Определен порядок осуществления контроля за расходами лиц, проходящих службу (работающих) в вооруженных силах Российской Федерации (комментарий к Указу Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года N 310)
На страницах нашего журнала уже рассказывалось, что с 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ, устанавливающий правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов отдельных категорий граждан, а также расходов их супругов и несовершеннолетних детей общему доходу данных лиц и их супругов за три последних года, предшествующих совершению сделки по приобретению имущества определенных видов*(1).
При этом нами указывалось, что для того, чтобы предусмотренная указанным Федеральным законом система контроля за доходами государственных служащих, включая военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, начала функционировать в полном объеме, должна быть создана соответствующая подзаконная нормативная правовая база.
В частности, исходя из отсылочных норм указанного Федерального закона, соответствующими актами Президента Российской Федерации должны были быть определены:
- должностное лицо, уполномоченное принимать решения об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих (занимающих) должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей;
- федеральный государственный орган (подразделение федерального государственного органа), уполномоченный осуществлять контроль за расходами указанных выше лиц;
- порядок представления государственными служащими и иными лицами сведений о расходах;
- порядок принятия решений об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих должности государственной службы, и иных лиц;
- порядок проведения проверок достоверности и полноты сведений о расходах;
- порядок размещения сведений о расходах в Интернете на официальных сайтах соответствующих органов и организаций.
В указанных целях был разработан и с 4 апреля 2013 г. (с даты его официального опубликования) вступил в силу Указ Президента Российской Федерации "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 2 апреля 2013 г. N 310.
Данным Указом установлено, что Руководитель Администрации Президента Российской Федерации*(2) либо специально уполномоченное им должностное лицо Администрации Президента Российской Федерации принимает решение об осуществлении контроля за расходами:
а) лиц, замещающих:
- государственные должности Российской Федерации, в отношении которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок осуществления контроля за расходами;
- должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации и должности заместителей Председателя Центрального банка Российской Федерации;
- должности федеральной государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или по представлению Президента Российской Федерации;
- должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются по представлению Генерального прокурора Российской Федерации;
- должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации;
- должности в государственных корпорациях (компаниях), включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации;
- должности в иных организациях, созданных на основании федеральных законов, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации;
- отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами федерального государственного органа, в подведомственности которого находится соответствующая организация, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации;
б) супруг (супругов) и несовершеннолетних детей лиц, замещающих должности, указанные выше.
Согласно рассматриваемому Указу Президента Российской Федерации заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации*(3) принимает решение об осуществлении контроля за расходами:
а) лиц, замещающих:
- должности федеральной государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации;
- должности в государственных корпорациях (компаниях), включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации;
- должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации;
- должности в иных организациях, созданных на основании федеральных законов, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации;
- отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации;
б) супруг (супругов) и несовершеннолетних детей лиц, замещающих должности, указанные выше.
Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 310 установлено, что руководители федеральных государственных органов, в том числе органов, в которых законом предусмотрена военная служба*(4), либо уполномоченные ими должностные лица принимают на основании ст. 5 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" решение об осуществлении контроля за расходами соответствующих лиц в пределах установленной компетенции.
Рассматриваемым Указом полномочия органов по осуществлению контроля за расходами определены следующим образом:
а) Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров осуществляет контроль за расходами лиц, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляет Президент Российской Федерации;
б) подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации, определяемое Правительством Российской Федерации, осуществляет контроль за расходами лиц, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляется Правительством Российской Федерации;
в) подразделения кадровой службы федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностное лицо кадровой службы федерального государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) осуществляют контроль за расходами соответствующих лиц в пределах установленной компетенции*(5).
Проверка достоверности и полноты сведений о расходах по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная сделка, осуществляется в следующем порядке.
Основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:
а) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;
б) работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
в) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
г) Общественной палатой Российской Федерации;
д) общероссийскими средствами массовой информации.
При этом установлено, что информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.
Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.
Кадровые органы осуществляют проверку либо самостоятельно, либо путем направления запросов в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности.
При осуществлении проверки должностные лица кадровых органов вправе:
а) проводить беседу с военнослужащим или лицом гражданского персонала;
б) изучать представленные проверяемыми лицами сведения о расходах, доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы;
в) получать от указанных лиц пояснения по представленным им сведениям;
г) направлять в установленном порядке запросы (кроме запросов, касающихся осуществления оперативно-разыскной деятельности или ее результатов) в государственные органы и организации об имеющихся у них сведениях о доходах и расходах военнослужащих и лиц гражданского персонала;
д) наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;
е) осуществлять анализ сведений, представленных указанными гражданами.
При этом, установлено, что при проведении оперативно-разыскных мероприятий по запросам не могут осуществляться следующие действия:
- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
- прослушивание телефонных переговоров;
- снятие информации с технических каналов связи.
Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 310 установлено, что сведения о расходах государственного служащего, о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, а также об источниках получения средств, за счет которых совершена каждая сделка, представляются в течение 15 рабочих дней с даты их истребования.
Результаты осуществления контроля за расходами рассматриваются на заседаниях президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции или на заседаниях комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Рассматриваемым Указом Президента Российской Федерации утверждена форма справки о расходах государственного служащего по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная сделка.
Справка подается, если сумма сделки превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, вместе со справками о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
К справке прилагается копия договора или иного документа о приобретении права собственности.
В качестве источников дохода, за счет которого осуществлена сделка, в справке указываются:
- доход по основному месту работы лица, представившего справку, и его супруги (супруга) (указываются фамилия, имя, отчество, место жительства и (или) место регистрации супруги (супруга));
- доход указанных лиц от иной разрешенной законом деятельности;
- доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях;
- накопления за предыдущие годы;
- наследство;
- дар;
- заем;
- ипотека;
- доход от продажи имущества;
- иные кредитные обязательства;
- другое.
Таким образом, с изданием и вступлением в законную силу Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 310 в нашей стране созданы все правовые и организационные условия для осуществления полноценного, всеобъемлющего контроля за крупными расходами государственных служащих, включая отдельные категории военнослужащих и лиц гражданского персонала. Тем самым создан еще один правовой барьер распространению коррупционных проявлений в военной организации государства.
В.М. Корякин,
доктор юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", N 6, июнь 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Корякин В.М. Контроль за расходами лиц, проходящих службу (работающих) в Вооруженных Силах Российской Федерации (комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ в вопросах и ответах) // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 3.
*(2) В настоящее время указанную должность замещает С.Б. Иванов.
*(3) В настоящее время указанную должность замещает В.Ю. Сурков.
*(4) Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ военная служба предусмотрена в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках МВД России, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях МЧС России, СВР России, федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.
*(5) В Минобороны России в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 октября 2009 г. N 1115 таким органом является Главное управление кадров Минобороны России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определен порядок осуществления контроля за расходами лиц, проходящих службу (работающих) в вооруженных силах Российской Федерации (комментарий к Указу Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года N 310)
Автор
В.М. Корякин - доктор юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", 2013, N 6