Сплошное статистическое наблюдение за малым бизнесом - 2015
Т.В. Спицына,
эксперт журнала "Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2016 г., с. 39-51.
В 2016 году Росстат проводит сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год (далее - сплошное наблюдение). О том, зачем проводится данное мероприятие, на основе каких законодательных актов, обязательно ли принимать участие в нем организациям и индивидуальным предпринимателям, а также об ответственности в случае непредставления данных рассказано в настоящей статье.
Зачем проводится сплошное наблюдение?
Сегодня вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства уделяется большое внимание, поскольку без стимулирования роста предпринимательской активности невозможно дальнейшее поступательное развитие экономики. Государством предпринимаются конкретные шаги навстречу предпринимателям, в том числе вводятся "налоговые каникулы" для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, субъектам РФ предоставляется право снижать налоговые ставки при УСНО, расширять виды деятельности при применении патентной системы налогообложения, расширяется доступ к поставкам товаров и услуг для государственных нужд.
Для разработки государственной стратегии дальнейшего развития малого и среднего бизнеса необходимы достоверные и полные статистические данные, которые будут использованы для подготовки адресных программ развития малого бизнеса и инвестиционных проектов.
Для этого и проводится сплошное наблюдение, которое охватывает все средние, малые предприятия и микропредприятия, а также индивидуальных предпринимателей России.
Вся информация, предоставленная участниками данного мероприятия, носит конфиденциальный характер, и исключается ее передача в налоговые и другие контролирующие органы.
Итоги сплошного наблюдения будут общедоступны на официальном сайте Росстата.
Последнее сплошное федеральное статистическое наблюдение "Малый бизнес большой страны" проводилось в 2010 году.
Нормативно-правовая основа проведения сплошного наблюдения
Проведение федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ путем сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и выборочного статистического наблюдения за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки предусмотрено ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
Сплошное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводится один раз в пять лет.
Обратите внимание! Формы МП-сп и 1-предприниматель должны представляться на специальных бланках, которые можно получить в территориальных органах Росстата.
Выборочное статистическое наблюдение проводится путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий, а в отношении деятельности микропредприятий - путем ежегодных обследований.
Кроме того, обязанность представлять первичные статистические данные и административные данные субъектам официального статистического учета респондентами предусмотрена Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
Основные методологические и организационные положения по сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства утверждены Приказом Росстата от 05.06.2015 N 259.
Этим документом установлены следующие положения и сроки проведения сплошного наблюдения:
- сбор первичных статистических данных по программе сплошного наблюдения осуществляется за 2015 год;
- срок представления сведений субъектами малого и среднего предпринимательства - до 1 апреля 2016 года;
- подведение и опубликование итогов сплошного наблюдения малого и среднего бизнеса предусмотрены в 2016-2017 годах.
Обратите внимание! Срок представления отчетности в рамках сплошного наблюдения в территориальные органы Росстата - до 1 апреля 2016 года.
Единовременные формы сплошного наблюдения для отчета за 2015 год, а также указания по их заполнению утверждены Приказом Росстата от 09.06.2015 N 263 "Об утверждении статистического инструментария для организации сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2016 году по итогам за 2015 год". Это формы:
- МП-сп "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 год" (см. стр. 48);
Форма N МП-сп "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 год"
- 1-предприниматель "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015 год".
Особенности заполнения форм МП-сп и 1-предприниматель
Как было сказано выше, бланки форм МП-сп и 1-предприниматель, которые необходимо представить в Росстат, можно получить в территориальных органах Росстата, а можно представить требуемые данные в электронном виде.
Отметим особенности заполнения указанных форм, на которые надо обратить внимание.
Форма МП-сп
Форму федерального статистического наблюдения МП-сп "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 год" представляют все юридические лица, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся малыми предприятиями в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ.
Форма МП-сп заполняется с учетом следующих особенностей:
- в нее включаются сведения в целом по юридическому лицу, то есть по всем филиалам и структурным подразделениям данного предприятия независимо от их местонахождения;
- временно не работающие предприятия, на которых в течение части 2015 года имели место производство и продажа товаров, выполнение работ и оказание услуг или инвестиционная деятельность, представляют форму на общих основаниях;
- если в 2015 году имели место реорганизация, изменение структуры юридического лица или изменение методологии исчисления показателей, данные за 2014 год в форме приводятся исходя из новой структуры юридического лица или методологии, принятой в 2015 году.
Отметим, что по строке "Почтовый адрес отчитывающейся организации" указывается юридический адрес с почтовым индексом. Если фактический адрес не совпадает с юридическим, отражается почтовый адрес, по которому фактически находится юридическое лицо.
Заполнение разд. 1 "Общие сведения о юридическом лице" формы не должно вызвать затруднений.
Что касается разд. 2 "Основные показатели деятельности", выделим ряд важных моментов.
В фонд начисленной заработной платы работников включаются:
- единовременные поощрительные и другие выплаты, связанные с условиями труда и режимом работы (вознаграждения по итогам работы за год, денежная компенсация за неиспользованный отпуск и т.п.);
- оплата питания и проживания, имеющая систематический характер;
- суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время.
В фонд заработной платы работников не включаются суммы выходных пособий, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, пособия (в том числе по временной нетрудоспособности) и другие выплаты за счет средств государственных внебюджетных фондов, доходы по акциям, вознаграждения членам совета директоров акционерного общества, учредителям, расходы на командировки, полевое довольствие, стоимость фирменной одежды, обмундирования, лечебно-профилактического питания и т.п. Подраздел 2.2 "Расходы на производство и продажу товаров (работ, услуг)" заполняют все предприятия независимо от применяемой ими системы налогообложения (см. таблицу).
Строка подразд. 2.2 | Какие данные должны быть отражены | Статьи бухгалтерского учета | |||
Стоимость товаров для продажи (перепродажи) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, населению отражается в данной строке по фактической покупной стоимости их приобретения (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), включая суммы невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением товаров, в случаях, предусмотренных законодательством РФ | Товары, приобретенные специально для перепродажи и учтенные по кредиту счета 41 | ||||
Организации общественного питания показывают в данной строке расходы на товары, которые без дополнительной обработки были перепроданы населению через собственные (без сданных в аренду) или арендованные объекты розничной торговли (магазины, павильоны, палатки, киоски, торговые автоматы и др.) либо юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки или дальнейшей продажи) | Стоимость покупных товаров, учтенных на счете 41 и предназначенных для использования для приготовления кулинарной продукции, а также стоимость покупных товаров, которые без кулинарной обработки были проданы в обеденных залах ресторанов, кафе, закусочных, баров, столовых, по строке 17 не показываются, а отражаются по строке 18 | ||||
Указывается стоимость приобретенных сырья и материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары и тарных частей, запасных частей, материалов, переданных на переработку на сторону, строительных материалов, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, воды, электроэнергии, специальной оснастки и специальной одежды на складе и в эксплуатации и т.п., использованных для осуществления хозяйственной деятельности в 2015 году (без НДС и иных возмещаемых налогов) | Стоимость сырья и материалов, учтенных по кредиту счетов 10, 11, 15, 16 и дебету счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44. Стоимость показывается по покупным ценам, включая транспортно-заготовительные расходы, невозвратную тару, а также суммы невозмещаемых налогов | ||||
Если договором аренды предусмотрено, что арендатор уплачивает арендную плату и отдельно производит оплату коммунальных услуг по имуществу, взятому в аренду, арендатор по строкам 19-20 показывает сумму арендной платы за вычетом затрат на оплату электроэнергии, услуг связи, услуг коммунального хозяйства (тепловая энергия, вода и т.п.) и других затрат (которые должны быть отражены по строке 18) | Показатели строк 19 и 20 формируются на основании данных, учитываемых арендатором (лизингополучателем) по дебету счетов 20, 23, 25, 26, 44 | ||||
Эти расходы включаются в затраты на производство товаров, продукции, выполнение работ и оказание услуг в соответствии с установленным законодательством порядком (включая работы и услуги непроизводственного характера, такие как услуги связи, транспортные услуги, услуги вневедомственной охраны, аудиторских организаций, услуги по обслуживанию контрольно-кассовых аппаратов, содержанию служебного транспорта, услуги банков по открытию и ведению счетов, исполнению платежных поручений и т.д.) | Стоимость работ и услуг, учитываемых по дебету счетов 20, 23, 25, 26, 29, 44. Здесь же отражаются суммы невозмещаемого НДС за оплаченные работы и услуги, выполненные и оказанные сторонними организациями. Не показываются услуги сторонних организаций, включаемые в транспортно- заготовительные расходы, учитываемые в составе покупной стоимости товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий |
При заполнении подразд. 2.6 указывается выручка от реализации товаров (работ, услуг) за 2015 год в целом по организации (включая данные по всем обособленным подразделениям) (строка 28) и каждому виду фактически осуществляемой экономической деятельности (строка 29) (без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей).
Для организаций, применяющих УСНО, важно: данные по строке 28 в графе 4 заполняются в соответствии с книгой учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, а также согласно декларации по налогу при УСНО.
Если применяется объект налогообложения "доходы", эти данные должны коррелировать с показателем строки 113 "Сумма полученных доходов за налоговый период" подразд. 2.1 "Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (объект налогообложения - доходы)".
Если выбран объект налогообложения "доходы минус расходы", вышеназванные данные должны соотноситься с показателем строки 213 "Сумма полученных доходов за налоговый период" подразд. 2.2 "Расчет налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, и минимального налога (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов)".
Для тех, кто применяет спецрежим в виде ЕНВД, отметим, что организация в этом случае по строке 28 в графе 4 фиксирует стоимость проданной продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг в отчетном году на основании первичной учетной документации, отражающей все хозяйственные операции.
Отметим, что перечень видов экономической деятельности для заполнения строки 29 приведен на сайте Росстата: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/splosh.html.
Разделы 3 "Основные фонды (средства) и инвестиции в основной капитал" и 4 "Государственная поддержка" заполняются в соответствии с разъяснениями, представленными в форме.
Форма 1-предприниматель
Форму федерального статистического наблюдения 1-предприниматель "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015 год" представляют все физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).
В данной форме приводятся только сведения, относящиеся к осуществляемой предпринимательской деятельности.
Форма 1-предприниматель отличается большим количеством пояснений, которым необходимо следовать при ее заполнении.
Индивидуальные предприниматели, находящиеся на УСНО, учитывают доходы и расходы так же, как и организации, применяющие данный спецрежим, о чем было сказано выше.
Ответственность за непредставление данных
Ответим на животрепещущий вопрос организаций и индивидуальных предпринимателей: что будет с теми, кто не представит необходимую отчетность в территориальные органы статистики?
Согласно ст. 13.19 КоАП РФ непредставление респондентами первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное представление этих данных, а равно представление недостоверной статистической информации влекут наложение на них административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб.
Даже если штраф уплачен, респонденту все равно необходимо представить информацию в органы статистики.
Напомним, что представлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, с арифметическими или логическими ошибками.
Территориальные органы Росстата, в чей адрес поданы первичные статистические данные, при обнаружении недостоверных первичных статистических данных направляют в трехдневный срок письменное (почтовой, факсимильной, электронной связью) уведомление респондентам, представившим эти данные.
Респонденты, допустившие факты представления недостоверных первичных статистических данных, не позднее трех дней после обнаружения таких фактов самими респондентами или получения письменного уведомления от органов статистики направляют исправленные данные с сопроводительным письмом, содержащим обоснования для внесения исправлений и подписанным должностным лицом, или необходимые пояснения.
Территориальные органы Росстата будут принимать все возможные меры для полноценного получения информации от субъектов малого бизнеса.
В декабре 2015 года работниками Росстата проводился обход мест массовой регистрации юридических лиц: бизнес-центров, офисных центров, торговых центров, в которых зарегистрировано достаточно большое количество юридических лиц. Перечень таких мест массовой регистрации определялся территориальным органом Росстата. Компаниям, не найденным в процессе обхода регистраторами, бланки форм и указания по их заполнению были разосланы в декабре 2015 года почтовыми отправлениями.
В отдельных случаях возможны обход и обзвон субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, уклонившихся от участия в наблюдении.
Как разъяснено в Письме Росстата от 14.01.2016 N 03-03-1/1-СМИ "О сплошном федеральном статистическом наблюдении малого и среднего предпринимательства по итогам за 2015 год", если по результатам этих мероприятий респондент представит отчет, штрафные санкции к нему применяться не будут.
* * *
Все малые предприятия (включая микропредприятия) и индивидуальные предприниматели обязаны представить отчетность по формам сплошного федерального статистического наблюдения малого и среднего предпринимательства по итогам 2015 года в территориальные органы Росстата до 1 апреля 2016 года.
Специальные формы можно получить в органах Росстата. Также можно направить данную отчетность в электронном виде.
За несвоевременное или некорректное представление статистических форм предусмотрен административный штраф. При этом все равно придется подать рассматриваемую отчетность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"