Кассовую проверку прошли - делимся опытом
А. Комарова,
главный бухгалтер ООО "Стронг"
Журнал "Практическая бухгалтерия", N 3, март 2016 г., с. 64-65.
Говорят, что раз уж они пришли проверять кассовую дисциплину, то без штрафа не уйдут. Говорят, что вымотают все нервы. Много чего говорят... Лично я слышала это сто раз, как в поговорке. Слышала и внутренне содрогалась. Но недавно "посчастливилось" увидеть все собственными глазами. Проверка показалась не такой страшной, как представлялось.
Напомним, что до 2012 года кассовую дисциплину, лимит остатка кассы проверял банк, в котором был открыт расчетный счет налогоплательщика. Проводились такие проверки регулярно, не вызывая у клиентов банка особых переживаний.
С 19 февраля 2012 года функцию по контролю и надзору за полнотой учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных средств и (или) расчетов с использованием платежных карт в организациях и у индивидуальных предпринимателей возложили на Федеральную налоговую службу (приказ Минфина России от 17.10.2011 N 133н).
Документ о назначении ревизии мы получили от ИФНС в сентябре 2015 года. Для нас это было очень тревожно, поскольку мы толком не знали, к чему готовиться. Для справки: наша организация занимается оптово-розничной торговлей. Совмещаем ЕНВД и ОСНО, ведем раздельный учет. Денежные расчеты осуществляются с использованием контрольно-кассовой техники и платежных карт.
Что запросили
Проверка проводилась за период с 1 января 2012 года по 9 сентября 2015 года. Были слегка ошарашены объемом документации, которую у нас запросили:
- журналы кассира-операциониста;
- полные и краткие фискальные отчеты ККТ по дням, месяцам, кварталам (бесплатно снимал представитель организации, обслуживающей ККТ);
- кассовые книги за проверяемый период;
- первичные учетные документы по учету кассовых операций: ПКО, РКО, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов за проверяемый период;
- акты о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (Унифицированная форма N КМ-1);
- акты о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию (Унифицированная форма N КМ-2);
- справку-отчет кассира-операциониста (Унифицированная форма N КМ-6) за проверяемый период;
- сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации (Унифицированная форма N КМ-7);
- слипы - документы, оформляемые при осуществлении покупки с помощью платежной карты;
- приказы об установлении лимита остатка кассы на 2012-2015 годы;
- договор об обслуживании предприятиями держателей платежных карт с банком;
- авансовые отчеты за 2012-2015 годы.
В режиме цейтнота
Да уж, инспекция - не банк, который требовал в разы меньше. Времени для подготовки всей документации нам дали всего лишь два (!!!) рабочих дня. Этого показалось очень мало. Дело в том, что в 2012-2013 годах в организации работал другой главный бухгалтер. Так что и мне пришлось оперативно проверять, все ли первичные документы за тот период имеются в наличии. А если есть, то правильно ли они заполнены, все ли подписи стоят. Что-то расшивала, что-то сшивала. Трудновато пришлось, если честно, проверить успела не все.
Хэппи-энд
Нарушений по лимиту остатка денежной наличности у нас установлено не было. Фактов несанкционированного вмешательства в работу ККТ, с целью корректировки выручки, полученной с применением ККТ, не выявлено. Однако обнаружилось, что в 2012 году при закрытии магазина один из кассовых аппаратов, утилизированный за ненадобностью, не был снят с учета в ФНС. Упустили этот момент бывшие бухгалтеры. И мы оказались в затруднительном положении - аппарата нет, и снять с него фискальные отчеты, чтобы доказать, что он больше не работает, невозможно.
Кроме того, при возврате покупателю денег за бракованный товар в 2012-2013 годах в нескольких случаях не был оформлен акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (Унифицированная форма N КМ-3).
Ну все, думаю, штраф, а может, и не один! Однако отделались объяснительными. Вообще, доброжелательный настрой проверяющих приятно удивил. Не было ни "командного голоса", ни чванства, ни придирок на ровном месте с целью оштрафовать во что бы то ни стало.
Кстати, еще один момент. Инспекторы, разговаривая между собой, обмолвились, что один из налогоплательщиков принес запрошенные документы в каких-то грязных, рваных коробках. Бумаги были не то что не сшиты, но накиданы кучей. "Да к ним притрагиваться-то неприятно, не то что анализировать!" - брезгливо морщилась одна из проверяющих. Понять ее можно. Так что, коллеги, делайте выводы сами. Как вы к людям - так и они к вам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.