Инновационный подход к патентной стратегии корпорации
О. Котенева,
патентный поверенный, начальник
патентного отдела ПАО "Техприбор"
В. Масной,
к.т.н, главный специалист
АО Концерн "КРЭТ"
Журнал "Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность" N 4, апрель 2016 г., с. 31-37.
В статье описан расширенный поэтапный подход к управлению результатами интеллектуальной деятельности на основе пяти последовательных этапов: маркетинговых исследований, патентных исследований, патентования, учета и использования, а также коммерциализации.
Патентная стратегия - один из основополагающих документов инновационной и научно-технической деятельности любой организации, занимающейся разработкой, производством и рыночным сопровождением конкурентоспособных продуктов, определяющий принципы и правила ведения работ по созданию, охране и использованию в коммерческих целях результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД).
Примечание. Это циклически замкнутый поэтапный процесс управления объектами интеллектуальной собственности, позволяющий экономить кадровые ресурсы и денежные средства корпорации.
Настоящая статья не претендует на исчерпывающее раскрытие содержания патентной стратегии предприятия с полным набором критериев, индикаторов и показателей. Она показывает лишь новый подход к процессу управления РИД, наиболее перспективный для крупных интегрированных структур, таких как корпорации, кластеры, холдинги или концерны, где существует единая информационная база РИД и эффективно работает корпоративная система управления интеллектуальной собственностью [1; 2].
Цель статьи - показать, как можно, используя преимущества корпорации перед одиночным предприятием и расширяя рамки патентной стратегии, сделать процесс управления интеллектуальной собственностью продуктивным и инновационным.
В отличие от объекта интеллектуальной собственности (далее - ОИС) инновация - это не просто новое и оригинальное техническое решение, а продукт или технология, дающие экономический эффект и приносящие прибыль, иными словами, инновация - это коммерциализированный ОИС. Чтобы сделать патентную стратегию корпорации по сути инновационной, нужно расширить ее привычные границы, добавив такой мощный ресурс, как маркетинговые исследования.
В настоящей статье рассматривается поэтапный подход к управлению результатами интеллектуальной деятельности на основе пяти последовательных стадий, или этапов (см. рисунок):
- маркетинговые исследования,
- патентные исследования,
- патентование,
- учет и использование,
- коммерциализация.
Стоит подчеркнуть, что при предлагаемом подходе используется расширенное и поэтапное управление РИД и предусматриваются помимо традиционных стадий - патентных исследований, патентования и учета и использования РИД - еще две: предваряющая стадия - маркетинговых исследований и завершающая стадия - коммерциализации.
Подобное толкование патентной стратегии выходит за стандартные рамки деятельности отдельных патентных подразделений, однако прекрасно вписывается в инновационную политику корпорации, поскольку реализовать ее в полном объеме с получением синергетического эффекта можно только в группе ассоциированных предприятий.
Одно из преимуществ корпорации состоит в том, что в ее пределах появляется больше возможностей использования РИД. Так, РИД, созданные на одном из предприятий корпорации, могут быть эффективно использованы в продукции других предприятий. Также возможно использование общекорпоративных ресурсов, например, системы управления интеллектуальной собственностью и единой базы данных, обеспечивающей внутрикорпоративный обмен информацией. Это значительно сократит и удешевит маркетинговые исследования и патентный поиск, которые отдельные организации зачастую ведут параллельно и независимо по сходным объектам.
Как правило, перечисленные стадии управления правами на РИД следуют последовательно, одна за другой. Однако в некоторых случаях они могут перекрываться и совмещаться (см. рисунок). Процесс создания, охраны, введения РИД в хозяйственный оборот и коммерциализации длится, в среднем, от 0,5 до 4 лет.
Рассмотрим подробно отдельные этапы патентной стратегии.
1. Этап маркетинговых исследований предусматривает сбор научно-технической и коммерческой информации и проведение маркетинговых исследований, проведение маркетингового анализа с целью выявления перспективных и коммерчески привлекательных областей создания патентоспособных РИД. Помимо собственно маркетинговых исследований этап включает в себя:
- планирование научно-технической деятельности в части получения патентоспособных РИД и предварительный выбор объектов патентования;
- выявление уже запатентованных третьими лицами ОИС, лицензии на которые целесообразно приобрести в случае, когда собственные разработки становятся невыгодными.
Инновационная патентная стратегия предусматривает помимо трех традиционных стадий еще две: предваряющую стадию маркетинговых исследований и завершающую стадию коммерциализации
2. Этап патентных исследований означает экспертизу объектов, предварительно отобранных на первом этапе, на патентную чистоту и патентоспособность, отбор объектов для патентования. Этап предусматривает:
- проведение патентных исследований по ГОСТ 15.011-96;
- планирование и выполнение разработок потенциально охраноспособных РИД в рамках НИОКР;
- отбор объектов для патентования по результатам патентных исследований и проводимых НИОКР;
- определение потенциальных технических решений для патентования их как средства защиты от конкурентов.
3. Этап патентования. Основной этап в создании и защите прав на РИД - это этап обеспечения правовой охраны.
Цель патентования - получение государственного охранного документа - патента, закрепляющего исключительное право на РИД за правообладателем.
На этом этапе осуществляются следующие действия:
- отбор наиболее перспективных объектов для патентования таким образом, чтобы обеспечить в будущем эффективный портфель патентов, блокирующий определенную нишу товаров или область рынка;
- выбор оптимального режима охраны: получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или сохранение информации о РИД в режиме коммерческой тайны (ноу-хау);
- выбор оптимальной методики патентования (одна заявка с простой формулой, одна заявка с многозвенной формулой, серия "зонтичных" или серия "веерных" заявок и т.п. (подробнее см. в статье О. Котеневой "Современные патентные технологии, или Возвращение неуловимого Джо") и разработка заявок на получение патентов, в том числе блокирующих;
- использование при необходимости основных приемов наступательной патентной политики: инициирование судебных исков относительно патентов конкурирующих организаций, обращение в Роспатент с требованием о принудительном лицензировании и т.д.;
- составление юридически значимых документов, связанных с процессом патентования: договоров об отчуждении права на получение патентов, договоров на передачу/приобретение исключительных прав, договоров о распределении и закреплении прав на ОИС и т.п.;
- получение патентов РФ на изобретение, полезную модель, промышленный образец, подготовка материалов и предложений по патентованию за рубежом.
4. Этап учета и использования РИД включает в себя постановку на бухгалтерский учет исключительных прав на ОИС, принятие решений об их промышленном использовании и иные способы введения РИД в хозяйственный оборот. Этап подразумевает:
- определение возможностей использования созданных ОИС в продукции предприятия/предприятий корпорации;
- постановка исключительных прав на ОИС на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов;
- составление юридически значимых документов, касающихся использования ОИС, в том числе актов об использовании, договоров о правообладании, передаче прав на РИД и т.п.
5. Этап коммерциализации включает принятие решений по дальнейшему эффективному использованию ОИС. Этап предусматривает:
- проведение маркетинговых исследований по определению потребностей рынка, как российского, так и зарубежного, в созданных ОИС;
- проведение анализа с целью определения наиболее рационального и экономически выгодного способа использования выявленных ОИС: 1) производить продукцию с использованием ОИС на предприятии-патентообладателе; 2) производить продукцию с использованием ОИС на других предприятиях корпорации или сторонних предприятиях; 3) продать лицензию на использование ОИС в случае, если его собственное производство экономически невыгодно;
- решение о приобретении или продаже ОИС и лицензий на их использование;
- создание механизмов внутреннего и внешнего трансфера технологий, защищенных патентами предприятий корпорации.
- использование ОИС в качестве вклада в уставный капитал дочерних и зависимых обществ корпорации или залога обеспечения обязательств.
Возможности корпорации позволяют на всех этапах осуществления патентной стратегии проводить общекорпоративные мероприятия по оптимизации процессов управления правами на РИД, а именно:
- формирование и ведение базы данных корпорации по РИД и ОИС;
- формирование корпоративной культуры управления ОИС, обучение и подготовка квалифицированных специалистов предприятий корпорации в области управления интеллектуальной собственностью;
- создание общекорпоративного мобильного ресурса специалистов в области интеллектуальной собственности, т.е. консультации и привлечение соответствующих специалистов разных предприятий корпорации к работам с ОИС.
Расширенный поэтапный подход позволяет осуществлять замкнутый жизненный цикл процесса управления объектами интеллектуальной собственности. Завершающий этап - коммерциализация - плавно перетекает в начальный этап работ по созданию нового РИД (см. рисунок), а именно:
- в момент, когда одно из предприятий корпорации продает лицензию на использование РИД, другое ее покупает;
- при исследовании перспективных областей рынка для внедрения уже созданной и защищенной патентами продукции попутно определяются области для разработки новой, еще не разработанной продукции.
Таким образом, на завершающем, пятом этапе процесса создания и управления РИД, закладывается фундамент для первого этапа нового цикла этого процесса.
Задачами настоящей патентной стратегии являются:
- создание высокоэффективных конкурентоспособных продуктов и технологий, их выводу на рынок и успешную реализацию;
- повышение конкурентоспособности предприятий корпорации за счет производства высокотехнологичной продукции, защищенной патентами;
- увеличение стоимости активов корпорации и ее предприятий;
- усиление деловой репутации и привлекательности корпорации на рынке инвестиций и инноваций;
- выход корпорации на международный рынок интеллектуальной собственности.
Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы.
В отличие от отдельных предприятий их ассоциация (корпорация, концерн или холдинг) обладает более широкими возможностями в части проведения маркетинговых исследований и коммерциализации РИД.
Это вызвано тем, что для исследований рынка корпорация может привлекать общие корпоративные ресурсы, а также использовать наработки различных предприятий, в нее входящих. Коммерциализация РИД в корпорации осуществляется проще и эффективнее в связи с возможностью продажи лицензии или исключительных прав на РИД внутри ассоциации, куда входят, чаще всего, как предприятия - разработчики продукции (НИИ, ОКБ), так и предприятия-изготовители (серийные заводы).
Предлагаемый процесс создания и управления РИД разбивается на пять стадий: помимо трех традиционных стадий (патентные исследования, патентование, учет и использование РИД), он включает еще две: предваряющую стадию маркетинговых исследований и завершающую стадию коммерциализации. Такой подход позволяет замкнуть процесс управления объектами интеллектуальной собственности, сделав его непрерывным и цикличным.
Предлагаемая патентная стратегия является инновационной, т.к. не только предлагает обновленный подход к управлению интеллектуальной собственностью корпорации, но и позволяет существенно экономить кадровые ресурсы и денежные средства корпорации, быстрее достигая при этом максимально эффективного результата и формируя оптимальный портфель патентов.
Литература:
1. Патентная стратегия АО "КРЭТ" [Электронный ресурс] / http://kret.my1.ru/index/patentnaja-strategija (дата обращения: 08.07. 2014).
2. Патентная стратегия ОАО Концерн "Вега" на период до 2017 г. [Электронный ресурс] / http://vega.su/innovations/patent-strategia (дата обращения: 06.04.2015).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Котенева О., Масной В. Инновационный подход к патентной стратегии корпорации
Котенева О. - патентный поверенный, начальник патентного отдела ПАО "Техприбор"
Масной В. - к.т.н, главный специалист АО Концерн "КРЭТ"
В статье описан расширенный поэтапный подход к управлению результатами интеллектуальной деятельности на основе пяти последовательных этапов: маркетинговых исследований, патентных исследований, патентования, учета и использования, а также коммерциализации. Подобный подход делает процесс управления результатами интеллектуальной деятельности непрерывным и цикличным, способствует формированию наиболее эффективного портфеля патентов, обеспечивающего устойчивую коммерческую деятельность и развитие предприятий корпорации.
The article presents the extended time-phased approach to the intellectual activity results management. The approach consists of fi ve consistent stages: marketing investigations, patent researches, patenting, accounting and usage and then- commercialization. Such approach forms the continuous cyclic process of intellectual activity results management and promotes to creation of most eff ective patent pool, that gives the stable commercial development of corporation enterprises.
Ключевые слова: результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальная собственность, объект интеллектуальной собственности, система управления интеллектуальной собственностью, патентная стратегия.
Keywords: Intellectual activity results, intellectual property, object of intellectual property, intellectual property management system, patent strategy.
Научно-практический журнал
"Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность"
Журнал зарегистрирован Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Регистрационный ПИ N 77-15023
Из номера в номер: консультации ведущих специалистов в области ИС, патентно-лицензионная и судебная практика, а также все, что нужно знать о товарных знаках, изобретениях, промышленных образцах, полезных моделях, о бухучете и налогообложении нематериальных активов, об оценке и коммерциализации ИС и многое другое.
Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ журнал "Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность" 27.01.2016 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.