Какие документы может затребовать орган внешнего государственного контроля (счетная палата муниципального образования) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий?
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 3, март 2016 г., с. 69-72.
Перечень информации, необходимой для проведения контрольных мероприятий, законодательством не устанавливается и определяется контрольно-счетным органом самостоятельно с учетом ограничений (если они имеются), определенных законами субъектов РФ или муниципальными нормативными правовыми актами и регламентами контрольно-счетных органов. Таким образом, контрольный орган может затребовать любые документы, необходимые для осуществления контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Вместе с тем, по нашему мнению, ведение данных документов должно быть законодательно предусмотрено.
Обоснование. В соответствии с ч. 1 ст. 268.1 БК РФ полномочием органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению данного контроля является контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета.
Исходя из ч. 3 ст. 268.1 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по такому контролю определяется федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу ст. 15 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" органы государственной власти и государственные органы субъектов РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения в установленные законами субъектов РФ сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Порядок направления контрольно-счетными органами указанных запросов определяется законами субъектов РФ или муниципальными нормативными правовыми актами и регламентами контрольно-счетных органов.
Непредставление или несвоевременное представление органами и организациями в контрольно-счетные органы по их запросам информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а равно представление информации, документов и материалов не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов влекут за собой ответственность, установленную законодательством РФ и (или) законодательством субъектов РФ.
Для проведения контрольных мероприятий, предметом которых является проверка достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета, могут быть необходимы информация, документы и материалы финансового органа, главного администратора (администратора) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, получателя субсидий из бюджета, а также - при назначении встречных проверок - организаций - поставщиков товаров, работ, услуг получателям бюджетных средств.
Указанная информация может включать в себя документы бюджетной отчетности, предусмотренные Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н, и формы бухгалтерской отчетности, установленные Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н, первичные документы и т.д.
Перечень информации, необходимой для проведения контрольных мероприятий, Бюджетным кодексом и Федеральным законом N 6-ФЗ не утверждается и определяется контрольно-счетным органом самостоятельно с учетом ограничений (если такие имеются), установленных законами субъектов РФ или муниципальными нормативными правовыми актами и регламентами контрольно-счетных органов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 6-ФЗ правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции РФ и осуществляется Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом, Федеральным законом N 6-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта РФ. Получается, что отсутствие нормативного правового акта в городском округе, устанавливающего порядок осуществления полномочий органа внешнего муниципального финансового контроля, не лишает контрольно-счетный орган права запрашивать документы и материалы, установленного Федеральным законом N 6-ФЗ, а свидетельствует о неисполнении своих бюджетных полномочий соответствующим муниципальным образованием (Письмо Минфина РФ от 29.12.2015 N 02-10-09/77231).
1 марта 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"