Моделирование процесса мотивации к безопасной деятельности
Д.А. Мельникова,
аспирант кафедры "Безопасность жизнедеятельности",
Самарский государственный технический университет,
Самара (Россия)
Т.Ю. Фрезе,
доцент кафедры "Управление промышленной и
экологической безопасностью", Тольяттинский государственный
университет, Тольятти (Россия), канд. экон. наук
Н.Н. Сикачина,
аспирант кафедры "Безопасность жизнедеятельности",
Самарский государственный технический университет,
Самара (Россия)
Журнал "Охрана и экономика труда", N 1, январь-март 2016 г., с. 40-42.
В статье рассмотрена последовательность проектирования модели мотивации к безопасной деятельности на основе трех этапов, раскрыто содержание каждого из этапов.
Мотивация персонала к безопасной деятельности является одним из элементов снижения влияния человеческого фактора на уровень аварийности и травматизма, особенно при эксплуатации опасных производственных объектов, где последствия каждой ошибки ведут к значительным потерям.
Мотивация может быть эффективна только в том случае, если она носит системный характер. Это достигается в том случае, если последовательность ее проектирования выполняется в три этапа. На первом строится структурная модель мотивации, на втором ее структура, на третьем устанавливается содержание мотивации, на четвертом производится оценка выполненной задачи, с целью решения этой задачи, созданной на основании [1], обобщенная структурная модель мотивации. Модель содержит три основных конструктивных блока (см. рис. 1):
- политика, т.е. направления, формирующие основу мотивационной системы;
- механизмы, создающие мотивационную систему;
- решаемые мотивационной системой задачи.
Мотивационной системой к безопасной деятельности должны решаться четыре политических направлений, представленных на левой стороне модели:
- выравнивание;
- конкурентоспособность;
- вклад сотрудников;
- управление системой мотивации.
Структурная модель формирования системы мотивации персонала, где БД - безопасная деятельность
Выравнивание относится к сравнениям, по масштабам и опасности работ по обеспечению безопасной деятельности.
Выравнивание включает в себя несколько этапов:
- анализ эффективности работы каждого подразделения по обеспечению безопасной деятельности;
- оценку эффективности этой работы;
- разработку мероприятий по повышению эффективности.
Виды деятельности и умения людей сравниваются с точки зрения относительного вклада в решение задачи обеспечения безопасной деятельности.
Конкурентоспособность относится к компенсационным отношениям.
Это, в первую очередь, относится к условиям труда на рабочих местах, которые должны быть не только безопасны, но и привлекательны. Они определяются программой обеспечения безопасности при эксплуатации оборудования, методами совершенствования подготовки работающих к обеспечению безопасной деятельности, обучения его приемам безопасного проведения работ, профессионального отбора, учета влияния рабочей среды, качества средств защиты работающих и многими другими показателями. Именно благоприятные условия труда заставляют персонал внимательно относиться к собственной безопасности и безопасности окружающих. Конкурентоспособность оценивают в три этапа: на первом определяются характеристики условий труда, на втором осуществляется их оценка, на третьем определяются политика (мероприятия) по их улучшению.
Одним из основных элементов системы мотивации к безопасной деятельности является вклад сотрудников. Структура персонала предприятия содержит ряд категорий от руководителей до непосредственных исполнителей работ. Они решают разные задачи в области обеспечения безопасной деятельности: верхний эшелон персонала ее организует, а нижний выполняет требования безопасности. В связи с различием в выполняемых задачах и вклад сотрудников в обеспечение безопасной деятельности значительно отличается друг от друга по объему, эффективности, отдельным заслугам.
Несмотря на то, что возможно разработать систему мотивации, основанную на выравнивании, конкурентоспособности и вклада сотрудников, эта система никогда не выполнит своего назначения, если ей не будут управлять должным образом.
Управление означает понимание, как работает система. Необходимо ответить на следующие вопросы: в состоянии ли работники предприятия обеспечить безопасную деятельность? Что необходимо предпринять для повышения ее эффективности? Верят ли сотрудники в установленную систему оплаты по обеспечению безопасности? Понимают ли они свои задачи? Понимают ли они, как производится оплата за личный вклад в обеспечение безопасности?
Это необходимо для того, чтобы настроить или перепроектировать систему, приспособить ее к переменам и выдвинуть на первый план область дальнейшего ее совершенствования. В конечном плане необходимо определить затраты на ее функционирование, оценить эффективность и определить направления оптимизации затрат.
Механизмы мотивации связывают четыре основных политических направления с задачами предприятия. Выравнивание обычно устанавливается через последовательность механизмов, которая начинается с анализа проделанной работы и квалификации людей, ее выполняющих. Эти сведения собираются, систематизируются и оцениваются. На основе этих оценок проектируется структура мотивации.
Основные задачи мотивации включают согласованность, справедливость и эффективность.
Согласованность как задача мотивации означает подчинение федеральным и государственным законам и положениям по компенсационным выплатам. Если они изменяются, то могут потребоваться изменения в системе мотивации, чтобы обеспечить продолжение согласованности.
Справедливость - фундаментальная задача любой системы мотивации. Она понимается как отсутствие привилегий, связанных с субъективным отношением руководства к конкретному коллективу или работнику, и должна быть понимаемой. Это не означает, что ко всем относятся одинаково, но справедливо, исходя из соответствующей ситуации. Следовательно, задача справедливости требует "одинакового" отношения ко всем сотрудникам, признавая их вклад в обеспечение личной безопасности и безопасности окружающих.
Эффективность выражается в обеспечении безопасной деятельности и затратах на ее обеспечение.
Задачи служат разным целям. Прежде всего, они обеспечивают создание системы мотивации. Другой задачей работодателя является регулярное ее совершенствование. План деятельности, профотбор, подготовка к безопасному труду, оптимизация режима труда и отдыха могут использоваться для выполнения этих задач. Система оплаты, выстроенная в соответствии с этими целями, может корректировать политику в области мотивации.
Литература
1. Милкович Джорж Т. Система вознаграждений и методы стимулирования персонала / Джорж Т. Милкович, Джерри М. Ньюман: Пер. с англ. - М.: Вершина, 2005.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана и экономика труда"
(ежеквартальный научно-профессиональный журнал)
Издатель: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство ПИ N ФС77-38666 от 20.01.2010 г.
Журнал специализируется на освещении вопросов создания безопасных условий и высокой культуры труда на рабочих местах, снижения профессиональных рисков, повышения эффективности научных исследований, разработок и качества обучения специалистов в области охраны и экономики труда.