Как вести учет расходов на картриджи?
Т. Бурсулая,
ведущий аудитор ЗАО "АКФ "МИАН"
Журнал "Расчет", N 3, март 2016 г., с. 30-31.
Офис невозможно представить без техники и, как минимум, без компьютеров и принтеров. Как правильно вести учет расходов на картриджи и их заправку? Тенгиз Бурсулая, ведущий аудитор ЗАО "АКФ "МИАН", расскажет об этом.
Поступающие на предприятие картриджи на основании сопроводительных документов (накладных, копий счетов, кассовых чеков) следует приходовать по дебету счета 10, субсчет 9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности". Если приобретенные активы используются для производственных целей, то их стоимость относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации") и учитывается на счетах учета затрат (20, 23, 25, 26, 44). В бухгалтерском учете списание МПЗ в расходы осуществляется одним из методов, предусмотренных пунктом 16 ПБУ 5/01: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО). Выбор применяемого метода отражается в учетной политике. Признаются данные расходы в учете в том периоде, в котором они имели место (п. 16, 17, 18 ПБУ 10/99).
Налоговый учет
Сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная поставщиком картриджа, принимается организацией к вычету. Сделать это можно после оприходования картриджа при наличии выставленного поставщиком счета-фактуры (подп. 2 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). При расчете налога на прибыль стоимость картриджей учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 24 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Пример
ООО "Ромашка" приобрело картриджи на сумму 17 700 рублей, в том числе НДС - 2700 рублей. Материалы поступили в организацию в полном объеме. Получены документы от поставщика: накладная ТОРГ-12, счет-фактура. Картриджи оплачены безналичным путем. В учете организации необходимо сделать следующие записи:
- 15 000 рублей - поступили материалы;
- 2700 рублей - учтен НДС по приобретенным материалам;
- 17 700 рублей - оплачены материалы с расчетного счета;
- 2700 рублей - входной НДС принят к вычету;
- 15 000 рублей - картриджи переданы в эксплуатацию.
Для налогообложения прибыли стоимость учтена организацией в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
На заправку
Теперь рассмотрим порядок отражения операций по заправке картриджей. В соответствии с пунктами 5 и 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999 года N 33н, затраты организации по оплате работ сторонней организации по заправке картриджа относятся к расходам по обычным видам деятельности. Они принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, определяемой исходя из цены и условий, установленных договором (п. 6 ПБУ 10/99). Признаются эти траты в том отчетном периоде, когда они имели место (п. 16, 17, 18 ПБУ 10/99).
Согласно Инструкции по применению плана счетов расходы по оплате работ по заправке картриджа, в случае если они являются управленческими, не связанными непосредственно с производственным процессом, могут отражаться в учете по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы".
Теперь что касается налогового учета. Сумма НДС по принятым работам отражается по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Налог, предъявленный поставщиком, принимается организацией к вычету, который производится после принятия работ (услуг) к учету при наличии счета-фактуры (подп. 2 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Сумма НДС отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции с кредитом счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".
Теперь о налоге на прибыль. Траты на заправку картриджа учитываются в составе материальных расходов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ (см. письма Минфина от 8 февраля 2007 г. N 03-11-04/2/26, УФНС России по г. Москве от 1 декабря 2004 г.).
Пример
Работнику производственной компании выданы из кассы средства под отчет в сумме 15 000 рублей для заправки картриджа в специализированной организации. Сотрудник в этот же день представил в бухгалтерию авансовый отчет и документы, подтверждающие заправку (акт приемки-сдачи работ, счет-фактура), на сумму 11 800 рублей (включая НДС - 1800 руб.) В учете необходимо сделать следующие записи:
- 15 000 рублей - выданы средства под отчет для оплаты работ по заправке картриджа. Первичный документ - расходно-кассовый ордер;
- 10 000 рублей - отражена стоимость работ по заправке картриджа. Первичный документ - авансовый отчет;
- 1800 рублей - отражен НДС. Первичные документы - счет-фактура, авансовый отчет;
- 1800 рублей - принята к вычету сумма НДС по оплаченным работам. Первичный документ - счет-фактура;
- 3200 рублей - сотрудником возвращены неизрасходованные средства. Первичный документ - приходный кассовый ордер.
Под списание!
Картриджи списываются актом расхода в том подразделении, которое является их получателем. Документ должен включать в себя необходимые сведения о списываемых ценностях: название, количество, учетную цену и сумму по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) название заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумму по нормам расхода, количество и сумму расхода сверх норм и их причины; в случае необходимости указываются количество произведенной продукции либо объемы выполненных работ (п. 98 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. N 119н).
Порядок составления акта расхода материалов, а также перечень подразделений, которые должны его подготовить, определяется организацией самостоятельно. Например, вместо оформления акта расхода можно дополнить требование-накладную по форме N М-11 еще одним реквизитом, который расшифрует назначение использования картриджей и позволит списывать материалы в расход с помощью одного документа. При этом форму требования-накладной следует утвердить в учетной политике в качестве документа, подтверждающего расходование материалов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru