Работаю огнеупорщиком в газовой котельной МУП ПЖРЭП N 3 г. Мурома. Недавно узнал, что по моей профессии нет вредности, а также и у сварщиков. На моё письмо руководителю предприятия получил ответ: МУП ПЖРЭП N 3 в 2012 организацией ООО "Экоэнерго", включенной в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда на территории Владимирской области, проведена аттестация рабочих мест по условиям труда N 9 "Огнеупорщик", право на досрочное назначения трудовой пенсии нет. Согласно карты аттестации рабочего места огнеупорщика предусмотрено: размер повышенной оплаты труда 4%; дополнительный отпуск 7 календарных дней; молоко. По аттестации рабочих мест никогда не видели экспертов. Не было замеров загазованности, запылённости. Год 2012 был аварийным, мы не вылазили из котлов, а они умудрились провести аттестацию. А теперь после моего письма руководству предприятия мне надо доказывать, что я сделал за смену, чтобы получить талон на молоко. Как быть? Как проводится аттестация рабочих мест?
На данный момент аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда (с 01 января 2014 г.). До 01 января 2014 г. аттестация рабочих мест по условиям труда проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (в настоящий момент документ утратил силу). Аттестация рабочих мест по условиям труда проводилась совместно работодателем и аттестующей организацией, привлекаемой работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.
Работодатель обязан был ознакомить Вас с результатами аттестации рабочих мест под роспись.
Если работодатель не предоставляет Вам гарантии и компенсации, установленные по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, то за защитой своих прав рекомендуем Вам обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
За разъяснениями относительно права на досрочное назначение трудовой пенсии рекомендуем Вам обратиться в Министерство труда и социальной защиты РФ.
Правовое обоснование:
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу вышеуказанного 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 вышеуказанного 426-ФЗ. При этом для целей, определенных статьей 7 вышеуказанного 426-ФЗ, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу вышеуказанного 426-ФЗ порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном вышеуказанным 426-ФЗ, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В соответствии с п. 6 "Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда", утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (в настоящий момент документ утратил силу) Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.
Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.
Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III вышеуказанного Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации.
Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.
Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.
Согласно ч. 2 п. 44 вышеуказанного Порядка аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).
Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места (ч. 3 п. 44 вышеуказанного Порядка).
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам вышеуказанных сроков, они могут быть восстановлены судом (ст. 392 ТК РФ).
Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя (ст. 28 ГПК РФ).
Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства (ч. 2 ст. 29 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости" данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
В соответствии с п. 5.16 вышеуказанного Положения Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", март 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.