Полномочия военного прокурора по контролю за расходами военнослужащих и иных лиц, обязанных представлять сведения о расходах
В.М. Корякин,
доктор юридических наук,
профессор Военного университета, заместитель директора
Юридического института Московского государственного
университета путей сообщения
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 11, ноябрь 2015 г., с. 2-5.
С 1 января 2013 г. действует Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ (далее - Закон о контроле за расходами). Данным законодательным актом в целях противодействия коррупции установлены правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга), а также определены категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы*(1).
Согласно ст. 12 Закона о контроле за расходами указанный контроль осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами. В отношении военнослужащих, государственных гражданских служащих и иных работников военных организаций, обязанных по закону представлять сведения о расходах, контроль за расходами осуществляют военные прокуроры.
В целях повышения результативности организации прокурорского надзора за исполнением Закона о контроле за расходами, выработки единых подходов при осуществлении прокурорами полномочий, предусмотренных данным Законом, издан приказ Генерального прокурора Российской Федерации "О реализации прокурорами полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", и об организации прокурорского надзора за исполнением данного Федерального закона" от 14 апреля 2015 г. N 179.
Указанный приказ обязывает органы военной прокуратуры обеспечить на постоянной основе надзор за исполнением лицами, замещающими должности, включенные в соответствующие перечни*(2), обязанности представлять сведения о расходах, включая сведения, представленные за прошедший год до июня текущего года. Проверки предписывается проводить в сроки, обеспечивающие возможность привлечения виновных лиц к ответственности, с учетом особенностей применения взысканий в отношении различных категорий работников и должностных лиц.
В ходе проведения надзорных проверок военные прокуроры должны оценивать деятельность уполномоченных органов, подразделений и должностных лиц военных организаций по исполнению обязанностей, связанных с осуществлением приема и анализа сведений о расходах, а также соблюдение ими процедуры осуществления контроля за соответствием расходов лиц, замещающих должности государственной службы, и иных лиц их доходам. При выявлении фактов неисполнения требований закона прокурор обязан ставить вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности.
Основные усилия органы военной прокуратуры должны концентрировать на вопросах проверки органами военного управления достоверности и полноты представленных сведений. Прокурорам предписано принципиально реагировать на ошибочные, поверхностные, не подтвержденные материалами проверки выводы и результаты, а также решительно пресекать факты осуществления контроля за расходами при отсутствии установленных Законом о контроле за расходами оснований и случаи нарушения прав лиц, в отношении которых проводится проверка.
Военные прокуроры обязаны мерами прокурорского реагирования не допускать факты ненаправления в органы военной прокуратуры и иные уполномоченные государственные органы полученных в ходе осуществления контроля за расходами материалов о выявленных признаках нарушения законодательства о противодействии коррупции, административного правонарушения или преступления. В этих целях органы военной прокуратуры наделены полномочиями по оценке своевременности направления ими лицам, уполномоченным на принятие решения о контроле за расходами, соответствующей информации и ее полноты для начала процедуры осуществления контроля. В случае выявления фактов ненаправления информации следует принимать исчерпывающие меры реагирования.
Военные прокуроры наделены правом инициировать в рамках предоставленных полномочий выработку механизма взаимодействия между органами (организациями) в ходе осуществления контроля за расходами, в том числе в случае выявления признаков преступления, административного или иного правонарушения. В этих целях на них возлагается обязанность принять комплекс дополнительных мер по правовому просвещению, координации и межведомственному взаимодействию в целях обеспечения соблюдения органами военного управления установленного порядка и сроков направления прокурорам материалов, необходимых для проведения проверок и для обращения прокурора в суд.
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14 апреля 2015 г. N 179 требует от органов военной прокуратуры обеспечивать рассмотрение материалов, связанных с контролем за расходами военнослужащих и других лиц, наиболее опытными и квалифицированными работниками военной прокуратуры в максимально короткие сроки, не превышающие 30 дней. Рассмотрение таких материалов прокурорам военных округов (приравненным к ним прокурорам) предписано брать под личный контроль, обеспечивать их обособленный учет и составлять заключения по результатам рассмотрения.
Наиболее действенной формой прокурорского реагирования на выявленные факты нарушений Закона о контроле за расходами является предусмотренное ст. 17 данного Закона право Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров на обращение в суд в целях изъятия в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, обязанным представлять сведения о расходах, не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы.
Следует отметить, что согласно данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в текущем году на основе материалов, поступивших из органов власти субъектов Российской Федерации и территориальных подразделений федеральных государственных органов, прокурорами направлено в суды 5 исковых заявлений об обращении в доход Российской Федерации такого имущества. Его общая стоимость, согласно заявленным исковым требованиям, превышает 89 млн. руб.*(3)
Так, прокуратурой Приморского края в Советский районный суд г. Владивостока направлено исковое заявление к муниципальной служащей администрации Надеждинского муниципального района об обращении принадлежащей ей автомашины в доход государства. В ходе контрольного мероприятия установлено, что она приобрела автомашину стоимостью 863 тыс. руб., что превышало ее совокупный доход за три предшествующих года. Суд исковые требования прокурора удовлетворил.
Прокурор Орловской области направил в суд исковое заявление к двум лицам, обязанным предоставлять сведения о расходах, об обращении в доход Российской Федерации 31 объекта имущества на общую сумму более 71 млн. руб., в отношении которых не представлены в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательства их приобретения на законные доходы.
Ивдельский городской суд Свердловской области рассматривает дело по иску прокурора г. Ивделя к служащей одного из исправительных учреждений ГУФСИН России по Свердловской области об обращении в доход Российской Федерации автомобиля стоимостью более 2 млн. руб. (доход служащей за три предшествующих года составил 1,3 млн. руб.).
Прокурор Краснодарского края направил в суд заявление к судебному приставу одного из отделов УФССП России по краю и ее супругу об обращении в доход государства земельного участка и домовладения на сумму свыше 6 млн. руб. (их общий доход за три предшествующих года составил 975 тыс. руб.).
Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14 апреля 2015 г. N 179 обязывает органы прокуратуры в целях исключения фактов оставления судом без удовлетворения заявлений прокуроров рассматривать в обязательном порядке имеющиеся в материалах проверки доказательства с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности. В случае их недостаточности и неполноты военные прокуроры обязаны требовать от органов военного управления и соответствующих должностных лиц представления дополнительных материалов, полученных при осуществлении контроля, с установлением срока направления такой информации. В целях оказания методической помощи прокурорам комментируемым приказом определен Примерный перечень документов, необходимых для обращения прокурора в суд в целях изъятия имущества, приобретенного на незаконные доходы.
Одновременно с направлением обращения в суд военные прокуроры должны инициировать в каждом случае принятие судом мер по обеспечению иска. В ходе судебного разбирательства необходимо привлекать в качестве свидетелей представителей органов военного управления (военных организаций), направивших материалы в военную прокуратуру.
При неполучении достоверных доказательств несоответствия расходов лица, в отношении которого проводится проверка, его супруги (супруга), несовершеннолетних детей по сделкам по приобретению имущества их общему доходу или в случаях установления фактов, подтверждающих приобретение имущества на законные доходы, военный прокурор составляет мотивированное заключение об отсутствии оснований для обращения в суд, которое должно быть в трехдневный срок согласовано с соответствующим руководителем органа военной прокуратуры и направлено в Главную военную прокуратуру.
Следует отметить, что в связи с вступлением в силу с 15 сентября 2015 г. Кодекса Российской Федерации об административном судопроизводстве (КоАС РФ)*(4) некоторые положения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 14 апреля 2015 г. N 179, касающиеся порядка обращения прокурора в суд, требуют корректировки и уточнения. В частности, исходя из норм ст.ст. 38 и 39 КоАС РФ, прокурор, обращающийся в суд в целях изъятия имущества, приобретенного государственными служащими и иными лицами, на незаконные доходы, будет занимать процессуальное положение административного истца, а формой его обращения в суд будет не заявление, как указано в действующей редакции приказа, а административное исковое заявление (административный иск).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробный комментарий норм Закона о контроле за расходами и принятых в его развитие подзаконных правовых актов применительно к специфике военной организации государства осуществлен в публикациях: Бараненкова И.В. Новые требования к представлению военнослужащими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера // Право в Вооруженных Силах. 2015. N 2; Кичигин Н.В. О представлении сотрудниками органов федеральной службы безопасности сведений о расходах как одном из элементов противодействия коррупции // Там же. 2014. N 3; Корякин В.М. Контроль за расходами лиц, проходящих службу (работающих) в Вооруженных Силах Российской Федерации (комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ в вопросах и ответах) // Там же. 2013. N 3; Его же. Определен порядок осуществления контроля за расходами лиц, проходящих службу (работающих) в Вооруженных Силах Российской Федерации (комментарий к Указу Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 310) // Там же. N 6; Миронов О.И. Обязанность военнослужащих по представлению сведений о расходах как инструмент профилактики коррупции в военных организациях // Там же. N 11; Миронов О.И. Порядок осуществления контроля за расходами военнослужащих в системе мер профилактики коррупции // Там же. N 10; Цветков А.С. Организация проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения военнослужащими требований к служебному поведению // Там же. 2015. N 3.
*(2) Приказ Министра обороны Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 865.
*(3) URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-864823/.
*(4) О некоторых особенностях судопроизводства по административным делам см.: Корякин В.М. Административный иск как средство защиты нарушенных прав и законных интересов военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2015. N 5; Туганов Ю.Н. Административное судопроизводство: краткий анализ нововведений с учетом прав военнослужащих (анализ некоторых положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) // Там же. N 6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Корякин В.М. Полномочия военного прокурора по контролю за расходами военнослужащих и иных лиц, обязанных представлять сведения о расходах
Koryakin V.M. The powers of the military Prosecutor to control the costs of military personnel and other persons obliged to provide information about costs
В.М. Корякин - доктор юридических наук, профессор Военного университета, заместитель директора Юридического института Московского государственного университета путей сообщения
V.M. Koryakin - doctor of legal Sciences, Professor of the Military University, Deputy Director of the Law Institute of Moscow state railway University (MIIT)
Рассматриваются правовые и организационные вопросы осуществления военными прокурорами контроля за соответствием расходов военнослужащих и федеральных государственных служащих их доходам.
Тhe article concerns legal and organizational issues of implementation of the military prosecutors control over the compliance costs of military personnel and Federal government employees to their income.
Ключевые слова: противодействие коррупции; надзор военной прокуратуры за соблюдением антикоррупционного законодательства; несоответствие расходов и доходов; иск прокурора в суд.
Key words: corruption; the supervision of the military Prosecutor's office for compliance with anti-corruption laws; the mismatch of costs and revenues; the claim of the Prosecutor in the court.
Полномочия военного прокурора по контролю за расходами военнослужащих и иных лиц, обязанных представлять сведения о расходах
Автор
В.М. Корякин - доктор юридических наук, профессор Военного университета, заместитель директора Юридического института Московского государственного университета путей сообщения
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 11, ноябрь 2015 г.