Медиация как способ внесудебного урегулирования споров с участием органов государственной власти в сфере управления и распоряжения государственной собственностью
О.И. Короткова,
доцент кафедры гражданского права
и гражданского процесса юридического факультета
Орловского государственного университета,
судья Советского районного суда г. Орла,
кандидат юридических наук
Журнал "Адвокат", N 3, март 2016 г.
Управление собственностью подразумевает как стратегические преобразования структуры собственности в стране, направленные на ее оптимизацию в смысле поставленных целей и проводимые в рамках промышленной (реструктуризационной) политики государства в отношении собственности, так и текущее управление собственностью. Государственное управление собственностью затрагивает чрезвычайно широкий круг вопросов и проблем, связанных с распоряжением и использованием государственного имущества.
Интерес юридических и физических лиц - это самостоятельный, собственный интерес, поэтому он может объективно не совпадать с интересами органов исполнительной государственной власти, уполномоченных управлять и распоряжаться государственной собственностью. Как известно, побуждая участников отношений к деятельности, интерес направляет их поведение в определенное русло, причем в силу значительного количества этих участников их интересы могут пересекаться и вступать в конфликты друг с другом. В сфере управления и распоряжения имуществом такие конфликты не редкость, а от своевременного их разрешения иной раз зависит судьба юридического лица в целом.
Вообще возникновение конфликтов интересов с участием органов исполнительной государственной власти в сфере управления и распоряжения государственной собственностью является достаточно сложной проблемой, которая недостаточно подробно рассматривается в российском законодательстве.
Конфликт интересов на государственной службе выступает также как конфликт между реальным и должным, между законными интересами общества, государства, публичным долгом и интересом служащего, между ролями служащего как должностного лица и человека с устоявшейся системой социальных ценностей и взглядов, между правильным и неправильным социальным поведением с точки зрения морали, служебной этики и профессионального долга и всегда проходит через личность государственного служащего. При этом зачастую возникают противоречия между государственным служащим и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда последним.
Возникновение конфликта интересов неизбежно в силу специфики государственного управления и обусловлено прежде всего ненадлежащей реализацией конституционных принципов защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, нарушением принципов гражданской службы, отклоняющимися от нормы действиями и поведением государственного служащего, последствием которых выступает необъективное исполнение такими служащими должностных (служебных) обязанностей.
В современном российском обществе сформировалось понимание того, что для дальнейшего эффективного развития государственного управления собственностью необходим диалог с физическими и юридическими лицами, ведь именно от них зависит общественное мнение о деятельности органов государственной власти и их репутация.
С 1 января 2011 г. в Российской Федерации начал действовать альтернативный способ урегулирования споров, возникающих из трудовых, гражданских и семейных правоотношений между физическими и юридическими лицами. Этот способ именуется процедурой медиации (лат. mediatio - посредничество), под которой понимается урегулирование возникшего спора при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Медиация представляет собой метод, позволяющий сторонам при содействии третьего, нейтрального лица - медиатора на добровольной основе выработать взаимовыгодное решение. Медиация отличается от традиционного разрешения споров в суде или арбитраже прежде всего тем, что медиатор не принимает решение по спору. Принимать то или иное обязывающее решение вправе лишь стороны, которые при содействии медиатора вырабатывают и рассматривают возможные варианты и определяют наиболее подходящие из них. В самом широком смысле медиация - это умение договариваться, приходить в спорах и конфликтах к консенсусу, решению, взаимовыгодному обеим сторонам. Медиация - новый метод нахождения консенсуса, который, признавая право на индивидуальность, создает комфортные условия для жизни людей в обществе. И, что не менее важно, она может стать своего рода шансом для включения людей в политическую активность, что ведет к укреплению в обществе демократических институтов*(1).
Как указывают Т.А. Григорьева и Е.Н. Пименова, медиация базируется на частноправовых подходах и обладает частноправовой природой. Она выполняет не функцию защиты прав, как правосудие, но функцию нахождения компромисса, примирения сторон экономического спора*(2).
В.Ф. Яковлев полагает, что медиация - это составной элемент примирительной процедуры. Целью указанной процедуры является устранение конфликтов различной природы путем переговоров. По мнению ученого, медиация возможна как в рамках арбитражного или гражданского процесса, так и в качестве самостоятельного института, направленного на разрешение конфликта*(3).
Итак, медиация - это основанный на соглашении конфиденциальный процесс, в ходе которого стороны конфликта добровольно пытаются с помощью нейтрального третьего лица найти точки соприкосновения, которые позволят им выработать решение и урегулировать спор*(4).
Нейтральное третье лицо - посредник, или медиатор - не является ни судьей, ни арбитром и не принимает решения. Такой человек, заслуживший доверия обеих сторон, беседует с каждой из них и в итоге получает больше информации о деле, чем имеют стороны по отдельности. Это позволяет медиатору предложить пути решения проблемы, которых не видят сами спорящие. Обычно подобный путь отвечает целям обеих сторон, а иногда учитывает и личные интересы непосредственных участников переговорного процесса. Затем медиатор помогает сторонам прийти к соглашению и оформить его документально*(5).
О.В. Аллахвердова и А.Д. Карпенко пришли к выводу, что медиация представляет собой процесс, при котором незаинтересованный, беспристрастный, квалифицированный человек помогает сторонам, вовлеченным в конфликт, достичь взаимоприемлемого урегулирования. Медиатор помогает сторонам прийти к соглашению, облегчая и направляя коммуникацию между ними, помогая получить соответствующую информацию и сделать правильный выбор.
Ответственность за достижение соглашения лежит на самих сторонах, у медиатора нет полномочий решать проблемы вместо сторон*(6).
А.А. Клечкин полагает, что медиация - логика процесса осмысления, характеризующаяся отказом от абсолютизации полярностей и максимизацией внимания к их взаимопроникновению, к их существованию друг через друга. Медиация ищет решения между крайностями, формулирует новое содержание на их основе, развивается через углубление диалога. Она фиксирует внимание на осмыслении явления, которое было бы соотнесено с полюсами и полюсов - друг с другом через осмысляемое явление. Медиация постоянно нацелена на выход за рамки унаследованных оппозиций, развивая новые смыслы, новые оппозиции, созидая новые ценности, новые отношения. Медиация требует и формирует рост интеллектуального напряжения в поисках новых решений, новых путей. Развитие медиации оттесняет на задний план, но никогда не уничтожает традиционную культуру, создает основу для развития либеральных ценностей прогресса, диалога, плюрализма.
Медиация - важнейший критерий развития демократии. В основу теории общественного договора для объяснения возникновения государства кладется медиативная модель. Демократия зиждется на постоянно воспроизводимом конфликте индивидуальных и групповых интересов и механизмах их обсуждения и согласования. В основу плюралистической демократии заложена идея, что соперничество множества групповых интересов есть процесс выработки баланса политических сил на основе общих для всех объективных критериев: закона и базового консенсуса относительно ценностей данной политической системы. Это означает, что все группы конкурируют по единым правилам, нарушение которых означает выход за пределы демократической системы*(7). Вместе с этим медиация - наиболее мягкая форма разрешения конфликта. Медиаторы ведут процесс выяснения всех обстоятельств. Медиатор не вправе ни судить, ни примирять, ни делать заключения, ни давать оценки, он не вправе принимать никакое решение, которое затрагивало бы разрешаемую проблему. В обязанности медиатора также не входит представление сторонам проектов решения их проблемы. Стороны в качестве экспертов должны ликвидировать конфликт сами в рамках их собственной позиции. В этом случае стороны конфликта сохраняют за собой высокую степень автономии. Решение проблемы предстает перед нами не как навязанная извне воля, а как результат собственной, в конечном счете совместной работы*(8).
Непосредственно применением данной процедуры будут заниматься специальные лица, избранные сторонами, - медиаторы (лат. mediator - посредник), которые не являются судьями или представителями какой-либо стороны спора и не обладают правом принимать решение по спору. Они лишь способствуют урегулированию возникшего спора, помогают сторонам в ходе дискуссии выявить их истинные интересы и потребности, найти решение, удовлетворяющее всех участников конфликта.
Непрофессиональным медиатором может быть любое достигшее 18 лет дееспособное лицо, не имеющее судимости. В качестве профессиональных медиаторов могут выступать только лица, достигшие 25 лет, имеющие высшее образование и прошедшие специальную медиаторскую подготовку. При этом урегулирование споров, переданных на рассмотрение суда, до того как обратиться к медиации, могут осуществлять только профессиональные медиаторы.
В качестве медиатора не могут действовать, в частности, представители сторон и лица, оказывающие им консультационные услуги, в том числе юридические. Так, медиатор является лицом, привлекаемым сторонами в качестве посредника в урегулировании, для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Директор Центра развития переговорного процесса и мирных стратегий в разрешении конфликта (СПбГУ) А. Карпенко в беседе о перспективах развития медиации в России, специфике этого вида переговоров и философии посредника дал следующее понятие медиатора: медиаторы - переговорщики-экстремалы, они работают в условиях войны. Дело в том, что конфликт - это всегда война. Разрешить конфликт можно только с помощью удовлетворения интересов сторон. И единственный способ сотворить такое чудо - провести эффективные переговоры с участием третьей нейтральной стороны*(9).
Медиатор организует процесс переговоров, помогая установлению между сторонами непосредственной коммуникации, он в состоянии оценить правовые позиции обеих сторон и спрогнозировать возможное решение суда, если дело станет предметом судебного разбирательства. При этом переговоры, проходящие при участии медиатора, в отличие от судебного процесса, не являются публичной борьбой сторон; как и сам процесс проведения таких переговоров, так и его результаты строго конфиденциальны. Вместе с тем А.А. Кудряшов указал: при своем сходстве с другими формами разрешения разногласий медиация имеет несколько принципиальных отличий. Основное из них - присутствие при разбирательстве третьей нейтральной стороны, которая не выносит никаких решений, однако изучает проблему и содействует принятию решения самими конфликтующими сторонами. Он также отметил, что медиация - это междисциплинарная область, совместившая в себе такие отрасли знания, как конфликтология, право, психология. Поэтому наиболее успешными в разрешении конфликтов с помощью медиации являются не представители теоретической науки, а специалисты-практики, знакомые с правилами делового оборота, но при этом имеющие хорошую подготовку в указанных смежных дисциплинах*(10).
Нельзя обойти вниманием факт, что медиация имеет свои преимущества, а именно короткие сроки рассмотрения спора, сохранение сторонами хороших отношений, конфиденциальность. Эти факторы значительно снижают затраты на урегулирование спора или, по крайней мере, как считает М. Соколов, делают их более эффективными*(11).
Преимущества медиации заключаются в быстроте и неформальном характере урегулирования спора. Кроме того, в результате процедуры медиации решение может охватывать множество аспектов, что не всегда встречается при судебном разбирательстве. Медиация эффективна в случаях, когда в правоотношениях с органами исполнительной государственной власти в сфере управления и распоряжения государственной собственностью возникают сложности, быстро не решаемые. В этих случаях работа с эмоциональным аспектом спора сторон, конфиденциальность которой гарантируется законом, может качественно улучшить ситуацию.
Преимущества медиации - это возможность, с одной стороны, избежать бюрократического механизма рассмотрения жалоб, судебных тяжб, а с другой - получить разъяснения и чаще всего удовлетворить жалобу в более короткие сроки и с меньшей затратой сил.
Использование медиаторов в решении конфликтов с органами исполнительной государственной власти, уполномоченных в сфере управления и распоряжения государственной собственностью, может быть чрезвычайно эффективно, поскольку один из важнейших принципов медиации - независимость медиатора, а также необходимость сохранения равноправия сторон. При этом медиаторы должны быть объединены в общий реестр - нейтральный орган, к которому клиент может апеллировать в поиске справедливого решения и который, в свою очередь, обеспечит сторонам свободу выбора независимого медиатора. Кроме того, необходима последовательная работа, прежде всего по формированию профессиональных кадров для служб медиации.
Бесспорно, урегулирование конфликта между спорящими сторонами путем обращения к примирительным процедурам, в частности путем обращения к посреднику, является одним из альтернативных судебному способов разрешения споров, использование которого возможно как до или вместо обращения в суд, так и после обращения в суд, когда дело находится в производстве суда.
На современном этапе урегулирование конфликта интересов и с теоретической, и с практической точек зрения достаточно проблематично. Системное использование медиации и медиативного подхода в работе с органами исполнительной государственной власти, уполномоченных управлять и распоряжаться государственной собственностью, послужит повышению стабильности и придаст уверенность участникам правоотношений. Разрешение споров и разногласий с помощью медиации - это не только разрешение сиюминутных конфликтов, это еще и воспитание культуры уважительного взаимодействия.
Таким образом, назрела необходимость в поисках стратегических подходов к решению вопросов эффективного продвижения медиации.
Государство сегодня все чаще наталкивается на сопротивление граждан в случае необоснованных и не взвешенных решений властей. Не требует доказательств факт, что конфликты юридических и физических лиц с органами исполнительной государственной власти есть и будут, а разрешать их только в судебном порядке просто невозможно. В связи с этим нынешняя действительность объективно заставляет нас обращаться к проблеме посредничества и медиации.
Медиация - это новая форма преобразования подобной активности граждан в реальный социальный капитал. Она открывает новую форму политического диалога между гражданами и государством.
Бесспорно, появление института медиации при разрешении конфликта интересов с участием органов исполнительной государственной власти внесет определенный позитивный вклад в развитие и укрепление правовой культуры российского общества.
Библиография
Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация - переговоры с участием посредника. - СПб., 2007.
Григорьева Т.А., Пименова Е.Н. Медиация как частноправовой способ разрешения экономических споров // Реклама и право. 2008. N 2.
Интернет-конференция советника Президента РФ В.Ф. Яковлева "О примирительной процедуре с участием посредника (медиация)" // СПС "Гарант".
Калдина М.А. Медиация как инструмент корпоративного управления // Национальный совет по корпоративному управлению. 2007. N 3.
Клечкин А.А. Теоретико-правовой аспект медиации правового конфликта // История государства и права. 2008. N 9.
Кудряшов А.А. Медиация в России // Нотариус. 2009. N 2.
Кузьмина М.Н. Медиация как альтернативная форма разрешения правовых конфликтов. Развитие альтернативных форм разрешения правовых конфликтов в России: практика, проблемы, перспективы.
Львова О.А. Медиация - шаг вперед к гражданскому обществу // Российская юстиция. 2010. N 1.
Соколов М. О медиации за рубежом и в России // Корпоративный юрист. 2006. N 2.
Фар Петер и др. Медиация в нотариальной практике (альтернативные способы разрешения конфликтов) / отв. ред. К. Грефин фон Шлиффен и Б. Вегманн. - М.: Волтерс Клувер, 2005.
Яковлев В.Ф. Интервью: Медиация - понять, принять и применять.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация - переговоры с участием посредника. - СПб., 2007. С. 138.
*(2) Григорьева Т.А., Пименова Е.Н. Медиация как частноправовой способ разрешения экономических споров // Реклама и право. 2008. N 2. С. 31, 32.
*(3) Яковлев В.Ф. Интервью: Медиация - понять, принять и применять.
*(4) Интернет-конференция советника Президента РФ В.Ф. Яковлева "О примирительной процедуре с участием посредника (медиация)" // СПС "Гарант".
*(5) Калдина М.А. Медиация как инструмент корпоративного управления // Национальный совет по корпоративному управлению. 2007. N 3. С. 73-77.
*(6) Клечкин А.А. Теоретико-правовой аспект медиации правового конфликта // История государства и права. 2008. N 9. С. 138.
*(7) Кудряшов А.А. Медиация в России // Нотариус. 2009. N 2. С. 15-17.
*(8) Кузьмина М.Н. Медиация как альтернативная форма разрешения правовых конфликтов. Развитие альтернативных форм разрешения правовых конфликтов в России: практика, проблемы, перспективы.
*(9) Львова О.А. Медиация - шаг вперед к гражданскому обществу // Российская юстиция. 2010. N 1. С. 11, 12.
*(10) Фар Петер (и др.). Медиация в нотариальной практике (альтернативные способы разрешения конфликтов) / отв. ред. К. Грефин фон Шлиффен и Б. Вегманн. - М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 43, 44.
*(11) Соколов М. О медиации за рубежом и в России // Корпоративный юрист. 2006. N 2. С. 44.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Короткова О.И. Медиация как способ внесудебного урегулирования споров с участием органов государственной власти в сфере управления и распоряжения государственной собственностью
Короткова О.И. - доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Орловского государственного университета, судья Советского районного суда г. Орла, кандидат юридических наук.
Статья О.И. Коротковой посвящена институту медиации как способу внесудебного урегулирования споров. Автор рассматривает возможность разрешения конфликтов интересов между физическими, юридическими лицами и органами государственной власти в сфере управления государственной собственностью с помощью медиации.
Ключевые слова: внесудебное урегулирование споров; медиация; медиатор; альтернативное разрешение споров; органы государственной власти; управление имуществом.
Медиация как способ внесудебного урегулирования споров с участием органов государственной власти в сфере управления и распоряжения государственной собственностью
Автор
О.И. Короткова - доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса юридического факультета Орловского государственного университета, судья Советского районного суда г. Орла, кандидат юридических наук
Журнал "Адвокат", 2016, N 3