Основные уголовные преступления и ответственность за их совершение в деятельности АУ
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города
Журнал "Руководитель автономного учреждения", N 3, март 2016 г., с. 15-24.
Данная статья представляет собой заключительную часть цикла материалов, посвященных теме ответственности руководителей государственных и муниципальных учреждений, к которым относятся и АУ. Ранее*(1) шла речь об административной ответственности, сейчас - об уголовной. Рассмотрим, какие уголовные преступления могут в принципе иметь место в деятельности автономного учреждения (независимо от его отраслевой принадлежности) и какая ответственность за их совершение установлена УК РФ.
Нецелевое расходование бюджетных средств
Согласно ст. 285.1 УК РФ за данное деяние предусматривается уголовная ответственность, если оно совершено в крупном (более 1,5 млн. руб.) или особо крупном (более 7,5 млн. руб.) размере. Это преступление заключается в расходовании бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств. Диапазон возможных видов наказаний за такое преступление достаточно широк - от штрафа в размере 100 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. При этом совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере признается отягчающим обстоятельством.
Отметим здесь важный момент. В отличие от законодательства об административных правонарушениях, где также говорится о подобном деянии (ст. 15.14 КоАП РФ), в приведенной выше формулировке прямо указывается субъект уголовной ответственности - "должностное лицо получателя бюджетных средств". В трактовке бюджетного законодательства к автономному учреждению определение "получатель бюджетных средств" не относится (например, в отличие от казенного учреждения - см. ст. 6 БК РФ), а уголовное законодательство устанавливает, что основанием для привлечения к уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления (ст. 8 УК РФ). Поэтому с формальной точки зрения руководитель автономного учреждения не может нести уголовную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, а попытки привлечь его к такой ответственности лишены правовых оснований.
В то же самое время, если речь идет о нецелевом использовании средств государственных внебюджетных фондов (в частности, АУ здравоохранения могут быть получателями средств ФОМС), уголовная ответственность здесь применима и к руководителям АУ. В данном случае законодательство определяет субъект уголовной ответственности просто как "должностное лицо" (ст. 285.2 УК РФ). Наказание за это преступление предусмотрено такое же, как и за нецелевое использование бюджетных средств.
Мошенничество
Мошенничеством считается хищение чужого имущества или приобретение права на него путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ). В деятельности автономных учреждений к случаям мошенничества могут относиться заключение фиктивных договоров с подрядчиками, оформление на штатные ставки в учреждении "мертвых душ" и т.п. Здесь имеется в виду мошенничество, совершенное с использованием служебного положения, - оно наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от 1 года до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода осужденного) за период до 6 месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до 1,5 лет либо без такового. При этом отягчающим обстоятельством является совершение мошенничества в крупном размере (стоимость имущества или размер денежных средств превышает 250 тыс. руб.).
Примечание. В деятельности автономных учреждений к случаям мошенничества могут относиться заключение фиктивных договоров с подрядчиками, оформление на штатные ставки в учреждении "мертвых душ".
А вот если мошенничество совершено организованной группой либо в особо крупном размере (стоимость имущества или размер денежных средств превышает 1 млн. руб.), наказание будет строже - лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. Отметим, что под организованной группой понимается группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК РФ).
Присвоение или растрата
Присвоением или растратой в силу ст. 160 УК РФ считается хищение чужого имущества, вверенного виновному лицу. Данный вид преступления нередко смешивается с мошенничеством - например, оформление руководителем учреждения трудовых договоров с "мертвыми душами" в уголовной практике может квалифицироваться и как "мошенничество", и как "присвоение". Однако между этими понятиями все-таки есть разница. При присвоении или растрате преступник связан с собственником имущества не только доверительными, но и правовыми отношениями (в частности, собственник похищенного имущества может являться работодателем преступника)*(2).
При совершении лицом данного преступления с использованием своего служебного положения, в составе организованной группы или в особо крупном размере возможные наказания будут такими же, как и при мошенничестве (см. выше). Поэтому, в принципе, квалификация уголовного деяния как присвоения, растраты или мошенничества не имеет практической значимости.
Злоупотребление полномочиями
Под злоупотреблением полномочиями понимается использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (в нашем случае - руководителем автономного учреждения), своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если такое деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства (ст. 201 УК РФ). Примером здесь может послужить ситуация, когда руководитель учреждения подписывает акт сдачи-приемки строительных работ с подрядчиком, который эти работы не выполнял или выполнил их не полностью. Данное преступление наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет. При наличии тяжких последствий преступления наказание может быть строже - вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет. Однако отметим, что понятие "тяжкие последствия" в УК РФ не раскрывается, оно является оценочным.
Вместе с тем в отношении руководителей государственных и муниципальных учреждений в уголовной практике, как правило, применяется отдельная статья, касающаяся злоупотребления именно должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). В принципе, содержание этой статьи (за исключением нескольких моментов) идентично содержанию рассмотренной выше ст. 201 УК РФ. Злоупотребление должностными полномочиями наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода осужденного) за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет. Наличие тяжких последствий влечет лишение свободы на срок до 10 лет.
Главная особенность ст. 285 заключается в том, что она применяется исключительно к должностным лицам, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющим функции представителя власти либо выполняющим организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ.
Кроме того, применительно к данной статье, пусть и "открытым списком", и тоже оценочно (что считать "значительным ущербом"?), но все-таки определено понятие "тяжкие последствия"*(3). Под ними понимаются последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.
Превышение должностных полномочий
Согласно ст. 286 УК РФ превышением должностных полномочий считается совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Причем если при злоупотреблении полномочиями должностное лицо совершает преступное действие (бездействие) в пределах своей компетенции, превышение полномочий может выражаться в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:
1) относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);
2) совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; и др.*(4)
Например, такое преступление может иметь место, когда руководитель автономного учреждения единолично совершит крупную сделку по продаже особо ценного движимого имущества учреждения, не получив на это разрешения учредителя и не согласовав сделку с наблюдательным советом АУ, как того требует федеральное законодательство об автономных учреждениях*(5).
Рассматриваемое преступление наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до 6 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет. Наличие тяжких последствий преступления влечет лишение свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Под тяжкими последствиями понимается то же, что и в случае со злоупотреблением должностными полномочиями (см. выше).
Служебный подлог
Служебным подлогом считается внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если такие деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 292 УК РФ). При этом под внесением заведомо ложных сведений, исправлений, искажающих действительное содержание официальных документов, понимается отражение и (или) заверение заведомо не соответствующих действительности фактов как в уже существующих документах (подчистка, дописка и др.), так и путем изготовления нового экземпляра, в том числе с использованием бланка соответствующего документа*(6).
Примером служебного подлога в деятельности автономного учреждения может стать ситуация, когда руководитель образовательного учреждения, не будучи педагогическим работником, вносит в протокол заседания экспертной группы, проводящей оценку соответствия профессиональной компетентности педагогических работников, заведомо ложные сведения о своем соответствии предъявляемым требованиям для присвоения себе квалификационной категории.
За данное преступление грозит штраф в размере до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода осужденного) за период до 6 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет. То же деяние, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается строже - штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода осужденного) за период от 1 года до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 4 лет с лишением указанного выше права на срок до 3 лет или без такового.
Получение взятки
Здесь имеется в виду получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям, а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290 УК РФ).
Под незаконным оказанием услуг имущественного характера суды понимают предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств. Например, это может выражаться в прощении долга или исполнении обязательств перед другими лицами, выдаче кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатных (либо по заниженной стоимости) предоставлении туристических путевок, ремонте квартиры, строительстве дачи, передаче имущества (в частности, автотранспорта) для его временного использования*(7). Общее покровительство по службе проявляется и в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам, а к попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.
Пример данного преступления - получение директором муниципального дошкольного образовательного учреждения взятки за устройство ребенка в детский сад без очереди. За это грозит штраф в размере до 1 млн. руб., или в размере зарплаты (иного дохода осужденного) за период до 2 лет, или в размере от 10- до 50-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением указанного выше права на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере от 10- до 20-кратной суммы взятки или без такового.
Получение должностным лицом взятки в значительном размере (более 25 тыс. руб.) усиливает наказание: срок лишения свободы может увеличиться до 6 лет, возрастают и размеры штрафов. Если взятка берется за незаконные действия или бездействие (в частности, превышение должностных полномочий), наказание тоже ужесточается - виновное лицо может лишиться свободы на срок от 3 до 7 лет.
Если взятку получает группа лиц по предварительному сговору, организованная группа, имеет место вымогательство взятки либо она берется в крупном размере (более 150 тыс. руб.), штраф может составить от 70- до 90-кратной суммы взятки, а срок лишения свободы - от 7 до 12 лет. Наконец, самое строгое наказание предусмотрено за получение взятки в особо крупном размере (более 1 млн. руб.). Здесь грозит штраф в размере от 80- до 100-кратной суммы взятки, а лишиться свободы можно на срок от 8 до 15 лет.
Халатность
В силу ст. 293 УК РФ халатностью считается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба (более 1,5 млн. руб.) или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Примером данного преступления в деятельности автономного учреждения может послужить ситуация, когда при проведении строительных работ в АУ руководитель не предпринимает необходимых мер для недопущения на место работ посторонних лиц, из-за чего на стройплощадку попадают дети и получают травмы.
Совершение рассматриваемого преступления наказывается штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до 1 года, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев.
Если причиненный ущерб является особо крупным (более 7,5 млн. руб.), наказанием станет штраф в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода осужденного) за период от 1 года до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев.
Если в результате допущенной халатности произошли причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерть человека, преступление наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Отметим, что в понятие "тяжкий вред здоровью" включаются следующие случаи*(8):
1) вред, опасный для жизни человека;
2) потеря зрения, речи, слуха, какого-либо органа или утрата органом его функций;
3) прерывание беременности;
4) психическое расстройство;
5) заболевание наркоманией либо токсикоманией;
6) неизгладимое обезображивание лица;
7) значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
8) полная утрата профессиональной трудоспособности.
Самое строгое наказание предусмотрено в случае смерти 2 или более лиц: принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового либо лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью К.Г. Чагина "Основные административные правонарушения и ответственность за их совершение в деятельности АУ", N 1 и 2, 2016.
*(2) См. Постановление Пленума ВС РФ от 27.12.2007 N 51 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате".
*(3) См. Постановление Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" (далее - Постановление N 19).
*(4) См. Постановление N 19.
*(5) Часть 2 ст. 3, ст. 14 и 15 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(6) См. Постановление Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" (далее - Постановление N 24).
*(7) См. Постановление N 24.
*(8) См. Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 N 522 "Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"