Контрактная система: разъяснения и изменения
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 3, март 2016 г., с. 20-24.
В III квартале 2015 года вышел ряд новых официальных разъяснений Минэкономразвития о применении Закона о контрактной системе*(1). Кроме того, перед Новым годом в сам закон были внесены некоторые изменения*(2). В данной статье проводится обзор этих разъяснений и изменений.
Разъяснения по контрактной системе
О начальной (максимальной) цене контракта
В данном разъяснении*(3) говорится, что при проведении закупки заказчик вправе установить НМЦК менее той цены, которая была определена и обоснована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе (например, с использованием метода сопоставимых рыночных цен)*(4). При этом повторного обоснования НМЦК не требуется, если количество приобретаемых товаров, объем выполняемых работ (оказываемых услуг) не меняются, а НМЦК соответствует выделенным лимитам бюджетных обязательств.
На практике данная ситуация может иметь место при снижении лимитов бюджетных обязательств, что не позволяет осуществить закупку с использованием ранее определенной НМЦК.
Об участии офшорной компании в электронном аукционе
Разъяснение *(5) обусловлено изменениями федерального закона, внесенными летом 2015 года, согласно которым в закупках не могут участвовать офшорные компании*(6). Возникает вопрос, должен ли заказчик при осуществлении закупок (в частности, при проведении электронного аукциона) требовать от участника закупки декларирования своей непринадлежности к офшорной компании? В разъяснении говорится, что если участник закупки прошел аккредитацию на электронной торговой площадке, то непринадлежность к офшорной компании уже не может подвергаться заказчиком сомнению. Обоснование: оператор площадки при рассмотрении подаваемых юридическим лицом документов обязан отказать ему в регистрации, если указанное лицо является офшорной компанией*(7). Таким образом, каких-либо дополнительных требований к участнику электронного аукциона в этом плане заказчик предъявлять не должен.
О включении информации о закупке в план-график
В разъяснении *(8) говорится, что информация об осуществлении закупки подлежит включению в план-график на тот год, в котором будет размещено извещение о проведении закупки, или направлены приглашения принять участие в определении поставщика, или заключен контракт, если в соответствии с Законом о контрактной системе не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика, например, в случае закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Данное разъяснение появилось из-за ситуаций, когда при осуществлении закупок извещение о закупке или заключение контракта с единственным поставщиком происходит в текущем году, а средства на оплату контракта заложены в бюджет следующего года. В разъяснении также говорится, что Минэкономразвития совместно с Минфином разрабатывают законопроект, направленный на решение этого вопроса, чтобы ситуация регулировалась на законодательном уровне.
Об указании ориентировочной цены контракта на оказание услуг энергоснабжения, о закупке электроэнергии, если цена контракта увеличилась в связи с изменением объемов отпуска электроэнергии
В разъяснении *(9) сообщается следующее. В федеральном законодательстве предусматривается возможность указания ориентировочного, а не твердого значения цены контракта в установленных Правительством РФ случаях. Однако при заключении контракта на оказание услуг электроснабжения отражение ориентировочной цены неправомерно, поскольку данная ситуация не относится к установленным случаям*(10). Отметим, что случаи указания собственно ориентировочной цены контракта как таковой (а не максимальной цены и формулы цены) Правительством РФ вообще пока не установлены.
С учетом того, что закупка электроэнергии осуществляется у единственного поставщика, заказчикам в соответствии с федеральным законодательством предлагается либо вносить изменения в цену контракта, если по инициативе заказчика объем закупаемой по контракту электроэнергии увеличивается не более чем на 10%*(11), либо заключать новый контракт на дополнительный объем электроэнергии.
Изменения в контрактной системе
1. Уточнены случаи и основания отстранения участника закупки от участия в определении поставщика или отказа от заключения с ним контракта, если при закупке лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участник не соглашается снизить предлагаемую цену, превышающую установленную предельную отпускную цену*(12). В частности, такие отстранение и отказ сейчас не осуществляются, если участник закупки не является производителем этих лекарственных препаратов, а НМЦК не превышает установленный размер. Данное изменение действует в отношении закупок, извещения о проведении которых были размещены после 01.01.2016.
2. Продлена на 2016 год обязанность заказчика в установленных Правительством РФ случаях и порядке предоставлять исполнителю контракта отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлять списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Правда, такие случаи и порядок пока Правительством РФ не определены (на середину января 2016 года), поэтому данная норма остается недействующей.
3. Уточнены требования к документам, подаваемым для участия в открытом конкурсе и подтверждающим внесение обеспечения заявки*(13). В частности, теперь копию платежного поручения не нужно отдельно заверять в банке, а предоставляемая банковская гарантия должна соответствовать всем предъявляемым к ней требованиям.
4. Продлена на 2016 год возможность изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году, в порядке, определенном Правительством РФ*(14). Правда, соответствующего порядка тоже пока нет.
5. Продлена на 2016 год возможность для заказчика не устанавливать требование об обеспечении контракта в дополнительных определенных Правительством РФ случаях (например, при проведении конкурсов, электронных аукционов, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации)*(15).
6. Продлена на 2016 год обязанность заказчика осуществлять реструктуризацию задолженностей коммерческих банков, возникшую в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения контрактов в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ*(16).
7. Внесен ряд изменений, связанных с включением в перечень случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика закупок за счет средств, выделенных на оперативно-разыскную деятельность*(17). Так как данные изменения не касаются бюджетных учреждений, подробно их рассматривать не будем.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральный закон от 30.12.2015 N 469-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(3) Письмо Минэкономразвития РФ от 19.10.2015 N Д28и-3133.
*(4) Статья 22 Закона о контрактной системе.
*(5) Письмо Минэкономразвития РФ от 29.10.2015 N Д28и-3125.
*(6) Пункт 1 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 227-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(7) Части 2 и 6 ст. 61 Закона о контрактной системе.
*(8) Письмо Минэкономразвития РФ от 29.10.2015 N Д28и-3269.
*(9) Письмо Минэкономразвития РФ от 06.11.2015 N Д28и-3272.
*(10) Часть 2 ст. 34 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта".
*(11) Подпункт "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
*(12) Подпункт 2 ч. 10 ст. 31 Закона о контрактной системе.
*(13) Пункт 5 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.
*(14) Часть 1.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
*(15) Часть 2.1 ст. 96 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 06.03.2015 N 199 "О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта".
*(16) Часть 11 ст. 96 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 N 405 "Об утверждении Правил осуществления заказчиком в 2015 году реструктуризации задолженностей коммерческих банков, возникших в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения контрактов".
*(17) Пункт 46 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"