Аптечная сеть приобрела в собственность помещение, в котором будет размещен аптечный пункт. Разъясните, можно ли вместо установки пандуса установить кнопку вызова фармацевта для обслуживания инвалидов. Будут ли данные меры достаточными, чтобы в дальнейшем при проверках организацию не привлекли к административной ответственности?
М.Р. Зарипова,
эксперт журнала
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2016 г., с. 76-78.
В соответствии со ст. 15 Закона N 181-ФЗ*(1) организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
Аналогичная норма изложена в п. 1 ст. 12 Закона N 384-Ф3*(2), согласно которому жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Исходя из п. Б.21, Б. 23 приложения "Б" к СП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденному Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605, пандусом является сооружение, имеющее сплошную наклонную по направлению движения поверхность, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске.
В силу п. 5.1.1 СП 59.13330.2012 в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения (МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Далее отметим, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками названных объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (ст. 15 Закона N 181-ФЗ).
Таким образом, действующее законодательство допускает определенные послабления, касающиеся необустройства помещения пандусом, только в случаях, когда выполнить технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для МГН, предусмотренные СП 59.13330.2012, невозможно. Данный факт должен быть подтвержден документально (например, техническим заключением по результатам проведенного технического осмотра основных конструкций входного узла аптеки).
В случае если такой документ имеется, аптека должна найти другие варианты решения проблемы: к примеру, закупить выносной алюминиевый, облегченный пандус, установить кнопку вызова дежурного фармацевта, снабженной пиктограммой "Инвалид". Названные меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, следует согласовать с общественными объединениями инвалидов.
Президиум ВАС в Постановлении от 25.02.2014 N 15640/13 при рассмотрении обозначенной ситуации указал, что пандусы - это устройства для беспрепятственного доступа в помещение маломобильных групп населения. Их отсутствие образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ (аналогичный вывод содержится в Постановлении АС УО от 16.01.2015 N Ф09-9299/14 по делу N А76-15544/2014).
В то же время в арбитражной практике имеются судебные решения, в которых отмечается, что отсутствие пандуса считается нарушением положений Закона N 181-ФЗ, однако установление кнопки вызова фармацевта является основанием рассматривать данное нарушение как малозначительное.
В качестве примера обратимся к Решению Арбитражного суда Свердловской области от 06.03.2013 по делу N А60-233/2013.
В нем говорится, что необеспечение условий для посещения помещения аптеки лицами с ограниченными физическими возможностями является грубым нарушением лицензионных условий. Вместе с тем суд не установил пренебрежительного отношения ответчика к своим обязанностям. Несмотря на отсутствие пандуса, у входа в аптеку имеется кнопка, предназначенная для вызова персонала, что, хотя и не в полной мере, обеспечивает соблюдение прав инвалидов. Учитывая изложенное, суд не смог квалифицировать допущенное ответчиком нарушение как представляющее существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, что свидетельствует о возможности применения в данной ситуации положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушений.
В другом судебном решении отмечается: поскольку помещение аптеки является объектом социальной инфраструктуры не только по использованию, но и по целевому назначению, на собственнике лежит обязанность по оборудованию входа в здание пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов. В связи с этим суд обязал организацию оборудовать вход в здание аптеки пандусом и поручнями, обеспечивающими беспрепятственный доступ для МГН (см. Апелляционное определение Астраханского областного суда от 21.10.2015 по делу N 33-3727/2015;.
Таким образом, по нашему мнению, во избежание штрафных санкций аптеке дополнительно к кнопке вызова фармацевта придется установить пандус.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
*(2) Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"