Вредные и опасные производственные факторы в дорожно-строительной отрасли
В.Н. Турченко,
начальник отдела, канд. техн. наук
С.Ю. Гамаюнов,
старший научный сотрудник, канд. полит. наук
А.В. Цыпцына,
старший научный сотрудник, канд. техн. наук
(все - Поволжский межрегиональный филиал ФГБУ "ВНИИ охраны
и экономики труда" Минтруда России)
Журнал "Охрана и экономика труда", N 1, январь-март 2016 г., с. 58-63.
Рассмотрены условия труда работников дорожного хозяйства и проведен анализ вредных и опасных производственных факторов, воздействующих на них. Дана характеристика профессиональных рисков и заболеваний на предприятиях дорожно-строительной отрасли. Сделаны выводы о состоянии условий труда и профессиональных рисках дорожных рабочих, даны практические рекомендации по улучшению условий и охраны туда, предупреждению заболеваемости и инвалидизации.
На основе результатов специальной оценки условий труда в организациях дорожного строительства [1], проведенной нашей организацией, общую классификацию вредных и опасных производственных факторов можно представить в следующем виде.
1. Вредные производственные факторы.
1.1. Физические факторы.
1.2. Химические факторы.
1.3. Тяжесть трудового процесса.
1.4. Напряженность трудового процесса [2].
2. Опасные производственные факторы.
2.1. Вероятностный характер возникновения и действия опасных зон (например, места вблизи от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более).
2.2. Работы, не связанные с характером выполняемых работ (например, выполнение работ в непосредственной близости от полотна или проезжей части эксплуатируемых автомобильных и железных дорог).
2.3. Работы, связанные с характером выполняемых работ (например, работы с горячим асфальтом, битумом, гудроном) [3, 4].
Вредные и опасные факторы производственного процесса представляют собой единую систему и различаются мерой воздействия и последствиями. При высоких уровнях вредных факторов они могут становиться опасными. Так, чрезмерно высокие концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны могут приводить к сильному отравлению или даже к смерти. Высокие уровни звука или звукового импульса могут привести к травме барабанной перепонки.
Во многих случаях наличие в рабочей зоне вредных производственных факторов способствует появлению опасных производственных факторов [5]. Например, повышенная влажность и температура, содержание в воздухе рабочей зоны токопроводящей пыли (вредные факторы) значительно повышают опасность поражения человека электрическим током (опасный фактор).
Таким образом, для ряда негативных факторов деление на опасные и вредные производственные факторы в некоторой степени условно и определяется преимущественным характером их проявления в производственных условиях.
Работники дорожного хозяйства сталкиваются с комплексом вредных и опасных воздействий на производстве (табл. 1). Условия этих воздействий зависят от конкретной профессии, работы, трудового дня и даже времени работы. Дорожный рабочий может сталкиваться у себя на работе не только c основными источниками вредных производственных условий, но и подвергать себя вредному воздействию со стороны тех, кто работает напротив или рядом.
Таблица 1. Вредные условия производства, воздействующие на квалифицированных работников дорожно-строительной отрасли
Основные источники вредных условий производства, воздействующие на квалифицированных работников дорожно-строительной отрасли | |
Операторы грейдеров, бульдозеров и скреперов | Тонкая кремнеземная пыль, вибрация всего тела, повышенная температура, шумы |
Дорожные строители (шоссе, городские улицы) | Испарения асфальта, повышенная температура, выхлопы работающих дизельных двигателей |
Операторы асфальтоукладчиков и трамбовочных катков | Испарения асфальта, выхлопы от работы бензиновых и дизельных двигателей, повышенная температура |
Операторы путеукладчиков | Тонкая кремнеземная пыль, повышенная температура |
Бурильщики-проходчики грунта и скальных пород | Тонкая кремнеземная пыль, вибрация всего тела, шумы |
Операторы пневмомолотков | Шумы, вибрация всего тела, тонкая кремнеземная пыль |
Операторы оборудования по забивке свай | Шумы, вибрация всего тела |
Операторы грузовых подъемников, лебедок и талей | Шумы, смазочные масла |
Операторы землеройных и погрузочных машин | Тонкая кремнеземная пыль, гистоплазмос, вибрация всего тела, стресс от перегрева, шумы |
Водители грузовиков и гусеничной техники | Вибрация всего тела, выхлопы работающих дизельных двигателей |
По данным Роспотребнадзора [6], основными неблагоприятными факторами, воздействующими на дорожных рабочих и приводящими к снижению работоспособности и утрате здоровья, являются повышенные уровни шума и вибрации, запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, неблагоприятные микроклиматические условия, химический фактор, а также тяжесть и напряженность трудового процесса. Исследование условий труда водителей (машинистов) дорожно-строительной техники показало следующие результаты. В первой группе на ведущее место вышли такие вредные производственные факторы: шум, общая вибрация, химические соединения в воздухе, пыль, а также физические перегрузки. В меньшей степени наблюдались нервно-психические перегрузки [7].
Несмотря на механизацию, дорожная отрасль все еще требует больших затрат ручного труда, и профессиональные риски, которым подвергаются работники, являются одними из самых значительных по сравнению с другими отраслями экономики. Кроме того, традиционно в этой отрасли работает большое количество мигрантов из стран с более низким уровнем заработной платы, принятых на работу неформально и краткосрочно. Таким образом, мероприятиям по охране труда не всегда уделяется должное внимание и средства (рис. 1).
Как и представители других профессий, работники дорожно-строительной отрасли подвергаются обычно следующим четырем видам опасности: химической, физической (воздействие окружающей среды), биологической и социальной (психофизиологической).
Опасность химического воздействия существует в воздухе, и человек часто подвергается ей воздушным путем через пыль, пары или газы. Химические вещества могут также попадать в организм с пищей или водой или путем ингаляции при курении. По данным многолетних исследований водителей дорожно-строительной техники, содержание пыли в воздухе выше ПДУ до 32-33 раз. Запыленность воздуха в кабинах мощных экскаваторов была выше ПДК в три-четыре раза. В воздушной среде обнаруживался бенз(а)пирен и другие газообразные соединения [7].
Опасность для работников дорожной отрасли представляют различные материалы (асфальт, цемент и бетон, гравий), входящие в состав дорожных одежд. Так, основную обеспокоенность с точки зрения промышленной токсикологии вызывает раздражение кожи и глаз парами горячего асфальта (рис. 2).
На примере двух датских обследований дорожных рабочих, имеющих дело с укладкой асфальтовых покрытий, также было подтверждено, что у данной категории трудящихся повышенный риск заболевания раком легких. Среди дорожных рабочих штата Миннесота (США) был отмечен более высокий уровень заболеваний лейкемией и раком мочеполовых путей [8].
Работая с цементом и бетоном, гравием, дорожные рабочие подвергаются риску развития заболевания дыхательных путей (пневмокониоз, силикоз) и кожи. Наблюдаются различные формы заболеваний кожи, в том числе попадание под кожу инородных предметов, эрозия кожного покрова, рассеянные экзематозные повреждения и кожные заразные болезни (фурункулы, абсцессы и грибковые заболевания ногтей), они чаще всего встречаются среди тех, кто работает с цементом.
Опасные физические воздействия окружающей среды бывают на каждом строительном объекте. Они включают в себя шумы, повышенную и пониженную температуру окружающей среды, радиацию, вибрацию и барометрическое давление. Производство строительных работ, ремонт или обслуживание дорог часто осуществляется в условиях чрезвычайно высоких или низких температур, при сильном ветре, в дождь, снег, туман, ночью.
Источниками шумов на стройках обычно являются двигатели различных типов, грузоподъемные лебедки, ударные и пневматические машины, пневматические молотки, мотопилы, взрывчатые вещества. Повышенный уровень шумов воздействует не только на тех, кто непосредственно работает с производящим шум механизмом, но и на тех, кто находится рядом, и не только вызывает потерю слуха, но и затрудняет прохождение звуковых сигналов, важных для поддержания связи и соблюдения требований по охране труда. Так, машинисты (водители) бульдозеров, асфальтоукладчиков и автокатков при строительстве автодорог в течение 61-84% времени работают в условиях воздействия среднечастотного шума с превышением ПДУ на 41-64 дбА, а общей вибрацией в пределах 89-137дБ [7].
Пневматические молотки, многие ручные инструменты, а также землеройные и другие передвижные крупногабаритные машины и механизмы вызывают у дорожных рабочих вибрацию всего тела или отдельных его частей. Вибрация вызывает снижение остроты зрения, нарушение цветоощущения, сужение поля зрения, затруднение чтения приборной информации. При воздействии значительных доз вибрации у мужчин отмечено угнетение половой функции, развитие импотенции церебрально-спинального типа [9].
Риски перегрева или переохлаждения возникают, главным образом, потому, что большая часть дорожно-строительных работ производится на открытом воздухе, основном источнике простудных заболеваний. Микроклиматические условия во многом зависят от местных вариаций климата и погоды. В жаркое время года температура воздуха даже в Сибири в кабинах большегрузных автобетоновозов достигает 30°С и более.
Основными источниками неионизирующего ультрафиолетового излучения являются солнечные лучи и электрическая дуга сварки. Дорожные рабочие подвержены воздействию солнечных лучей, так как нередко работают без защитных средств. Операторы тяжелых механизмов могут сидеть рядом с раскаленным двигателем и работать в кабине с окнами, но без вентиляции. Те же, кто работает в открытых кабинах, не защищены от воздействия солнечных лучей. Рабочие в защитных комбинезонах, которые требуются для уборки опасных отходов производства, вырабатывают избыточное количество метаболического тепла от повышенной физической нагрузки, не имея никакой вентиляции. Тепловому перегреву способствует также дефицит питьевой воды и отсутствие затененных мест на производстве. В зимний период дорожные рабочие работают в условиях чрезвычайно низких температур, рискуя при этом переохладиться, обморозиться или поскользнуться и упасть на льду. Как отмечается в исследовании, терморегуляция организма была напряженной в летнее время, выражавшаяся в повышении температуры тела до 37,6°С, повышении температуры кожи до 34,2-36,7°С. С другой стороны, в условиях зимы обнаруживались признаки переохлаждения организма. Среди водителей (экскаваторов, скреперов, канавокопателей, буровых станков и др.) обнаружено снижение иммунобиологического статуса [7].
Физические перегрузки могут быть вызваны статической позой, работой в неудобной позе, усилиями, прилагаемыми к органам управления. Например, машинисты катков и асфальтоукладчиков, автогрейдеров трудятся в вынужденной позе 50-69% времени смены [7]. Что касается нервно-психических перегрузок, то они связаны, прежде всего, с наличием монотонии при выполнении лишь отдельных операций. Однако превышение их допустимых параметров обычно наблюдается не столь часто [10].
Растяжение сухожилий и связок относится к числу наиболее широко распространенных травм среди дорожных рабочих. Вкупе со многими хроническими заболеваниями опорно-двигательной системы, такими как растяжение сухожилий, туннельный синдром запястий, боль в нижней части поясницы, эти телесные повреждения происходят или в результате травм, неоднократных силовых движений, неудобных положений, или вследствие перенапряжения мышц.
Очень широко распространены падения из-за неустойчивого положения ног, неогражденности проемов, а также в результате потери равновесия, которое чревато падением с дорожно-строительной техники, объектов дорожного строительства, мостов, эстакад и т.д. [11, 12].
Биологическая опасность связана с возможным воздействием инфекционных микроорганизмов, токсических веществ биологического происхождения и укусов животных.
Социальная (психофизиологическая) опасность обязана своим происхождением социальной организации отрасли. Трудовая занятость непостоянна и нестабильна, потому что дорожно-строительная деятельность зависит от многих факторов, совершенно не подконтрольных дорожным рабочим, таким, как состояние экономики или погоды. Такие особенности работы в дорожном строительстве, как тяжелая производственная загрузка, ограниченный контроль над социальными явлениями и ограниченная социальная поддержка, являются факторами стресса [13], которые действуют, так или иначе, на всех дорожных рабочих.
Исходя из вышеизложенного при оценке профессиональных рисков, с которыми сталкиваются работники дорожные-строительной отрасли, можно выделить следующие заключения:
- дорожное хозяйство является видом деятельности, связанным со сложным комплексом вредных производственных факторов и сопровождается высоким риском травматизма и развития профессиональных заболеваний;
- воздействия вредных (опасных) факторов на дорожных рабочих обычно кратковременны, непостоянны и различны по своему характеру;
- уровень воздействия этих факторов зависит от места концентрации вредных воздействий, частоты и продолжительности производственного задания;
- основными причинами теплового перегрева работников являются жаркие погодные условия и тяжелый физический труд. Избежать теплового перегрева можно в том случае, если удастся сократить производственную нагрузку на рабочих, обеспечить их достаточным количеством питьевой воды, соответствующими средствами индивидуальной защиты, предоставить им необходимые перерывы для отдыха в затененных местах вблизи мест работ;
- применение СИЗ может создавать некоторые проблемы. Например, дорожные рабочие трудятся в производственных бригадах и поэтому должны общаться между собой, но респираторы могут затруднять такое общение. Тепловому перегреву организма может способствовать и ношение полноразмерного защитного костюма;
- профессиональная заболеваемость среди данной группы работников почти всегда представлена такими заболеваниями, как вибрационная болезнь, сенсоневральная тугоухость, заболевания опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы, пневмокониозы [14];
- важными аспектами борьбы с вредными производственными условиями являются организация питания, санитарно-технические условия, отбор и необходимая профессиональная подготовка кадров [15, 16].
Литература
1. Методика проведения специальной оценки условий труда. Утв. Приказом Минтруда РФ от 24 января 2014 года N 33н // Российская газета. N 71. 28.03.2014.
2. Крюков Н.П., Жукова С.А. Взаимосвязь системы управления охраной труда, системы управления профессиональными рисками и специальной оценки условий труда // Охрана и экономика труда. 2014. N 2 (15). С. 61-63.
3. ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация. // Система стандартов безопасности труда. Сб. ГОСТов. М.: ИПК Издательство стандартов, 2002.
4. Жукова С.А., Мамзурин Э.В. Идентификация опасностей в процессе оценки профессиональных рисков // Охрана и экономика 2014. N 4 (17). С. 16-20.
5. Жукова С.А., Логинова Ю.Ю. Оценка профессионального риска: характеристика современных методов // Охрана и экономика труда. 2011. N 2 (3). С. 19-22.
6. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2014 году: Государственный доклад Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. М., 2015.
7. Ретнев В.М., Гребеньков С.В., Петрук Ю.А., Дедкова Л.Е., Милутка Е.В., Андронова Е.Р. Здоровье и условия труда водителей (машинистов) транспортных средств: итоги многолетних исследований. (Санкт-Петербург, Россия) // Вестник МАНЭБ. 2012. N 1. С. 105-112.
8. Энциклопедия по безопасности и гигиене труда: В 4 т.: Отрасли и профессии. М., 2001. Т. 3.
9. Бобров Б.Ф., Соловьев В.С. Экономические аспекты влияния общей вибрации на водителей машин производственного назначения. http://exkavator.ru/articles/disease/~id=8287.
10. Крюков Н.П., Логинова Ю.Ю., Слепов А.А. Роль психологической диагностики в подготовке будущих водителей // Научное обозрение. 2015. N 17. С. 396-399.
11. Турченко В.Н., Гамаюнов С.Ю. Факторы и причины производственного травматизма в дорожном строительстве // Охрана и экономика труда. 2015. N 2 (19). С. 44-47.
12. Крюков Н.П., Турченко В.Н., Гамаюнов С.Ю. Специфика производственных рисков и травматизма при строительстве, содержании и ремонте дорог // Научное обозрение. 2015. N 21. С. 377-381.
13. Чаплин Р.И. Основные вопросы психологии безопасности труда // Охрана и экономика труда. 2012. N 2 (7). С. 12-15.
14. Крюков Н.П. Причины и виды профессиональных заболеваний водителей автотранспорта с позиций профессиональных рисков. // Охрана и экономика труда. 2010. N 1. С. 56-60.
15. Истомин С.В., Жукова С.А. Технологии управления предприятием в сфере безопасности труда // Охрана и экономика труда. 2015. N 3 (20) С. 65-67.
16. Логинова Ю.Ю., Жукова С.А. Профессионально-психологический отбор как основа повышения безопасности труда // Охрана и экономика труда. 2011. N 4 (5). С. 68-70.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана и экономика труда"
(ежеквартальный научно-профессиональный журнал)
Издатель: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство ПИ N ФС77-38666 от 20.01.2010 г.
Журнал специализируется на освещении вопросов создания безопасных условий и высокой культуры труда на рабочих местах, снижения профессиональных рисков, повышения эффективности научных исследований, разработок и качества обучения специалистов в области охраны и экономики труда.