О размерах авансовых платежей при закупке товаров, работ, услуг в 2016 году
Т. Обухова,
эксперт журнала
"Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2016 г., с. 21-25.
Получатели средств бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи. В отношении получателей средств федерального бюджета допустимый размер авансовых платежей ежегодно определяется Правительством РФ. О размере авансовых платежей на 2016 год поговорим в статье.
В 2015 году размер авансовых платежей по договорам (контрактам) о товарах, работах, услугах утверждался Постановлением Правительства РФ от 27.12.2014 N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Постановление N 1563). В начале прошлого года применение п. 29 Постановления N 1563 вызывало затруднения у получателей средств федерального бюджета. Из дословного прочтения этого пункта следовало, что авансовые платежи по договорам (контактам) на поставки товаров, работ не должны производиться. Оплата договоров (контрактов) происходит по постоплате. Позже Минфин, Федеральное казначейство, Минэкономразвития выпустили письма, разъясняющие порядок применения положений п. 29 Постановления N 1563 в отдельных случаях (письма Минфина РФ от 20.10.2015 N 02-03-13/60192, от 18.05.2015 N 02-01-10/28328, Федерального казначейства от 10.07.2015 N 07-04-05/05-457, Минэкономразвития РФ от 02.10.2015 N ОГ-Д28-13086, от 24.08.2015 N Д28и-2442, от 10.08.2015 N Д28и-2385 и др.), а информация, приведенная в названном пункте, постановлениями Правительства РФ от 20.03.2015 N 256, от 10.09.2015 N 956 подверглась корректировке. К тому же Постановление Правительства РФ N 956 внесло в Постановление N 1563 п. 29(1), которым была определена возможность предусмотреть авансовые платежи по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг (за исключением договоров (государственных контрактов), условиями которых устанавливается обязательство по выполнению работ (оказанию услуг), их этапов продолжительностью не более одного месяца после оплаты договора (государственного контракта), этапа его исполнения) в размере от 30 до 80% суммы договора (государственного контракта), но не более 80% лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, если иное не установлено федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Размер авансовых платежей по договорам (контрактам) на поставку товаров, работ, услуг, оплата которых будет производиться за счет средств федерального бюджета, утвержденного на 2016 год, установлен п. 36 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" (далее - Постановление N 1456). На основании сравнительного анализа положений п. 36 Постановления N 1456 и п. 29, п. 29(1) Постановления N 1563 можно отметить, что эти два документа схожи только в отношении определения размера авансовых платежей по договорам (государственным контрактам) о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ. По таким договорам (контрактам) по-прежнему (как было и в 2015 году) размер авансовых платежей устанавливается в следующем размере:
если стоимость договора (контракта) не превышает 600 млн. руб., могут быть предусмотрены авансовые платежи в размере до 30% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ;
если стоимость договора (контракта) превышает 600 млн. руб., размер авансовых платежей возможен до 30% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных договором (государственным контрактом) работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (государственного контракта)).
В отношении заключения договоров (контрактов), предметом которых является не выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, положения п. 36 Постановления N 1456 и п. 29, п. 29(1) Постановления N 1563 сильно разнятся. Причем в положительную для получателей средств федерального бюджета сторону.
Из пункта 36 Постановления N 1456 следует, что в 2016 году получатели средств федерального бюджета могут при заключении договоров (контрактов) предусматривать авансовые платежи в размере 30%, от 30 до 80% и 100% стоимости договора. При этом авансовый платеж в размере до 100% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ допускается по договорам (государственным контрактам):
об оказании услуг связи;
о подписке на печатные издания и об их приобретении;
об обучении на курсах повышения квалификации;
о прохождении профессиональной переподготовки;
об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;
о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовом обеспечении строительства этих объектов, реконструкцию или техническое перевооружение которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета;
о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение;
об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
об аренде индивидуального сейфа (банковской ячейки);
о лечении граждан РФ за пределами территории РФ, заключаемым Минздравом с иностранными организациями;
о проведении мероприятий по тушению пожаров.
Перечень товаров, работ, услуг, при приобретении которых договором (контрактом) может быть предусмотрена 100%-я предоплата, является закрытым. Поэтому если формулировка предмета договора (контракта) не подходит к перечню, приведенному выше, произвести 100%-ю оплату по такому договору (контракту) будет нельзя. В прошлом году (в 2015 году) авансовые платежи в размере 100% суммы договора (контракта) Постановлением N 1563 разрешены не были.
Авансовые платежи в размере от 30 до 80% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ могут быть предусмотрены по договорам (государственным контрактам):
- на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при включении в указанные договоры (государственные контракты) (кроме договоров (государственных контрактов), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению согласно законодательству РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) условия о перечислении авансовых платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях ЦБ РФ для учета операций со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, а также при получении к указанным договорам (государственным контрактам) подтверждения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии данного договора (государственного контракта) целям импортозамещения технологической продукции до проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- при осуществлении закупки у единственного поставщика.
Авансовые платежи в размере, не превышающем 30% суммы договора (государственного контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ, возможны по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, если иное не установлено п. 36 Постановления N 1456, а также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Правительства РФ.
При заключении договора (контракта), условиями которого предусмотрены размеры авансовых платежей 30%, от 30 до 80%, в договоре (контракте) должно быть прописано условие о том, что последующая оплата денежных обязательств, возникающих по договору (государственному контракту) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, производится после подтверждения установленных указанным договором (государственным контрактом) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа (пп. "а" п. 36 Постановления N 1456).
* * *
Кратко сформулируем вышесказанное:
1. Размер авансовых платежей по договорам (контрактам) на поставку товаров, работ, услуг, оплата которых будет производиться за счет средств федерального бюджета, утвержденного на 2016 год, установлен п. 36 Постановления N 1456.
2. Пунктом 36 также предусмотрены авансовые платежи в размере 30%, от 30 до 80% и 100% суммы договора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"