Контроль в сфере закупок, осуществляемый Федеральным казначейством, финансовыми органами и внебюджетными фондами
А. Павелин,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 3, март 2016 г., с. 37-44.
С 01.01.2017 Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами должны будут осуществлять контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, сведениям об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика, а также за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок. Правила осуществления такого контроля определены Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1367 "О порядке осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила осуществления контроля). О них мы и поговорим в статье.
Субъекты контроля
Как нами уже было отмечено, контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, сведениям об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика, а также за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок будут осуществлять Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами.
Правила осуществления контроля устанавливают ограничения указанных контрольных органов в отношении их полномочий по контролю.
Так, Федеральное казначейство будет проводить контрольные мероприятия в отношении:
государственных заказчиков, осуществляющих закупки от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, в том числе при передаче ими полномочий государственного заказчика в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
федеральных бюджетных учреждений, осуществляющих закупки в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе*(1);
федеральных автономных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, производящих закупки согласно ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе.
Однако здесь следует отметить, что перечень субъектов контроля для Федерального казначейства может быть расширен. Это станет возможным в случае исполнения Федеральным казначейством в соответствии с ч. 2 ст. 166.1 БК РФ отдельных функций финансовых органов субъектов РФ (финансовых органов муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами по исполнению соответствующих бюджетов. В таком случае Федеральное казначейство на основании соглашений, заключенных исходя из ч. 7 ст. 99 Закона о контрактной системе с органами управления государственными внебюджетными фондами, с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями муниципальных образований о передаче Федеральному казначейству полномочий по осуществлению контроля, будет вести контроль и в отношении субъектов контроля финансовых органов и органов управления государственными внебюджетными фондами.
На органы управления государственными внебюджетными фондами возложены полномочия по осуществлению контроля в отношении государственных заказчиков, осуществляющих закупки от имени Российской Федерации (субъекта РФ) за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, а также подведомственных государственным внебюджетным фондам РФ государственных учреждений.
В свою очередь, субъектами контроля, осуществляемого финансовыми органами, являются:
государственные (муниципальные) заказчики, осуществляющие закупки от имени субъекта Рф (муниципального образования) за счет средств бюджета субъекта РФ (местного бюджета), в том числе при передаче им полномочий государственного (муниципального) заказчика в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
бюджетные учреждения субъекта РФ (муниципальные бюджетные учреждения), осуществляющие закупки в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе;
автономные учреждения субъекта РФ, государственные унитарные предприятия субъекта РФ (муниципальные автономные учреждения, муниципальные унитарные предприятия), осуществляющие закупки в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе.
Необходимо отметить, что положения Правил осуществления контроля распространяются на государственные органы (муниципальные органы), казенные учреждения, производящие централизованные закупки в соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе.
Объекты контроля
В силу ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольные органы будут осуществлять контроль:
1) за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
2) за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
- в планах-графиках, - информации, содержащейся в планах закупок;
- в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, - информации, содержащейся в планах-графиках;
- в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), - информации, содержащейся в документации о закупках;
- в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, - информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- в реестре контрактов, заключенных заказчиками, - условиям контрактов.
Контроль в отношении указанных документов и информации (объекты контроля) будет осуществляться контрольными органами при их направлении субъектами контроля для размещения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Напомним, что порядок функционирования ЕИС, включая требования к технологическим и лингвистическим средствам ЕИС, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, и порядок информационного взаимодействия названной системы с иными информационными системами регламентированы Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок". Порядок использования ЕИС установлен Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N 26н.
В случае если в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе объекты контроля не подлежат размещению в ЕИС, контроль в отношении данных объектов будет осуществляться путем направления с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны (если такие объекты контроля содержат сведения, составляющие государственную тайну) на согласование в орган контроля:
утвержденных в установленном порядке планов закупок и планов-графиков закупок, в том числе изменений, внесенные в них;
информации об идентификационном коде закупки и об объеме финансового обеспечения закупки, утвержденном и доведенном до заказчика в установленном порядке, включенной в приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документацию о закупках, протоколы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и проекты контрактов, до направления соответствующих объектов контроля участникам закупок;
данных о контракте при их представлении в установленном порядке для включения в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну.
Необходимо отметить, что указанные объекты контроля должны представляться на бумажном носителе, а также - при наличии технической возможности - на съемном машинном носителе информации с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны. Должна быть обеспечена идентичность сведений, представленных на указанных носителях.
Согласно п. 10 Правил осуществления контроля государственные (муниципальные) учреждения (за исключением казенных учреждений) в целях обеспечения контроля должны будут представлять в контрольные органы включенные в планы финансово-хозяйственной деятельности таких учреждений показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг, осуществляемую в соответствии с Законом о контрактной системе.
Напомним, что бюджетные учреждения должны производить закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств согласно Закону о контрактной системе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 15 данного закона, когда бюджетное учреждение осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Для того чтобы бюджетные учреждения могли не применять Закон о контрактной системе в перечисленных выше случаях, им нужно разработать положение о закупках.
Что же касается автономных учреждений, в силу ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе при предоставлении автономным учреждениям средств из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет этих средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие отношения, указанные в п. 1-3 ч. 1 ст. 1 данного закона.
Если в соответствии с Бюджетным кодексом или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления либо Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, свои полномочия на осуществление закупок передают на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) автономным учреждениям, то последние в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" закупки товаров, работ, услуг согласно положениям Закона о контрактной системе, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков (ч. 6 ст. 15 Закона о контрактной системе).
В свою очередь, государственные (муниципальные) унитарные предприятия в целях обеспечения контроля подают в органы контроля показатели контролируемой информации, включенные в соглашения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений, предоставляемых в соответствии со ст. 78.2 БК РФ, если такие соглашения содержат сведения, составляющие государственную тайну.
Порядок осуществления контроля
В силу п. 13 Правил осуществления контроля в ходе контрольного мероприятия контрольные органы осуществляют сопоставление на предмет непревышения информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, и информации:
- о лимитах бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг, на соответствующий финансовый год и плановый период, доведенных в установленном порядке до государственного (муниципального) заказчика как получателя бюджетных средств, а также об объемах средств, содержащихся в нормативных правовых актах, предусматривающих в соответствии с бюджетным законодательством РФ возможность заключения государственного (муниципального) контракта на срок, превышающий срок действия доведенных лимитов бюджетных обязательств;
- о показателях выплат на закупку товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Законом о контрактной системе, включенных в планы финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений;
- об объемах финансового обеспечения осуществления капитальных вложений, содержащихся в соглашениях о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений, предоставляемых государственным (муниципальным) унитарным предприятиям в соответствии со ст. 78.2 БК РФ.
Кроме того, контрольные органы в ходе проверки должны будут обращать внимание на наличие фактов:
превышения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), по соответствующему идентификационному коду закупки, содержащейся в плане-графике закупок, над аналогичной информацией, содержащейся в плане закупок;
несоответствия начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и идентификационного кода закупки, содержащихся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), проекте контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и (или) в документации о закупке, включая изменения указанных извещения, приглашения, проекта контракта и (или) документации, аналогичной информации, содержащейся в плане-графике закупок;
превышения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), аналогичных цен, содержащихся в документации о закупке;
несоответствия идентификационного кода закупки, содержащегося в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), аналогичной информации, содержащейся в документации о закупке;
несоответствия начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и идентификационного кода закупки, содержащихся в проекте контракта, направляемом участнику закупки (возвращаемом участником закупки), с которым заключается указанный контракт, аналогичной информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
несоответствия цены контракта и идентификационного кода закупки, содержащихся в информации, включаемой в реестр контрактов, заключенных заказчиками, а также в сведениях о контракте, направленных для включения в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, аналогичной информации, указанной в условиях контракта.
При установлении таких фактов органы контроля будут обязаны:
- направить субъектам контроля протокол с указанием выявленных нарушений. Объекты контроля, подлежащие в соответствии с Законом о контрактной системе размещению в информационной системе, не размещаются в информационной системе до устранения нарушения и прохождения повторного контроля;
- сформировать отметку о несоответствии контролируемой информации, включенной в объект контроля, не подлежащий в соответствии с Законом о контрактной системе размещению в информационной системе, и направить на основании п. 11 и 12 Правил осуществления контроля протокол с указанием выявленных несоответствий в течение трех рабочих дней со дня направления объекта контроля на согласование в орган контроля.
При отсутствии отметки органа контроля о соответствии информации, включенной в объект контроля, такие объекты контроля не подлежат направлению участникам закупок, а сведения о контракте не подлежат включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну.
Если же по результатам проверки факты несоответствия контролируемой информации требованиям ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе установлены не будут, то:
- объекты контроля, подлежащие размещению в информационной системе, размещаются в информационной системе (в том числе посредством информационного взаимодействия информационной системы с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет", региональными (муниципальными) информационными системами в сфере закупок) в течение одного рабочего дня со дня направления объекта контроля для размещения в информационной системе;
- орган контроля по результатам контроля, предусмотренного пп. "б" п. 8 Правил осуществления контроля, формирует отметку о соответствии контролируемой информации, включенной в объект контроля, в силу п. 11 и 12 Правил осуществления контроля в течение трех рабочих дней со дня поступления объекта контроля на согласование в орган контроля.
Орган контроля в течение трех часов с момента формирования результатов контроля обязан уведомить в электронной форме субъект контроля о результатах проверки.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"