Представление сведений в Росимущество
А. Гусев,
к.п.н.,
эксперт журнала "Учреждения физической
культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2016 г., с. 61-70.
Согласно положениям Гражданского кодекса все имущество государственных (муниципальных) учреждений - государственная или муниципальная собственность. Напомним, что учреждения вправе распоряжаться этим имуществом в порядке, установленном ст. 296, 298 ГК РФ. Документом, подтверждающим право собственности субъектов, права государственной или муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр государственной или муниципальной собственности. Порядок внесения сведений в данный реестр определяется собственником. Так, порядок внесения сведений в реестр федерального имущества регламентирован Положением об учете федерального имущества*(1). В статье мы поговорим о порядке представления сведений в реестр федерального имущества.
Какое имущество подлежит учету в реестре?
Положение о порядке учета имущества устанавливает состав подлежащего учету федерального имущества, порядок его учета и представления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования к системе учета федерального имущества. В силу п. 3 Положения о порядке учета имущества объектом учета является расположенное на территории РФ или за рубежом следующее федеральное имущество:
- недвижимые вещи (земельный участок или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного его назначению ущерба невозможно, в том числе здание, сооружение, помещения в них, объект не завершенного строительства, единый недвижимый комплекс, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимому);
- движимые вещи (документарные ценные бумаги (акции) либо иное не относящееся к недвижимым вещам имущество);
- иное имущество, в том числе бездокументарные ценные бумаги, не относящееся к недвижимым и движимым вещам. К такому имуществу можно отнести безналичные денежные средства, имущественные права, результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), нематериальные блага. Необходимо отметить, что обязанность по включению указанного имущества в реестр установлена с 18.12.2015.
Учет находящихся в федеральной собственности природных ресурсов (объектов), драгоценных металлов и драгоценных камней, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, а также средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов регулируется законодательством о природных ресурсах, драгоценных металлах и драгоценных камнях, музейном фонде и бюджетным законодательством РФ.
Необходимо отметить, что требование об учете федерального имущества в соответствующем реестре не применяется к правоотношениям, возникающим при совершении сделок с находящимися на территории РФ и относящимися к федеральной собственности земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, когда согласно федеральным законам отсутствие государственной регистрации права собственности РФ не является препятствием для совершения сделок с указанными объектами.
Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера, структура и правила формирования которого устанавливаются Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
Реестр ведется на электронных носителях в единой базе данных и подлежит учету в реестре федеральных государственных информационных систем.
Реестр состоит из трех разделов:
- в разд. 1 включаются сведения о недвижимом имуществе;
- в разд. 2 - сведения о движимом и ином имуществе;
- в разд. 3 - сведения о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и информацией о нем.
Разделы состоят из подразделов, в каждый из которых заносятся сведения соответственно о видах недвижимого, движимого и иного имущества и лицах, обладающих правами на объекты учета и информацией о них.
Сведения об объекте учета и указанных лицах вносятся в карту объекта учета и карты соответствующих лиц, каждая из которых идентифицируется номером, состоящим из номера подраздела и порядкового номера карты в надлежащем подразделе (далее карты сведений об объекте учета).
Ведение реестра осуществляется путем внесения сведений о федеральном имуществе в карты сведений об объекте учета в соответствующих подразделах реестра и исключения из них изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на вещном праве или составляющем государственную казну РФ.
Документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера и иные достаточные для идентификации федерального имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него.
Выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения постоянного реестрового номера федерального имущества, - документ, необходимый при совершении сделок с федеральным имуществом, за исключением сделок с находящимися на территории РФ и относящимися к федеральной собственности земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, если в соответствии с федеральными законами отсутствие государственной регистрации права собственности РФ не является препятствием для совершения сделок с указанными объектами.
Кто ведет реестр?
Учет федерального имущества и ведение реестра осуществляют:
1) Росимущество - в отношении находящихся в федеральной собственности акций, долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, в которых права акционера (участника) от имени Российской Федерации реализует Росимущество или иной федеральный орган исполнительной власти либо государственная корпорация;
2) территориальные органы Росимущества, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, - в отношении:
- имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории РФ, по месту его нахождения согласно компетенции, определяемой положениями о территориальных органах;
- имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну РФ, расположенного за рубежом;
- федерального имущества (включая земельные участки), принадлежащего правообладателям на вещном праве, по месту государственной регистрации (для юридических лиц) или по месту жительства (для физических лиц) в субъектах РФ, где осуществляют деятельность территориальные органы (кроме случаев, когда учет имущества относится к компетенции иных территориальных органов).
В целях учета федерального имущества и ведения его реестра Росимуществу (его территориальным органам) предоставлено право запрашивать сведения не только о федеральном имуществе, но и об организациях, за которыми оно закреплено. Указанные сведения должны представляться Росимуществу безвозмездно в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса, если законодательством РФ не установлен иной срок.
Запрос и представление этих документов (копий документов) могут осуществляться в электронной форме (в виде электронных документов и электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью) с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или межведомственного портала по управлению государственной собственностью в Интернете.
Каков порядок представления сведений в реестр?
Согласно требованиям Положения о порядке учета имущества учреждения обязаны представлять сведения в Росимущество (в его территориальные органы) в следующих случаях.
Приобретение имущества по договору или на иных основаниях (поступление имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения). Напомним, что в силу п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает у учреждения на основании акта собственника о закреплении имущества, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию согласно требованиям гл. 14 ГК РФ. Кроме того, отметим, что право оперативного управления зданием, сооружением и другими объектами недвижимости возникает с момента государственной регистрации соответствующего права за учреждением. Государственная регистрация служит единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения надлежащих записей в Единый государственный реестр.
В силу п. 19 Положения о порядке учета имущества для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном по договорам или на иных основаниях, поступающем в хозяйственное ведение или оперативное управление, учреждение обязано в 14-дневный срок со дня приобретения имущества направить в систему учета:
- карты сведений об объекте учета по формам реестра федерального имущества согласно приложению 1 к Положению о порядке учета имущества;
- документы, свидетельствующие о приобретении объекта учета правообладателем и возникновении соответствующего вещного права на объект учета, а также документы, подтверждающие данные, содержащиеся в картах сведений об объекте учета.
Кроме того, стоит отметить, что в случае выявления учреждением имущества, не учтенного в реестре (например, обнаруженного в результате инвентаризации), сведения об этом имуществе необходимо направить в Росимущество (в его территориальные органы) в 14-дневный срок со дня выявления такого имущества.
Территориальный орган Росимущества в течение 21 дня со дня получения документов правообладателя обязан провести их экспертизу и по ее результатам принять одно из следующих решений:
1) об учете в реестре объекта учета под постоянным реестровым номером федерального имущества, исключении изменившихся сведений об объекте учета из реестра и внесении в него новых сведений об объекте учета или исключении всех сведений о нем из реестра, если доказаны подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;
2) об отказе учесть в реестре объект учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации;
3) о приостановлении процедуры учета в реестре объекта учета в таких случаях:
- установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений;
- у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности документов правообладателя и содержащихся в них сведений;
- документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным Положением о порядке учета имущества и законодательством Российской Федерации требованиям.
Изменение сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем. При изменении сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на него, учреждение обязано в 14-дневный срок со дня получения документов, подтверждающих изменение сведений, или окончания срока представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (при изменении балансовой, восстановительной или остаточной стоимости объекта учета либо основных средств (фондов) правообладателя) направить в территориальный орган Росимущества:
- запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, по форме согласно приложению 2 к Положению о порядке учета имущества в карте сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо информацией о нем, правообладатель направляет запись об изменениях сведений в отношении каждой из них;
- документы, подтверждающие новые сведения об объекте учета или о соответствующем лице.
Учреждения-правообладатели, возникшие в результате реорганизации, направляют записи об изменениях сведений и документы, подтверждающие изменения, в систему учета в установленном порядке.
При изменении места государственной регистрации учреждения соответствующая запись и документы, подтверждающие такие изменения, направляются в установленный срок в территориальный орган Росимущества в субъекте РФ, на территории которого зарегистрировано учреждение.
Прекращение права собственности РФ на имущество. В случае если право собственности Российской Федерации на имущество прекращено, учреждение, за которым было закреплено это право, для исключения из реестра сведений об имуществе обязано в 14-дневный срок со дня получения сведений о прекращении права подать в территориальный орган Росимущества:
- запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество по форме согласно приложению 3 к Положению о порядке учета имущества для исключения данных из карты сведений об объекте учета. Если прекращение права собственности Российской Федерации на имущество влечет исключение информации из других карт сведений об объекте учета, учреждение, которому оно принадлежало на вещном праве, направляет запись в отношении каждой из карт;
- документ, подтверждающий прекращение права собственности Российской Федерации на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права, если речь идет о недвижимом имуществе.
Обратите внимание! В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.06.2015 N 590 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях повышения эффективности учета федерального имущества" (далее - Постановление N 590) федеральные органы исполнительной власти, другие федеральные органы государственной власти и находящиеся в их ведении юридические лица (в отношении принадлежащего им на вещном праве федерального имущества), а также иные организации, наделенные согласно законодательству РФ правом владения, пользования и распоряжения федеральным имуществом, обязаны представлять документы для учета федерального имущества в реестре исключительно в виде электронных документов и электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью. Указанное требование вступило в силу 18.12.2015.
Следовательно, с 18.12.2015 карты сведений об объекте учета, записи об изменениях сведений и документы, подтверждающие содержащиеся в них данные, должны представляться правообладателями федерального имущества исключительно в виде электронных документов и электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя юридического лица - правообладателя, занимающего должность не ниже заместителя руководителя. Усиленная квалифицированная электронная подпись уполномоченного представителя юридического лица должна соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Необходимо отметить, что до внесения Постановлением N 590 изменений в Положение о порядке учета имущества учреждения были обязаны, помимо вышеперечисленных случаев представления сведений в Росимущество, ежегодно до 10 апреля текущего года в целях обеспечения контроля полноты и достоверности сведений о подлежащем учету федеральном имуществе, принадлежащем им на соответствующем вещном праве, представлять в соответствующий территориальный орган на бумажном и электронном носителях надлежащим образом заверенные:
- копии годовой бухгалтерской отчетности, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью учреждения;
- копии соответствующих инвентаризационных описей и актов инвентаризации по результатам обязательной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
С 18.12.2015 такая обязанность отменена.
Какова ответственность за непредставление сведений в реестр?
В силу п. 51 Положения о порядке учета имущества правообладатели и федеральные органы исполнительной власти, иные органы и (или) организации несут ответственность согласно законодательству РФ за непредставление или ненадлежащее представление сведений о федеральном имуществе либо представление недостоверных и (или) неполных сведений о нем в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и (или) территориальные органы.
Федеральным законом от 28.11.2015 N 344-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом" нормы КоАП РФ дополнены новым составом административного правонарушения, связанным с несоблюдением установленного порядка представления сведений об учете и управлении федеральным имуществом.
В силу ст. 19.7.12 КоАП РФ непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом, если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, влечет наложение на граждан административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб., на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб., на само учреждение - от 70 000 до 100 000 руб.
При этом, во избежание неоднозначного толкования, в новой ст. 19.7.12 предусмотрено разъяснение термина "ненадлежащее представление сведений (информации)" - несвоевременное представление сведений (информации) либо представление недостоверных (искаженных) и (или) неполных сведений (информации).
Указанные изменения вступили в силу 09.12.2015.
Кроме того, напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства грозит административный штраф:
- для должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб. (или дисквалификация на срок до трех лет);
- для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.
* * *
В заключение еще раз отметим, что учреждения спорта - правообладатели федерального имущества обязаны представлять сведения в Росимущество (в его территориальные органы) при приобретении по договорам или иным основаниям имущества, изменении сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на данный объект, а также в случаях прекращения права собственности Российской Федерации на имущество. При этом начиная с 18.12.2015 представлять сведения о данном имуществе необходимо исключительно в виде электронных документов и электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью. Нужно помнить, что за непредставление или ненадлежащее представление указанных сведений (информации) последует привлечение учреждения к административной ответственности и наложение административного штрафа.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"