Роль и задачи органов самоуправления в подготовке работников по охране труда
А.М. Елин,
руководитель службы информационного обеспечения
АНО "Учебно-консультационный центр "Труд", канд. экон. наук
Журнал "Охрана и экономика труда", N 1, январь-март 2016 г., с. 64-69.
В статье рассматриваются вопросы использования современных технологий при реорганизации экономики с учетом актуальных требований к профессиональной деятельности при возрастающей ответственности государства, работодателей, работников и органов муниципального самоуправления в процессах обучения персонала.
В условиях становления российской экономики особую значимость приобретает уровень компетентности работников, занимающихся вопросами организации труда в рамках возложенных на них функциональных обязанностей. Еще немецкий философ Гадамер Ханс Георг (1900-2002 гг.) отмечал*(1), что "образование" и "культура" связаны между собой и влияют на развитие способностей человека. Культура труда проявляется в соблюдении законодательных и нормативных правовых актов в сфере профессиональной деятельности, минимизации негативных экологических последствий, обеспечении безопасности труда.
Происходящие изменения в различных секторах экономики и региональной политики России направлены на становление инновационных отраслей и производств. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) отмечен некоторый прирост передовых производственных технологий (табл. 1).
Таблица 1. Создание передовых производственных технологий по видам*(2)
2010 | 2011 | |||
Все технологии | в том числе новые для России | Все технологии | в том числе новые для России | |
Передовые производственные технологии - всего | 864 | 762 | 1138 | 1028 |
в том числе: | ||||
проектирование и инжиниринг | 216 | 191 | 316 | 272 |
производство, обработка и сборка | 383 | 336 | 405 | 371 |
автоматизированная транспортировка материалов и деталей, осуществление автоматизированных погрузочно-разгрузочных операций | 18 | 16 | 24 | 23 |
аппаратура автоматизированного наблюдения и/или контроля | 116 | 98 | 128 | 117 |
связь и управление | 70 | 67 | 154 | 147 |
производственная информационная система | 20 | 17 | 51 | 41 |
интегрированное управление и контроль | 41 | 37 | 60 | 57 |
Достичь успехов в решении и ускорении этих процессов возможно только на основе подготовки и переподготовки кадров, соответствующих по уровню компетенции особенностям инновационной экономики, что фактически составляет базовую основу эффективной деятельности различных организаций. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации "О долгосрочной государственной экономической политике"*(3) Правительству Российской Федерации поручено принять меры, направленные на достижение следующих показателей:
- создание и модернизацию 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
- увеличение объема инвестиций не менее 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году;
- увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;
- увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;
- повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса с 120-й в 2011 году до 50-й в 2015 году и до 20-й - в 2018 году.
Достижение заданных темпов экономического развития страны зависит от инициативы, новаторства, смекалки и от вклада непосредственных исполнителей в создание конкурентоспособной продукции. Для завоевания на международной арене прочных позиций необходимо внедрять новую технику и усовершенствованную технологию, а для этого целесообразно подготовить "нового человека труда" - высококвалифицированного работника, готового ответственно следовать установленным регламентам и исполнять требования безопасной организации труда. С учетом интеграции России в мировое экономическое пространство предстоит усилить ответственность работодателей и государственных структур за целенаправленное развитие компетенции, творческих способностей по сохранению не только жизни, но и здоровья работников.
Конституция страны провозглашает, что "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей..."*(4). Учитывая, что главным богатством страны и источником ее развития являются работоспособные, умные, гуманные люди, руководством страны принимаются организационные и технико-экономические меры по развитию творческих способностей и сохранению персонала. Ведется поиск решения проблем по дальнейшему совершенствованию производственных процессов, улучшению условий труда, снижению травматизма и профессиональных заболеваний. Однако статистика свидетельствует о том, что уровень травматизма по-прежнему остается высоким. В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших в Российской Федерации в 2015 году, свыше 70% занимают типичные причины организационного характера, такие как нарушения требований безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников охране труда, нарушения трудовой дисциплины и т.д. Так, только по причине неудовлетворительной организации производства работ в 2011 году произошел практически каждый третий тяжелый несчастный случай на производстве. В то же время доля несчастных случаев с тяжелыми последствиями, причинами которых послужили технологические и технические (техногенные) факторы, такие как несовершенство технологического процесса, эксплуатация неисправных машин, механизмов и оборудования, неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории и т.д., составляет чуть более 9%. По видам экономической деятельности лидируют: строительный комплекс, обрабатывающие производства, транспорт и связь, сельское хозяйство*(5).
Анализ их причин показывает, что большинство травм прямо или косвенно связаны с неудовлетворительными условиями труда. Критериями экономического и социального развития страны и отдельных видов экономической деятельности выступает мера развития каждого работника, степень реализации созидательных и творческих способностей и на их основе повышение эффективности работы предприятий и организаций.
Государственные инициативы, выдвинутые Президентом страны, затрагивают умы людей, их гражданскую ответственность в решении поставленных перед органами государственного управления задач, направленных на преобразования в общественной, экономической и социокультурной сферах жизни. В связи с этим изменяется социальная роль общества, увеличивается самосознание, люди больше хотят получать информации о развитии трудовых отношений, о качестве подготовки и переподготовки специалистов. Повышается роль общественности в решении государственных задач, возрастает ответственность органов местного самоуправления. В настоящее время органы местного самоуправления осуществляют управление производством, охраной труда работников на соответствующей территории в пределах своих функций, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке*(6).
Муниципальные образования ближе всего находятся к местам возникновения тех или иных проблемных вопросов, в том числе по охране труда и непосредственно к производственной среде и могут оперативно влиять на эти процессы. Основываясь на рекомендациях Минтруда России и используя собственную инициативу в сфере труда, многие муниципальные образования проводят соответствующую предупредительно-профилактическую работу на территории в субъекте Российской Федерации*(7).
Для управления охраной труда на территории муниципального образования исполнительный орган местного самоуправления имеет возможность создать службу охраны труда, назначить специалиста по охране труда, или же, используя аутсорсинг, работать в рамках договоров с организациями, имеющими подготовленных специалистов и соответствующую инфраструктуру в этой области*(8).
В большинстве муниципальных образований функции управления охраной труда определены в рамках действующего федерального законодательства или законодательства субъектов Российской Федерации. В их числе: координация работы специалистов охраны труда организаций на территории муниципального образования; анализ условий труда и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; создание и организация работы координационного совета по охране труда; содействие в организации обучения и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на территории муниципального образования; организация и проведение семинаров, совещаний и др. мероприятий по пропаганде передового опыта в области улучшения условий труда и охране труда; информирование общественности через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и о своей деятельности по улучшению условий труда и охраны труда*(9).
Главную роль в предотвращении производственного травматизма и снижения производственных рисков должны взять на себя органы местного самоуправления. А для этого необходимо наладить действенную обратную связь не только с работодателями, но и с работниками. Как показывает жизнь, на муниципальном уровне должен быть сформирован информационный ресурс обратной связи о ситуациях с организацией рабочих мест, условий труда и другим вопросам, характеризующим ситуацию в социально-трудовой сфере конкретного муниципального образования. Необходима также информация о производственном травматизме или происшествиях на транспорте, направленных на информирование жителей о состоянии дел и мерах по их улучшению. Без такой информации сформировать необходимые элементы управления охраной труда на муниципальном уровне будет затруднительно.
Народная мудрость гласит: "Кто владеет информацией - тот владеет ситуацией". Б.П. Сайков отмечает: "Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют не природные ресурсы и энергия, а информация и научные знания-факторы, определяющие как общий стратегический потенциал общества, так и перспективы его дальнейшего развития"*(10).
Информационное обеспечение охраны труда предусматривает единство действий в этом направлении на всех уровнях управления и является важной составной частью системного подхода к безопасности труда. В соответствии со ст. 210 Трудового кодекса к основным направлениям государственной политики в области охраны труда относится обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда.
В целях формирования единого информационного пространства в области охраны труда был создан информационный портал "Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда" http://eisot.ru. Основной его задачей является полное и своевременное обеспечение пользователей ЕИСОТ общедоступной информацией о деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных организаций в области охраны труда. Обеспечение информационного взаимодействия в области охраны труда федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, органов государственного надзора и контроля, общественных объединений, организаций и граждан Российской Федерации должно стать основным и определяющим фактором профилактического воздействия.
"Сфера охраны труда, - отмечает П.С. Сергеев, зам. руководителя Департамента условий и охраны труда Минтруда России, - как и любая другая законодательно регулируемая область гражданских правоотношений, должна идти в ногу со временем"*(11).
В России должны появиться новые законодательные документы об оценке профессиональных рисков. Развитие промышленного производства на современном этапе, в том числе внедрение новых технологий, ставит вопросы о предотвращении техногенных катастроф и применении международных и отечественных стандартов по снижению потенциальной опасности на рабочих местах непосредственных исполнителей соответствующего трудового процесса*(12).
Знание и соблюдение требований охраны труда - необходимое условие стабильной и эффективной работы организаций. Они могут быть обеспечены современными подходами в обучении охране труда. При обучении работников различных предприятий требованиям охраны труда в современных условиях актуально применять технологии, которые дают возможность индивидуализировать учебный процесс под каждого обучаемого, систематически контролировать и корректировать ход обучения. Современным подходом по обучению работников охране труда может явиться внедрение новых информационных ресурсов по дистанционному обучению, что позволит автоматизировать систему обучения и сделать ее доступной для большего числа слушателей.
Подготовка специалистов и работников по вопросам охраны труда может быть модернизирована при внедрении продуктивных моделей обучения и расширения современных форм услуг по обучению персонала организаций.
Это позволит увеличить доступность, скорость и объективность оценки в подготовке специалистов в данной области; обеспечить более эффективное совместное использование данных между обучающей организацией и клиентами за счет создания единого поля информации; расширить виды и сферу услуг потенциальным заказчикам и привлечь дополнительных потребителей услуг.
Стремительность современного мира требует применения наиболее дешевых способов процесса генерации и передачи знаний. Для этого используются системы электронного дистанционного обучения E-learning в области охраны труда. Они могут быть востребованы во многих сферах экономики в течение длительного времени. Главное чтобы затраты, вложенные в обучение персонала, дали эффект по сохранению жизни и здоровья работников, занятых в производственной деятельности. Внедряемые механизмы должны быть эффективными, открывать новые возможности для распространения знаний, повышать качество трудовой деятельности, обеспечивая гибкость системы переподготовки кадров, в соответствии с потребностями экономики. Уже сегодня во многих регионах и муниципальных образованиях на высоком научно-методическом уровне проводятся различные виды обучения, повышения квалификации и другие обучающие мероприятия. Этому способствует целенаправленное привлечение к проведению подобных мероприятий специализированных учебных центров или преподавателей высших учебных заведений, обладающих знаниями современных обучающих технологий. Численность сотрудников организаций, прошедших обучение, систематически растет, в том числе за счет развития отдельных направлений, основанных на ИТ-технологиях. Развитие эффективной сети информирования, консультирования и обучения различных групп работающего населения по вопросам охраны труда и сохранения здоровья работников на основе современных обучающих технологий должно найти широкое применения в большинстве муниципальных образований России.
Современный уровень развития информационно-коммуникационных сетей и Интернет-технологий позволяет обеспечить необходимую потребность по вопросам информирования и обучения. В ряде муниципальных образований для этих целей по согласованию с органами муниципального управления образованием можно использовать компьютерные классы средних общеобразовательных школ и других учебных заведений. У творчески мыслящих специалистов, а сегодня таких достаточно практически в каждом муниципальном образовании, есть гораздо больше возможностей для решения возникающих текущих проблем.
Литература
1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Пер. с нем. Общая редакция и вступительная статья Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988.
2. Россия 2013. Статистический справочник. М.: Росстат, 2013. 62 с.
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".
4. Конституция (Основной закон) Российской Федерации.
5. Федеральная служба по труду и занятости. Доклад об осуществлении и эффективности в 2011 году федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. М. 2012. 139 с.
6. Российская энциклопедия по охране труда: В 3 т. Т 2.: Л-Р-2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. 408 с.
7. Федеральная служба по труду и занятости. Доклад об осуществлении и эффективности в 2011 году федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. М., 2012.
8. Елин А.М. Охрана труда: Проблемы и пути решения. Монография. М.:ФГУ "ВНИИ охраны и экономики труда". 2010. 464 с.
9. Маренго А.К. Охрана труда в современной России. Публичная лекция. М.: Знание, 2011. 31с.
10. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. М.: Бином, 2005.
11 Сергеев П.С. Основные направления реформирования охраны труда в Российской Федерации // Справочник специалиста по охране труда. 2015. N 8. С. 12-19.
12. http://www.rosmintrud.ru/videobank/362.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. Пер. с нем. Общая редакция и вступительная статья Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. С. 51.
*(2) Россия 2013. Статистический справочник. М.: Росстат, 2013. С. 39.
*(3) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".
*(4) Конституция (Основной закон) Российской Федерации. Статья 7.
*(5) Федеральная служба по труду и занятости. Доклад об осуществлении и эффективности в 2011 году федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Москва 2012, С. 48-49.
*(6) Маренго А.К. Охрана труда в современной России. Публичная лекция. М.: Знание, 2011. С. 15.
*(7) Елин А.М. Охрана труда: Проблемы и пути решения. Монография. М.: ФГУ "ВНИИ охраны и экономики труда", 2010. С. 159.
*(8) Российская энциклопедия по охране труда. М.: Энас. 2006. Т. 2. С. 68.
*(9) Российская энциклопедия по охране труда. М.: НЦ ЭНАС, 2006. Т. 2. С. 69.
*(10) Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. М.: Бином, 2005. С. 7.
*(11) Сергеев П.С. Основные направления реформирования охраны труда в Российской Федерации // Справочник специалиста по охране труда. 2015. N 8. С. 12-19.
*(12). http://www.rosmintrud.ru/videobank/362.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана и экономика труда"
(ежеквартальный научно-профессиональный журнал)
Издатель: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство ПИ N ФС77-38666 от 20.01.2010 г.
Журнал специализируется на освещении вопросов создания безопасных условий и высокой культуры труда на рабочих местах, снижения профессиональных рисков, повышения эффективности научных исследований, разработок и качества обучения специалистов в области охраны и экономики труда.