Новые требования к ПФХД
С.Н. Степанов,
эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации"
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 3, март 2016 г., с. 25-30.
План финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) на 2017 год должен составляться по новой форме согласно Приказу N 140н*(1). Данный приказ внес поправки в Требования к ПФХД*(2), расширив и конкретизировав перечень сведений, характеризующих финансовое положение организации, ее поступления и выплаты.
Требования к составлению плана изменены незначительно.
Так, уточнено, что ПФХД составляется по кассовому методу с учетом нововведений, касающихся табличной части (п. 4 Требований к ПФХД).
В заголовочной части плана, кроме всего прочего, должны указываться коды (по реестру) участников бюджетного процесса и юрлиц, не являющихся участниками бюджетного процесса (п. 5 Требований к ПФХД).
Содержательная часть ПФХД по-прежнему состоит из текстовой (описательной) и табличной частей. Какие здесь новые требования?
Изменения в текстовой части
В текстовой части изменения небольшие. Раньше там указывался лишь перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждения (подразделения), предоставление которых осуществляется за плату, а новая редакция расширила этот перечень, включив в него работы и услуги, выполняемые и оказываемые за счет предоставления субсидий (п. 7 Требований к ПФХД).
Наиболее значительные изменения - в табличном разделе содержательной части. Разберем их.
Изменения в табличной части
Если раньше ПФХД учреждения включал только две таблицы ("Показатели финансового состояния учреждения" и "Плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения"), то в новом плане таблиц уже пять. У каждой - свой номер и название: таблица 1 "Показатели финансового состояния учреждения (подразделения)"; таблица 2 "Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)"; таблица 2.1 "Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения)"; таблица 3 "Сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения)"; таблица 4 "Справочная информация".
Причем по решению учредителя в табличной части ПФХД может отражаться иная информация и при необходимости добавляются иные строки и графы (п. 8 Требований к ПФХД).
Показатели финансового состояния учреждения
Группа показателей, отражающих финансовое состояние учреждения, включалась и в прежнюю редакцию Требований к ПФХД. Нововведение состоит в большей детализации перечней финансовых активов и обязательств.
Новые показатели финансового состояния учреждения
/----------\/------------------\ /------------------------------------------\
| || |-----|Денежные средства на счетах (в том числе)*|
| ||Денежные средства | \------------------------------------------/
| ||учреждения, всего*| /------------------------------------------\
| || |-----|Денежные средства, размещенные на депозиты|
| || | | в кредитной организации (в том числе)* |
| |\------------------/ \------------------------------------------/
| | /-------------------------------------------------------------\
|Финансовые|------| Иные финансовые инструменты* |
| активы | \-------------------------------------------------------------/
| | /-------------------------------------------------------------\
| |------| Дебиторская задолженность по доходам |
| | \-------------------------------------------------------------/
| | /-------------------------------------------------------------\
| |------| Дебиторская задолженность по расходам |
\----------/ \-------------------------------------------------------------/
Обязательства (всего) |
/-----------------------\ /---------------------------------------\
| | | /-------------------------------\ |
|Долговые обязательства*| | | Кредиторская задолженность* | |
| | | \-------------------------------/ |
| | |Просроченная кредиторская задолженность|
\-----------------------/ \---------------------------------------/
* Нововведения.
Показатели поступлений и выплат учреждения
Самые существенные изменения ПФХД - в этом разделе. По сути, разработана новая таблица, более детализированная, с новым наполнением. Если в прежней таблице данного раздела было всего 4 столбца и 4 наименования показателей, то в новой - 10 столбцов и 24 строки показателей.
Ранее главным признаком дифференциации показателей было размещение сумм и выплат: на лицевом счете в Федеральном Казначействе или на банковском счете. В новом плане этот показатель отсутствует. Но появляются другие. Теперь разбивать суммы следует по виду финобеспечения деятельности учреждения. В плане будут отражаться сведения о субсидиях на обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, на иные цели, на осуществление капвложений, о средствах ОМС, о поступлениях от коммерческого оказания услуг (выполнения работ) и от иной приносящей доход деятельности (сюда же включена информация о грантовых поступлениях).
Основные виды финобеспечения указывались и в предыдущих планах. Но там они выступали как детализация поступлений - не являлись названиями граф, а отражались в строках таблицы.
Новая подача позволит наглядно показать источники доходов учреждения, отразить, за счет чего производятся различные выплаты.
Поступления от доходов детализированы не только по объему финобеспечения (столбцы), но и по таким показателям (строки), как:
- доходы от собственности;
- доходы от оказания услуг, работ;
- доходы от штрафов, пеней, иных сумм принудительного изъятия;
- безвозмездные поступления от наднациональных организаций, правительств иностранных государств, международных финансовых организаций;
- иные субсидии, предоставленные из бюджета;
- прочие доходы;
- доходы от операций с активами.
Ранее плановые показатели по выплатам формировались учреждением в разрезе таких расходов:
1) на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;
2) на услуги связи;
3) на транспортные услуги;
4) на коммунальные услуги;
5) на арендную плату за пользование имуществом;
6) на услуги по содержанию имущества;
7) на прочие услуги;
8) на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям;
9) на пособия по социальной помощи населению;
10) на приобретение основных средств;
11) на приобретение нематериальных активов;
12) на приобретение материальных запасов;
13) на приобретение ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений);
14) прочих расходов;
15) иных выплат, не запрещенных законодательством РФ.
Строчные показатели по выплатам в новой редакции ПФХД следующие:
- общие выплаты персоналу (отдельно указываются оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда);
- все социальные и иные выплаты населению (отдельно указывается уплата налогов, сборов и иных платежей с детализацией безвозмездного перечисления организациям);
- прочие расходы (кроме расходов на закупку товаров, работ, услуг - ТРУ);
- расходы на закупку ТРУ, всего.
Сравнив оба списка, можно понять, что закупку услуг связи, транспортных, коммунальных услуг и т.д. в новом ПФХД следует указывать в строке "Расходы на закупку товаров, работ, услуг".
Детализирована и справочная информация. Новые требования к ПФХД, кроме проставления объемов публичных обязательств и средств, поступивших во временное распоряжение учреждения, предусматривают также отражение объема бюджетных инвестиций (в части переданных полномочий государственного (муниципального) заказчика в силу БК РФ).
Возникает вопрос: почему указание объема бюджетных инвестиций не включено в таблицу, где отражаются показатели по поступлениям и выплатам учреждения? Согласно Разъяснениям Минфина*(3) при передаче бюджетному учреждению полномочий госзаказчика при осуществлении бюджетных инвестиций учреждение действует от имени соответствующего получателя бюджетных средств и бюджетные инвестиции не поступают на его лицевой счет. Следовательно, в разделе "Планируемая сумма поступлений, всего" суммы бюджетных инвестиций не отражаются.
Расходы на проведение госзакупок
Общая сумма расходов бюджетного учреждения на закупки ТРУ, указанная в таблице 2 ПФХД, подлежит детализации не только в плане закупок ТРУ для обеспечения государственных или муниципальных нужд, формируемом в соответствии с Законом о контрактной системе*(4), как это делалось раньше, но и в плане закупок, формируемом на основании Закона N 223-Ф3*(5) (п. 11.1 Требований к ПФХД).
Отдельно детализированная информация о закупках указывается и в ПФХД - в таблице 2.1. Табличные показатели выплат именно по расходам на закупку ТРУ учреждения (подразделения) - еще одно нововведение, внесенное Приказом N 140н. Раньше в ПФХД такой таблицы не было.
Предусмотрено отражение общей суммы расходов на закупку на очередной финансовый, на первый и второй годы планового периода. И далее эта же сумма представляется, но уже детализированно, тоже на три года: во-первых, по закупкам, проведенным в соответствии с Законом о контрактной системе, во-вторых, по закупкам по Закону N 223-Ф3. Итого в таблице 2.1 девять колонок, содержащих информацию по выплатам.
Расходы на закупки делятся и по другим показателям (строки таблицы):
- общие расходы на закупку ТРУ (здесь отдельной строкой прописываются расходы на оплату контрактов, заключенных до начала очередного финансового года);
- планируемые расходы на закупку ТРУ по году начала закупки.
Средства во временном распоряжении учреждения
Таблица 3 ПФХД содержит сведения о средствах, поступающих во временное распоряжение учреждения (подразделения). Указывается информация об остатках этих средств на начало и конец года, о поступлении, выбытии.
Таблица заполняется в случае принятия учредителем решения об отражении операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения (подразделения), в разрезе содержащихся в ней плановых показателей.
* * *
Теперь ПФХД государственного (муниципального) бюджетного учреждения (а также план с учетом изменений) утверждается руководителем государственного (муниципального) бюджетного учреждения, если иное не установлено учредителем (п. 22 Требований к ПФХД). Ранее план утверждался учредителем, руководитель тоже мог это сделать, если учредитель передавал ему названное полномочие.
А вот право утверждения формы ПФХД и правил его заполнения (с соблюдением установленной структуры таблиц) сохранено за учредителем. Значит, учредители должны привести нормативные акты в соответствие обновленным Требованиям к ПФХД, а руководители подведомственных учреждений - основательно эти требования изучить.
Кстати, здесь можно использовать опыт коллег. Согласно п. 2 Приказа N 140н учредитель получил право установить требование о составлении ПФХД по новым нормам при планировании подведомственными учреждениями деятельности на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов). Так что планы, составленные с корректировками, внесенными Приказом N 140н, уже могут быть размещены на сайтах некоторых организаций.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минфина РФ от 24.09.2015 N 140н "О внесении изменений в Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 81н".
*(2) Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н.
*(3) Письмо Минфина РФ от 23.10.2015 N 02-01-11/61441.
*(4) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(5) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"