнала "Учреждения физической
культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2016 г., с. 34-42.
Энергетическая эффективность (далее - энергоэффективность) - это характеристика, отражающая отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к их затратам, произведенным в целях получения такого эффекта. Эксплуатируемые и вновь вводимые здания и строения, в том числе являющиеся объектами спорта, должны отвечать требованиям по повышению энергоэффективности. Какие основные мероприятия следует провести учреждениям спорта с целью оценки энергоэффективности объектов спорта и ее повышения? Как учесть расходы, возникающие при реализации таких мероприятий? На эти и другие вопросы найдете ответы в данной статье.
При планировании и проведении мероприятий по повышению энергоэффективности объектов спорта учреждения могут руководствоваться Методическими рекомендациями по повышению энергоэффективности объектов спорта, утвержденными Приказом Минспорта РФ от 14.01.2015 N 54 (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с п. 1 этих рекомендаций требования по повышению энергоэффективности должны предусматривать уменьшение значений показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов на объекте спорта, не реже одного раза в пять лет:
- с 1 января 2016 года (на период 2015-2020 годов) - не менее чем на 30% по отношению к уровню 2010 года;
- с 1 января 2020 года - не менее чем на 40% по отношению к уровню 2010 года.
Для достижения установленных выше показателей необходимо в первую очередь провести оценку энергоэффективности объектов спорта. Она проводится в отдельности по каждому из следующих критериев:
- расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания;
- расход тепловой энергии на горячее водоснабжение;
- расход электроэнергии;
- удельный суммарный расход первичной энергии на системы инженерного обеспечения.
Провести такую оценку и определиться с выбором энергосберегающих мероприятий, позволяющих получить максимальный эффект и имеющих сравнительно низкие сроки окупаемости, поможет энергетическое обследование (энергоаудит) объектов спорта, осуществляемое специализированными организациями (п. 2 Методических рекомендаций).
Энергетическое обследование объектов спорта
В рамках энергетического обследования проводятся визуальные осмотры и инструментальные измерения, показывающие реальное состояние оборудования вводно-распределительных устройств, электрической сети и системы освещения, теплового пункта, систем теплоснабжения и отопления здания, водопроводов горячего и холодного водоснабжения, запорной арматуры, а также тепловизионное обследование ограждающих конструкций объекта, позволяющее выявить источники утечки тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания (п. 2 Методических рекомендаций).
Примечание. Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования влечет для должностных лиц наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 50 000 до 200 000 руб.
Стоит отметить, что государственные (муниципальные) учреждения физической культуры и спорта относятся в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 16 Федерального закона N 261-ФЗ*(1) к организациям, которые проводят энергетическое обследование в обязательном порядке.
Проведение первого такого обследования учреждения должны были обеспечить еще до 31 декабря 2012 года. После этого энергетические обследования проводятся не менее одного раза в пять лет.
При заключении контрактов (договоров) на проведение энергетического обследования стоит обратить внимание на то, что провести такое обследование вправе только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 261-ФЗ).
По результатам энергетического обследования учреждениям спорта выдается энергетический паспорт, в котором указываются сведения:
1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
3) о показателях энергетической эффективности;
4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
6) о перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и об их стоимости.
Отражение расходов на оплату договоров по проведению энергетического обследования в бухгалтерском учете. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), расходы на оплату договоров о проведении энергического обследования нужно относить по коду вида расходов (ВР) 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
В бухгалтерском учете расходы на оплату договоров о проведении энергетического обследования отразятся таким образом:
Казенное учреждение | Бюджетное учреждение | Автономное учреждение | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Оплата авансов по договорам о проведении энергетического обследования | |||||
1 206 25 560 | 1 304 05 226 | 0 206 25 560 | 0 201 11 610 | 0 206 25 000 | |
Принятие к учету расходов на оплату договоров об энергетическом обследовании на основании акта выполненных работ (услуг) и подготовленного энергетического паспорта | |||||
1 401 20 225 1 109 xx 225 | 1 302 25 730 | 0 401 20 225 0 109 xx 225 | 0 302 25 730 | 0 401 20 225 0 109 xx 225 | 0 302 25 000 |
Зачет ранее перечисленного аванса | |||||
1 302 25 830 | 1 206 25 660 | 0 302 25 830 | 0 206 25 660 | 0 302 25 000 | 0 206 25 000 |
Окончательный расчет с исполнителем | |||||
1 302 25 830 | 1 304 05 225 | 0 302 25 830 | 0 201 11 610 | 0 302 25 000 |
Пример 1
Бюджетное учреждение спорта за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, оплатило услуги по проведению энергетического обследования на сумму 10 000 руб. Договором предусмотрена обязанность учреждения перечислить аванс в размере 30% от суммы договора.
В бухгалтерском учете данные операции в соответствии с Инструкцией N 174н*(2) отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен аванс за услуги по энергетическому обследованию (30% x 10 000 руб.) | 4 206 25 560 | 4 201 11 610 | 3 000 |
Отражены расходы на оплату услуг энергетического обследования (на основании акта выполненных работ) | 4 401 20 225 | 4 302 25 730 | 10 000 |
Зачтен ранее перечисленный аванс | |||
Произведен окончательный расчет с исполнителем (10 000 - 3 000) руб. | 4 302 25 830 | 4 201 11 610 | 7 000 |
Мероприятия по экономии электроэнергии
В соответствии с п. 4 Методических рекомендаций экономия электрической энергии достигается благодаря комплексным действиям по модернизации системы освещения объекта спорта, к которым относятся:
1) замена существующих ламп и светильников на светодиодные. Эти работы целесообразно проводить в местах установки светильников аварийного и дежурного освещения, на резервной лестнице и в санитарных узлах здания;
2) замена электромагнитной пускорегулирующей аппаратуры в люминесцентных светильниках коридоров объекта спорта на электронную аппаратуру. Электронная аппаратура позволяет плавно регулировать уровень освещенности (диммирование) в диапазоне от 1 до 100% от максимального;
3) установка системы управления освещением в ряде помещений здания. Так, в санитарных узлах и на лестницах здания управление освещением осуществляется по датчикам движения, в коридорах здания - по датчикам движения и таймеру, в котором реализован индивидуальный механизм отключения светильника, позволяющий реализовать режим "следящего света" (когда светильники включаются перед идущим по коридору человеком и последовательно гаснут через некоторое время).
Экономия электрической энергии, полученная в результате реализации перечисленных энергосберегающих мероприятий, может составить от 3,5 до 6,5% относительно значений базового 2010 года. Кроме того, дополнительно к экономии электрической энергии внедренное оборудование позволит повысить комфорт пользования освещением, увеличить срок службы люминесцентных ламп за счет плавного пуска, соблюдать предписанные нормативной документацией уровни освещенности в соответствующих помещениях.
Также одним из рекомендуемых мероприятий является установка системы использования альтернативных источников энергии. Например, установка генерации электрической энергии на основе солнечных панелей.
Отражение в бухгалтерском учете расходов на приобретение и установку светодиодных ламп. Срок службы светодиодных ламп, как правило, составляет более трех лет. В связи с этим многие задаются вопросом, можно ли такие лампы учитывать в составе материальных запасов? Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к положениям Инструкции N 157н*(3).
В соответствии с п. 99 инструкции к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости. При этом в п. 118 Инструкции N 157н указано, что хозяйственные материалы, к которым в том числе относятся электрические лампочки, включаются в состав прочих материальных запасов. Таким образом, несмотря на то, что срок службы светодиодных ламп превышает один год, все же они являются расходным материалом, поэтому, по мнению автора, их следует учитывать в составе материальных запасов.
Принимая во внимание данный вывод и Указания N 65н, расходы на приобретение светодиодных ламп нужно относить по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ, а расходы на их установку - по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. К аналогичному заключению по применению кодов КОСГУ пришел Минфин в Письме от 08.07.2011 N 02-05-10/3059 в отношении расходов на приобретение и установку энергосберегающих ламп. Несмотря на то, что в данном письме специалисты Минфина ссылаются на уже не действующие указания о порядке применения бюджетной классификации, подход к применению кодов КОСГУ в отношении этих расходов применим и в настоящее время.
Также стоит отметить, что расходы на приобретение и установку светодиодных ламп, возникающие в рамках договоров поставки и возмездного оказания услуг, отражаются по коду ВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
Пример 2
Спортивная школа (бюджетное учреждение) за счет средств целевой субсидии, предоставленной в рамках программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности, заключила договор поставки светодиодных ламп на сумму 17 000 руб. Установка таких ламп осуществлена собственными силами учреждения.
В бухгалтерском учете данные операции в соответствии с Инструкцией N 174н отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты к учету светодиодные лампы | 5 105 36 340 | 5 302 34 730 | 17 000 |
Приобретенные лампы установлены вместо ранее применявшихся ламп накаливания | 5 401 20 272 | 5 105 36 440 | 17 000 |
Мероприятия по экономии тепловой энергии
В числе энергосберегающих мероприятий, направленных на экономию тепловой энергии, п. 3 Методических рекомендаций в первую очередь называет модернизацию теплового пункта объекта спорта с установкой автоматизированного узла управления системой отопления и балансировочных клапанов стояков системы отопления. Блок управления автоматизированного узла учитывает значения температуры внешнего воздуха, снижает расходы теплоносителя в нерабочее время, в выходные и праздничные дни.
В результате проведения такой модернизации учреждение может сэкономить от 15 до 25% (относительно значений базового 2010 года) расходуемой на отопление здания тепловой энергии.
Дополнительно к экономии тепловой энергии рекомендованное оборудование позволит обеспечить необходимый гидравлический режим в системе отопления, организовать управление насосами смешения, повысить эффективность транспортировки теплоносителя, оперативно перекрывать отдельный стояк в случае аварии (утечки теплоносителя) и минимизировать затраты на сервисное обслуживание и настройку системы отопления.
Мероприятия по экономии воды
Согласно п. 5 Методических рекомендаций энергосберегающим мероприятием, направленным на экономию воды, является установка в санитарных узлах здания водосберегающих сенсорных смесителей на фотоэлементах.
Сенсорные смесители существенно поднимают уровень комфорта, практичности и гигиеничности. В их корпус встроен специальный датчик, который реагирует на движение в определенной области. Экономия получается из-за того, что исключается возможность бесконтрольного вытекания воды из смесителя и отсутствует расход воды во время регулировки ее температуры.
Прочие мероприятия по повышению энергоэффективности объектов спорта
Помимо вышеперечисленных мероприятий, направленных на экономию потребляемых электроэнергии, тепла и воды, в целях повышения энергоэффективности объектов спорта также рекомендуется:
1. Для мониторинга расхода энергетических ресурсов - спроектировать систему диспетчеризации, позволяющую отслеживать расход ресурсов в реальном времени, архивировать и хранить данные, формировать отчеты о состоянии инженерных систем здания (п. 6 Методических рекомендаций).
Система диспетчеризации осуществляет следующие функции:
- сбор, архивацию и хранение информации от узлов учета энергетических ресурсов;
- управление системой освещения;
- мониторинг системы генерации, системы общегородского электроснабжения здания;
- мониторинг параметров автоматизированного узла управления системой отопления и водоснабжения здания.
Кроме того, система диспетчеризации позволяет отображать неисправности и ошибки, возникающие в привязанных к ней системах, что облегчает процесс диагностики и эксплуатации.
2. В целях систематизации действий, направленных на повышение энергоэффективности объектов спорта, - разработать и утвердить локальный акт, отражающий программу этих действий. С учетом того, что указанная программа должна отражать практические действия, необходимо разрабатывать ее на основе предварительно проведенного энергоаудита объекта спорта.
В целях повышения оперативности и эффективности реализации названных программ целесообразно в качестве организационных мероприятий предусматривать:
- повышение квалификации персонала по использованию энергосберегающих технологий;
- материальное стимулирование персонала, направленное на экономию энергоресурсов.
* * *
Чтобы уменьшить расход энергетических ресурсов на объектах спорта и повысить энергоэффективность таких объектов, учреждениям следует предусмотреть ряд энергосберегающих мероприятий. Примерный их перечень приведен в Методических рекомендациях. Учреждение спорта может воспользоваться ими, а может разработать свои, включив их в программу практических действий, направленных на повышение энергоэффективности.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(3) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"