Грядущие изменения: прохождение работниками аптек медицинских осмотров
М.Р. Зарипова,
эксперт журнала
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2016 г., с. 15-20.
Категории лиц, обязанных проходить медицинские осмотры, определены ст. 213 ТК РФ. К таким лицам, в частности, относятся работники организаций торговли, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей, проходящие указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. К упомянутым работодателям относятся аптечные организации.
Минздрав подготовил проект приказа, касающийся прохождения медицинских осмотров работниками аптек. В данной статье предлагаем ознакомиться со всеми новшествами, с которыми придется столкнуться аптечному персоналу.
Об обязанности прохождения медицинских осмотров
В настоящее время Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н утверждены Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, а также Порядок прохождения медицинских осмотров (далее - Перечень N 302н, Порядок N 302н).
В соответствии с п. 24 Перечня N 302н обязаны проходить медицинские осмотры работники организаций медицинской промышленности и аптечной сети, которые выполняют работы, связанные с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств. В силу норм данного пункта периодичность осмотра фармацевтических работников, занимающихся вышеназванным, - один раз в год. В осмотре принимают участие дерматовенеролог, оториноларинголог, стоматолог, инфекционист. Кроме того, для аптечных работников предусмотрено проведение ряда дополнительных лабораторных исследований, включая:
- рентгенографию грудной клетки;
- исследование крови;
- мазки на гонорею при поступлении на работу;
- исследования на гельминтозы при поступлении на работу и в дальнейшем - не реже одного раза в год либо по эпидпоказаниям.
По окончании предварительного и периодического осмотров оформляется заключение - результат медицинского осмотра, в котором отмечаются выявленные (не выявленные) медицинские противопоказания, на основании которых осуществляется допуск к трудовой деятельности (п. 12, 31 Порядка N 302н).
Далее в силу п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" данные о прохождении медосмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки. Аналогичные требования закреплены в п. 33 Порядка N 302н.
Каких теперь ждать изменений?
Необходимо отметить, что в порядок прохождения медицинских осмотров фармацевтическими работниками будут внесены изменения.
Минздравом подготовлен проект приказа "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи личных медицинских книжек работникам организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций, детских учреждений и некоторых других работодателей"*(1) (по состоянию на 31.12.2015).
В соответствии с предполагаемыми изменениями порядок проведения медицинских осмотров работников эпидемиологически значимых профессий (к которым отнесены медицинские и фармацевтические работники) предлагается выделить в отдельный нормативный правовой акт.
В частности, разработаны порядок осуществления и учета результатов обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медосмотров с целью раннего выявления инфекционных заболеваний, перечень работ (услуг), при выполнении которых такие медицинские осмотры проводятся. Кроме того, проектом предусмотрен порядок оформления и выдачи личной медицинской книжки (включая требования к ведению личной медицинской книжки в электронном виде).
Рассмотрим несколько подробнее готовящиеся новшества.
О предварительных и периодических медосмотрах
Как и ранее, обязанности по организации проведения медицинских осмотров возлагаются на работодателя. Медосмотры осуществляются на основании договора гражданско-правового характера, заключенного работодателем с медицинскими организациями, выполняющими указанные работы (услуги).
Предварительные медицинские осмотры проводятся при поступлении лица на работу, в том числе при переходе на новое место работы, периодические - не реже, чем в сроки, предусмотренные приложением 2 к проекту приказа. В соответствии с п. 18 данного приложения специалисты аптечной сети, занятые на работах, связанных с изготовлением, расфасовкой, транспортировкой и реализацией лекарственных средств, обязаны проходить медицинские осмотры один раз в год.
Обратите внимание, что в проекте сокращен перечень врачей, проводящих медосмотр (в него входят только два врача - дерматовенеролог и инфекционист, - в то время как стоматолог и оториноларинголог из него исключены).
Дополнительно к медицинскому осмотру необходимо будет пройти:
- рентгенологическое обследование на туберкулез - один раз в год;
- исследование крови на сифилис (ИФА), анализ на гонококковую инфекцию и трихомониаз - при поступлении на работу, в дальнейшем - один раз в год;
- исследование на гельминтозы, энтеробиоз, протозоозы - при поступлении на работу, в дальнейшем - один раз в год;
- исследование на носительство возбудителей кишечной инфекции - при поступлении на работу, в дальнейшем - по медицинским и эпидемическим показаниям.
По итогам проведения осмотра медицинская организация составляет заключительный акт. Заключительный акт составляется врачом-терапевтом в трех экземплярах, утверждается главным врачом и заверяется печатью медицинской организации. Допуск к работе по завершении медосмотра оформляет терапевт.
Об оформлении и выдаче личных медицинских книжек
Данные о медосмотре заносятся в личную медицинскую книжку, форма, порядок оформления и выдачи которой приведены в приложении к проекту приказа.
Оформление и выдачу личных медицинских книжек рекомендуется осуществлять в режиме "одного окна" при проведении медицинских осмотров.
Для оформления книжки работнику необходимо представить направление работодателя, паспорт и фотографию. Все документы подаются лично заявителем или представителем работодателя (по доверенности).
Оформление включает в себя:
- внесение паспортных данных, СНИЛС и данных о месте работы владельца;
- присвоение кода региона (регистрационного номера);
- вклеивание фотографии владельца, заверение ее печатью выдавшей организации "Для личных медицинских книжек" и круглой голограммой.
При выдаче оформленного бланка личной медицинской книжки проводится консультация об объеме медосмотров, порядке их прохождения.
Обратите внимание! Несмотря на то что проектом предусмотрена новая форма личной медицинской книжки, ранее выданные книжки замене не подлежат и действительны до полного заполнения всех страниц.
Как было отмечено выше, проектом устанавливаются требования к ведению личной медицинской книжки в электронном виде. Основой ведения личной медицинской книжки в электронном виде (далее - ЭЛМК) является наличие автоматизированной информационной системы учета - Реестра. Ведение Реестра осуществляют организации здравоохранения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
ЭЛМК оформляется посредством распечатывания пластиковых карточек на специальном оборудовании. Распечатывание ЭЛМК возможно при обязательном наличии в Реестре всех данных о заявителе. Затем оформленные ЭЛМК выдаются организациями санитарно-эпидемиологического надзора для передачи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (работодателям), по заявкам которых они были изготовлены. ЭЛМК хранится у работодателя. При наличии у работников ЭЛМК при проведении периодического медосмотра в медицинскую организацию направляется список лиц, подлежащих осмотру, и сведения о номерах их ЭЛМК. Медицинская организация вносит сведения в Реестр на основании номеров ЭЛМК.
При увольнении и переходе на другое место работы ЭЛМК передается владельцу для предъявления по месту новой работы.
О бухгалтерском и налоговом учете затрат на медосмотр
В бухгалтерском учете затраты на проведение медосмотров формируют расходы на продажу согласно счетам и актам медицинских учреждений (п. 5, 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации"*(2)).
Аптеки на общем режиме налогообложения учитывают затраты на проведение:
- предварительных медицинских осмотров - в составе расходов на подбор персонала (пп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ);
- периодических медицинских осмотров - в расходах на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (пп. 7 п. 1 ст. 264).
Затраты на выплату работникам среднего заработка в период медосмотра учитываются в расходах на оплату труда (п. 6 ст. 255 НК РФ).
Аптеки, применяющие УСНО, согласно официальной позиции вправе включить затраты на медосмотры в состав материальных расходов (см., к примеру, Письмо Минфина России от 24.02.2014 N 03-11-11/7618).
Сведения о проведенных обязательных предварительных и периодических медосмотрах работников работодатель обязан отразить в таблице 10 формы 4-ФСС*(3).
Кроме того, следует отметить, что, как и ранее, при прохождении медицинского осмотра за работником сохраняется средний заработок (ст. 219 ТК РФ). Оплата медосмотров осуществляется работодателем за счет собственных средств (ст. 213 ТК РФ) и не облагается НДФЛ и страховыми взносами.
* * *
Кратко сформулируем основные выводы:
1. Как и ранее, прохождение медицинских осмотров обязательно для всех работников, занятых продажей, изготовлением и расфасовкой лекарственных препаратов.
2. С вступлением в силу грядущих изменений существенно упрощается порядок прохождения медосмотров, в частности, сокращаются перечень врачей, проводящих обследование, а также перечень лабораторных обследований.
3. Запланировано введение новой формы личной медицинской книжки, однако ранее выданные книжки замене не подлежат и действительны до полного заполнения всех страниц.
4. Вводится электронная медицинская книжка.
------------------------------------------------------------------------
*(1) С текстом проекта приказа можно ознакомиться на сайте www.rosminzdrav.ru.
*(2) Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
*(3) Утверждена Приказом ФСС России от 26.02.2015 N 59.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"