Страховые взносы - 2016
Е. Титова,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
член Палаты налоговых консультантов
Журнал "Актуальная бухгалтерия", N 4, апрель 2016 г., с. 38-43.
При подготовке отчетности за I квартал надо учесть, что проиндексирована база для начисления страховых взносов в ПФР и ФСС России, претерпели изменения нормы, касающиеся взносов на "травматизм". Кроме того, появилась новая отчетность в ПФР и изменились КБК.
Вступившие в силу с 1 января 2016 года изменения в законодательстве о страховых взносах касаются абсолютно всех участников системы обязательного социального страхования. Предлагаем вашему вниманию обзор нововведений, затронувших компании, производящие выплаты и иные вознаграждения своим работникам.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР и ФСС России
Компании являются страхователями своих работников. За каждого из них они уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС России и ФФОМС*(1). Расчет взносов производится исходя из базы, которая формируется из суммы выплат и иных вознаграждений работнику, произведенных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров*(2). При этом база для начисления страховых взносов в ПФР и ФСС России имеет предельную величину. Конкретный ее размер устанавливает и ежегодно индексирует (с 1 января соответствующего года) Правительство РФ*(3). Индексация для каждого фонда производится по-разному. Так, в 2016 году предельная величина базы для расчета взносов на страхование работника на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых*(4):
- в ФСС России - 718 000 рублей;
- в ПФР - 796 000 рублей.
В отношении взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС, предельная величина базы с 2015 года не устанавливается*(5).
Тарифы страховых взносов в ПФР, ФСС России и ФФОМС
В 2016 году для основной массы плательщиков размеры тарифов страховых взносов в ПФР, ФСС России и ФФОМС остаются на прежнем уровне. Их действие продлено до 2018 года включительно*(6).
Таким образом, организации должны будут начислять с выплат своим работникам страховые взносы по тарифам, приведенным в таблице 1.
Таблица 1. Тарифы страховых взносов в ПФР, ФСС России и ФФОМС в 2016 году
Фонд | Предельная величина базы для начисления взносов | Тарифы страховых взносов с суммы выплат | |
не превышающей предельной базы | превышающей предельную базу | ||
ПФР | 796 000 руб. | 22,0% | 10,0% |
ФСС России | 718 000 руб. | 2,9% | Не уплачиваются |
ФФОМС | Не установлена | 5,1% |
При этом в отношении работодателей, имеющих право на пониженные тарифы, действует иной порядок начисления страховых взносов*(7). К данной категории относятся, например:
- организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, заключивших соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности с особыми экономическими зонами)*(8);
- благотворительные и некоммерческие организации, применяющие УСН*(9);
- плательщики, получившие статус участника свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе*(10);
- организации на УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с ОКВЭД *(11)) которых являются, например, производство пищевых продуктов, производство минеральных вод и других безалкогольных напитков, текстильное и швейное производство, производство машин и оборудования, производство игр и игрушек, образование, транспорт и связь, предоставление персональных услуг и другие*(12).
Такие страхователи начисляют взносы в ПФР только до тех пор, пока сумма выплат работнику не достигнет предельной величины*(13).
Страховые взносы с выплат в пользу временно пребывающих иностранцев
В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), тариф страховых взносов, уплачиваемых в ФСС России, не изменился (см. таблицу 2 на с. 39). Он составляет 1,8 процента*(14). При этом на взносы распространяется лимит базы для их начисления*(15). Взносы в ФФОМС с выплат в пользу указанных выше граждан не начисляются, так как они не являются застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования*(16).
Таблица 2. Тарифы страховых взносов в ПФР, ФСС России и ФФОМС с выплат временно пребывающим иностранцам
Фонд | Размер выплат | Тарифы страховых взносов с суммы выплат временно пребывающих иностранных работников | |
из стран - участниц ЕАЭС | из других стран | ||
ПФР | В пределах 796 000 руб. | 22,0% | 22,0% |
Свыше 796 000 руб. | 10,0% | 10,0% | |
ФСС России | В пределах 718 000 руб. | 2,9% | 1,8% |
Свыше 718 000 руб. | Не уплачиваются | Не уплачиваются | |
ФФОМС | Все выплаты, учитываемые в базе по взносам | 5,1% | Не уплачиваются |
Исключением из описанного выше порядка начисления взносов являются временно пребывающие граждане из стран - участниц ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия). Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся из этих государств и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан РФ*(17). То есть страховые взносы в ФСС России и ФФОМС уплачивают за них по общим ставкам.
Что касается взносов в ПФР с выплат в пользу временно пребывающих иностранцев, то с 1 января 2015 года страхователь должен начислять их сразу, с момента приема таких лиц на работу, независимо от срока действия трудового договора*(18).
Пенсионное обеспечение трудящихся из стран - участниц ЕАЭС и членов их семей регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с условиями Договора о ЕАЭС*(19).
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
С 1 января 2016 года правовые нормы в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев и профзаболеваний (далее - НС и ПЗ) наконец-то приведены в соответствие с нормами других видов данной области страхования. Рассмотрим изменения, которые касаются каждого бухгалтера без исключения.
Во-первых, установлен единый срок уплаты взносов на "травматизм" - не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который начисляются страховые взносы*(20). То есть с 1 января 2016 года взносы на "травматизм" можно перечислять вместе со страховыми взносами в ПФР, ФСС России и ФФОМС. До внесения изменений их перечисляли в срок, установленный для получения (перечисления) средств на выплату заработной платы.
Во-вторых, статья 22 Закона N 125-ФЗ дополнена новым пунктом*(21), согласно которому сроки выплат, определение расчетного и отчетного периодов по взносам, исчисление и уплата взносов, а также внесение изменений в расчет по начисленным и уплаченным взносам определяются аналогично порядку, закрепленному в Законе N 212-ФЗ.
В-третьих, ужесточена ответственность страхователей за непредставление в установленный срок отчетности по взносам на "травматизм", минимальный размер которой увеличен в 10 раз и вне зависимости от дней просрочки составляет 1000 рублей. Такие действия теперь влекут взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы*(22).
Кроме того, добавлено новое основание для штрафа: отказ представить или несвоевременное представление документов, истребуемых фондами в ходе контрольных мероприятий. С нарушителя в этом случае взыщут штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Привлечение к ответственности будет осуществляться в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ*(23), а не в порядке, установленном Налоговым кодексом, как это было ранее.
Нововведения также коснулись лиц, осуществляющих деятельность по предоставлению труда работников (персонала), и лиц, использующих такой "заемный" труд. Начиная с 1 января 2016 года, если организация направляет своих работников по договору о предоставлении труда персонала для работы у другого юридического лица или индивидуального предпринимателя, она должна уплачивать страховые взносы с заработка таких работников исходя из страхового тарифа, определяемого в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны*(24). Помимо основного тарифа должны также учитываться надбавки и скидки к страховому тарифу, устанавливаемые с учетом результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых фактически будут работать временно направленные работники. При этом вся необходимая информация должна быть представлена принимающей стороной.
Размеры тарифов на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ остаются на прежнем уровне*(25). Сохраняется и льгота для работодателей, имеющих в своем штате работников-инвалидов (любой группы). В части начисленных им выплат страховые взносы на "травматизм" следует уплачивать в размере 60 процентов от общеустановленных тарифов*(26).
Расчет базы для начисления страховых взносов в нестандартных ситуациях
На практике бухгалтер может столкнуться с нестандартными случаями при начислении страховых взносов. Рассмотрим такие ситуации.
Повторный прием работника в течение одного расчетного периода. Согласно Закону N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов в ПФР, ФСС России и ФФОМС определяется по каждому физическому лицу ежемесячно нарастающим итогом с начала календарного года*(27). В связи с этим право использовать лимит для начисления страховых взносов предоставляется именно страхователю, а не застрахованному лицу. Значит, если сотрудник уволился из одной организации и получает доход у другого работодателя, определение базы у нового страхователя производится без учета начисленных ранее выплат.
Если же физическое лицо в течение расчетного периода увольнялось и повторно принималось на работу одним работодателем, то для определения по такому лицу базы для начисления страховых взносов учитываются все выплаты в его пользу суммарно по всем основаниям, начисленные с начала и до конца расчетного периода (календарного года)*(28).
Отметим, что данное правило действует не только в случае, когда физическое лицо было уволено и принято на работу в одну и ту же организацию, но и в ситуации, когда работодатель производит выплаты по разным основаниям. Например, по трудовому и гражданско-правовому договорам.
Начисление страховых взносов при переходящем отпуске.
Отпускные, выплачиваемые работникам, признаются объектом обложения страховыми взносами*(29). Датой выплаты отпускных является день их начисления*(30).
Поскольку отпускные должны быть начислены не позднее чем за три дня до начала отпуска*(31), то и страховые взносы со всей суммы отпускных, приходящихся на два разных месяца, нужно начислить в месяце начисления отпускных*(32). Рассмотрим на примере.
Пример
Работнику предоставлен очередной оплачиваемый отпуск на 14 календарных дней с 28 марта по 10 апреля 2016 г.
Отпускные работнику должны быть выплачены не позднее чем за три дня до начала отпуска*(33), то есть не позднее 25 марта. Соответственно, и страховые взносы на эти отпускные должны быть начислены в марте 2016 г., то есть в том месяце, в котором и была начислена сумма отпускных.
Сумму страховых взносов с отпускных необходимо отразить в отчетности в ПФР и ФСС России за I квартал 2016 г.
Расчет базы после реорганизации в форме преобразования. Существуют две противоположные точки зрения о том, каким образом следует формировать базу для начисления страховых взносов после реорганизации юридического лица в форме преобразования. По мнению Минтруда России, базу следует формировать заново начиная со дня государственной регистрации реорганизованного юрлица*(34).
Свою позицию представители ведомства обосновывают просто. Исходя из того, что в результате реорганизации в форме преобразования создается новое юридическое лицо*(35), первым расчетным периодом для него согласно Закону N 212-ФЗ является период со дня создания до конца года*(36), и исключений для случаев реорганизации данный Закон не предусматривает.
Следовательно, компания при расчете базы должна учитывать только те выплаты, которые начислила уже после реорганизации. Выплаты до реорганизации в "новой" базе не учитываются. Аналогичное мнение Минтруд России высказывал и ранее*(37).
Однако в арбитражной практике преобладает иной подход к рассматриваемому вопросу. Суды с учетом того, что действие трудовых договоров с работниками при реорганизации не прекращается, приходят к выводу, что правопреемник вправе при расчете базы для уплаты страховых взносов учесть выплаты, начисленные с начала года*(38).
Так, в одном из постановлений сказано, что факт продолжения трудовых отношений между работником и работодателем после реорганизации свидетельствует о необходимости учета работодателем-правопреемником сумм выплат по трудовым договорам, осуществленных работодателем-предшественником. Поскольку при реорганизации в форме преобразования без увольнения работников расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя, то выплаты, осуществляемые на основании трудовых договоров, заключенных с работниками до реорганизации, не могут не учитываться при определении базы для расчета страховых взносов реорганизованной компании. Обязанность работодателя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения. При этом Закон N 212-ФЗ не устанавливает иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации. Никаких специальных условий для прерывания порядка такого расчета также не предусмотрено. Следовательно, законодательно не установлен особенный порядок исчисления страховых взносов в случае реорганизации.
Таким образом, вопрос о порядке начисления страховых взносов в случае реорганизации в форме преобразования является спорным. В 2013 году законодатели уже пытались его урегулировать. Госдума в первом чтении приняла проект закона N 187720-6, которым было предложено учитывать при расчете базы для начисления страховых взносов выплаты, произведенные с начала расчетного периода в пользу работников организаций, реорганизованных в форме выделения, и работников присоединенных организаций. Однако этот проект не нашел поддержки у Правительства РФ. Вероятнее всего, споры не утихнут до тех пор, пока не будет принято соответствующее решение на законодательном уровне.
По мнению автора, при преобразовании меняется лишь организационно-правовая форма юридического лица*(39). К компании никто не присоединяется, никто не выделяется из ее состава, не прекращается и действие трудовых договоров с работниками*(40). Значит, после реорганизации при расчете базы для уплаты страховых взносов следует учитывать те выплаты, которые были начислены в пользу работников с начала расчетного периода до момента реорганизации.
Отчетность по страховым взносам
В конце 2015 года были приняты поправки в части представления отчетности по страховым взносам*(41), которые усложнили жизнь бухгалтера. С 1 апреля 2016 года страхователи помимо ежеквартальной отчетности в ПФР и ФСС России должны ежемесячно отчитываться в ПФР о каждом работающем у них лице, включая тех, кто заключил договоры гражданско-правового характера, предусматривающие начисление страховых взносов*(42) по форме СЗВ-М *(43).
Представлять такую отчетность требуется не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем. То есть теперь в системе персонифицированного учета отчетными периодами являются: месяц, I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год. Соответственно, первый отчет за апрель 2016 года должен быть представлен не позднее 10 мая 2016 года.
Это новшество введено не случайно. Оно связано с отменой индексации пенсий работающих пенсионеров. Целью представления такой отчетности является возможность определить, осуществляет ли пенсионер трудовую деятельность или нет. Документ избавит пенсионеров от похода в ПФР и подачи заявления о возобновлении индексации страховой пенсии.
Обратите внимание, что за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователю будут применяться финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении документов каждого застрахованного лица, по которому допущено нарушение*(44). Штраф может быть взыскан за счет денежных средств на счетах страхователя в банке*(45), а при их недостаточности или отсутствии взыскание может быть обращено на его имущество*(46).
В отношении квартальной отчетности, представляемой в ПФР и ФСС России, изменений нет. Как и в 2015 году, если численность сотрудников превышает 25 человек, отчетность необходимо представлять в электронном виде с электронно-цифровой подписью по телекоммуникационным каналам связи.
Последними датами сдачи отчетности в ПФР в бумажном виде в 2016 году являются 15 февраля, 16 мая, 15 августа, 15 ноября. При подаче отчетности в электронном виде - 20 февраля, 20 мая, 22 августа, 21 ноября*(47).
Информация Пенсионного фонда России от 25 декабря 2015 г.
Изменились коды бюджетной классификации
С 1 января 2016 года корректировке подверглись значения 14-17 разрядов КБК, применяемые при перечислении пеней и процентов*(48). Вместо одного кода для этих платежей появились два разных:
- 2100 - пени;
- 2200 - проценты по соответствующему платежу.
При перечислении обязательного платежа (страховые взносы, а также перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в том числе отмененному), а также штрафов эти разряды, как и в прошлом году, должны принимать значения 1000 и 3000 соответственно. Справочная таблица с КБК, которые могут потребоваться компании при заполнении платежных поручений в 2016 году, приведена в "Актуальной бухгалтерии" N 2, 2016, с. 94-96.
Мнение. Сдаем СЗВ-М по всем работникам
Любовь Котова, заместитель директора Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Впервые новую форму СЗВ-М необходимо сдать за апрель не позднее 10 мая 2016 года включительно. Отчет представляют в Пенсионный фонд РФ для правильного расчета пенсий. В форме указывают Ф.И.О., ИНН и СНИЛС сотрудников, а также информацию о тех, кто работает по договорам подряда. В отчете СЗВ-М нужно заполнить четыре раздела сведений. Четвертый раздел заполняют по тем лицам, с кем заключены перечисленные в этом разделе договоры, вне зависимости от наличия или отсутствия выплат в отчетном периоде. Поэтому если в отчетном периоде выплаты совсем не производились, например по работникам, взявшим отпуск за свой счет, или производились, но не облагались взносами, например по декретницам, то по таким сотрудникам отчет в фонд за отчетный месяц сдавать также нужно.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ)
*(2) ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ
*(3) ч. 4, 5, 5.1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ
*(4) пост. Правительства РФ от 26.11.2015 N 1265
*(5) ст. 5 Федерального закона от 01.12.2014 N 406-ФЗ
*(6) ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 347-ФЗ (далее - Закон N 347-ФЗ); ст. 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (далее - Закон N 167-ФЗ) в ред. Закона N 347-ФЗ
*(7) ст. 58 Закона N 212-ФЗ
*(8) п. 6 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ
*(9) пп. 11, 12 ч. 1, ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ
*(10) ч. 1 ст. 58.4 Закона N 212-ФЗ
*(11) введен в действие пост. Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст
*(12) п. 8 ч. 1, ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ
*(13) письмо Минтруда России от 02.03.2015 N 17-3/В-89
*(14) ч. 3 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ
*(15) ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ
*(16) ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ
*(17) п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС)
*(18) п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ; подп. "а" п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ
*(19) п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС)
*(20) п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ) в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 394-ФЗ
*(21) п. 5 ст. 22 Закона N 125-ФЗ
*(22) п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ
*(23) ст. 40-43, 45 Закона N 212-ФЗ
*(24) п. 2.1 ст. 22 Закона N 125-ФЗ в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 116-ФЗ
*(25) ст. 1 Федерального закона от 14.12.2015 N 362-ФЗ (далее - Закон N 362-ФЗ)
*(26) ст. 2 Закона N 362-ФЗ
*(27) ч. 3 ст. 8 Закона N 212-ФЗ
*(28) письмо Минтруда России от 05.03.2014 N 17-3/В-96
*(29) ч. 1 ст. 7, подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ; п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ
*(30) ст. 11 Закона N 212-ФЗ
*(31) ст. 136 ТК РФ
*(32) письма Минтруда России от 12.08.2015 N 17-4/ООГ-1158, от 17.06.2015 N 17-4/В-298
*(33) ч. 9 ст. 136 ТК РФ
*(34) письмо Минтруда России от 19.05.2015 N 17-3/В-249; абз. 2 п. 3.5.3 Порядка организации работы территориальных органов ПФР, утв. распоряжением Правления ПФР от 18.04.2013 N 137р
*(35) п. 4 ст. 57 ГК РФ
*(36) ч. 3 ст. 10 Закона N 212-ФЗ
*(37) письмо Минтруда России от 05.09.2014 N 17-3/10/В-5634
*(38) определения ВАС РФ от 11.06.2014 N ВАС-6739/14, от 16.10.2013 N ВАС-14361/13; пост. ФАС МО от 28.05.2014 N Ф05-4753/14, ФАС ДВО от 03.02.2014 N Ф03-6286/13
*(39) п. 5 ст. 58 ГК РФ
*(40) ч. 5 ст. 75 ТК РФ
*(41) Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ (далее - Закон N 385-ФЗ)
*(42) п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ) в ред. Закона N 385-ФЗ
*(43) утв. пост. Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п
*(44) ч. 4 ст. 17 Закона N 27-ФЗ
*(45) ст. 19 Закона N 212-ФЗ
*(46) ст. 20 Закона N 212-ФЗ
*(47) Информация ПФР от 25.12.2015
*(48) Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н в ред. приказов Минфина России от 08.06.2015 N 90н, от 01.12.2015 N 190н
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.