Комментарий к письму Минфина России от 14 января 2016 г. N 03-08-13/679
А.С. Дегтяренко,
эксперт "НА"
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 5, март 2016 г., с. 7.
Минфин России уточнил, что зачету подлежат только те налоги, уплаченные за рубежом, которые аналогичны российскому налогу на прибыль организаций, установленному главой 25 Налогового кодекса РФ. По мнению финансового ведомства, аналогичность иностранного налога следует из его названия и из законодательства соответствующего государства.
По налогу на прибыль - только зачет
В статье 311 Налогового кодекса РФ сказано, что суммы налога, уплаченные российской организацией по законам иностранных государств, засчитываются в счет уплаты налога на прибыль в РФ. Нормы НК РФ призваны устранить двойное налогообложение доходов российских организаций, осуществляющих деятельность за границей. Ведь учесть сумму иностранного налога в "прибыльных" расходах нельзя. Такое мнение ранее высказывала ФНС России (письмо от 03.09.2013 N ЕД-4-3/15969@). Для избежания двойного налогообложения по налогу на прибыль предусмотрен только механизм зачета.
Документы для зачета
В зависимости от конкретной ситуации уплатить налог за рубежом может либо сама организация - из своих доходов, либо иностранный контрагент (налоговый агент) - удержав налог при выплате доходов российской фирме. Чтобы законно уменьшить свои обязательства перед российским бюджетом, организации нужно представить в налоговую инспекцию специальную налоговую декларацию - по форме, утвержденной приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@. Ее подают вместе с обычной декларацией по налогу на прибыль в любом отчетном (налоговом) периоде независимо от времени уплаты (удержания) иностранного налога.
Зачет производится только в пределах начисленной суммы российского налога на прибыль (п. 3 ст. 311 НК РФ). Предельную сумму зачета и сумму налога, подлежащую зачету, организация определяет самостоятельно в произвольной форме на основании данных налогового учета, подтвержденных первичными учетными документами, и данных специальной налоговой декларации.
Кроме того, нужно иметь документ, подтверждающий уплату или удержание налога с доходов за пределами РФ. Это может быть:
- или документ, заверенный иностранным налоговым органом (если организация платила налог сама);
- или документ, заверенный налоговым агентом (если он удержал налог).
Какой иностранный налог - аналогичный
Понятие "аналогичности" прямо не прописано в Налоговом кодексе РФ, и иных подробностей по зачету в нем не указано. Тем не менее Минфин России неоднократно разъяснял, что возможность зачета налога, уплаченного российской организацией (удержанного с ее доходов) в иностранном государстве, возникает при одновременном соблюдении следующих условий:
- обязательное включение доходов от источников в иностранных государствах (с учетом расходов) в налоговую базу по российскому налогу на прибыль организаций в РФ;
- фактическая уплата (удержание) данного налога с этих доходов в иностранном государстве.
Эта точка зрения отражена в письмах Минфина России от 12.03.2013 N 03-08-05/7342, от 28.02.2012 N 03-03-06/1/106.
Иными словами, "аналогичный" иностранный налог - это налог с доходов (за вычетом расходов), подпадающих под российское определение доходов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. В нашей стране в налоговую базу по налогу на прибыль включаются два вида доходов - выручка от реализации и внереализационные доходы, перечень которых открыт. Эти суммы должны быть подтверждены первичными документами и данными налогового учета (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249, ст. 250 НК РФ). Но, как выяснилось, критериев Налогового кодекса РФ недостаточно. Теперь финансовое ведомство уточнило, что аналогичность иностранного налога также следует из его названия и из законодательства соответствующего государства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.