Организация находится на общем режиме налогообложения. В течение налогового периода она перечислила денежные средства в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (некоммерческая организация) в виде благотворительной помощи.
Можно ли учесть в составе расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, денежные средства, перечисленные в виде благотворительной помощи? Необходимо ли исчислить налог на добавленную стоимость у передающей стороны? Каковы возможные налоговые последствия для получающей стороны при поступлении указанных денежных средств в части исчисления налога на прибыль организаций?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Затраты организации, связанные с оказанием благотворительной помощи, не относятся к расходам организации, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Перечисление денежных средств в виде благотворительной помощи не признается реализацией и налогом на добавленную стоимость не облагается.
Получение денежных средств в виде благотворительной помощи некоммерческой организацией не образует доход, учитываемый при исчислении налога на прибыль организации, при условии целевого использования данных средств.
Обоснование вывода:
Правовое регулирование благотворительной деятельности осуществляется на основании норм Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей (п. 1 ст. 4 Закона N 135-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Закона N 135-ФЗ благотворительной является добровольная деятельность, в частности, юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Оказание благотворительной помощи, по сути, является дарением (безвозмездной передачей). Следовательно, должны применяться правила, установленные для договора дарения главой 32 ГК РФ.
Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ. Данное действие носит целевой характер и является добровольным.
При этом юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет по использованию пожертвованного имущества согласно п. 3-5 ст. 582 ГК РФ. Это требование установлено в связи с тем, что применение пожертвования не по установленному назначению возможно лишь с согласия жертвователя, а в противном случае нецелевое использование дает право требовать отмены пожертвования.
Закон N 135-ФЗ не требует заключения письменного договора на оказание и принятие благотворительной помощи. Однако ГК РФ содержит положение, согласно которому дарение оформляется договором. Так, согласно п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Для перечисления денежных средств на благотворительные цели руководитель организации должен издать приказ об оказании благотворительной помощи. Кроме того, с получателем благотворительной помощи должен быть заключен договор дарения. Организация - получатель благотворительной помощи также может направить в адрес организации-дарителя письмо с просьбой такую помощь оказать.
Налогообложение у передающей стороны
1. Налог на прибыль
В целях выявления объекта налогообложения налогом на прибыль организаций полученные доходы уменьшаются на сумму произведенных расходов (ст. 247, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом для целей налогообложения не учитываются расходы, указанные в ст. 270 НК РФ.
Так, согласно п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей (письма Минфина России от 26.12.2008 N 03-03-05/187, от 27.10.2015 N 03-07-11/61618).
В письме УФНС России по г. Москве от 30.06.2004 N 26-12/43525 специалисты налогового ведомства, в свою очередь, обратились к норме пп. 17 ст. 270 НК РФ и указали, что в целях налогообложения прибыли не учитывается имущество, переданное в рамках целевого финансирования в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, к которому относится передача имущества, включая денежные средства, работ, услуг в рамках благотворительной деятельности, в том числе в виде благотворительной помощи и пожертвований.
В письме УФНС России по г. Москве от 15.11.2005 N 20-12/85449 отмечается, что расходы организации, связанные с финансовой помощью в виде денежных или материальных средств, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
А в письме от 16.04.2010 N 03-03-06/4/42, отвечая на вопрос инициаторов проведения съезда меценатов России, Минфин России отметил, что одаривание основано на бескорыстной помощи и извлечение экономической выгоды в результате осуществления благотворительной деятельности не преследуется.
Из вышесказанного следует, что затраты, связанные с благотворительностью, не отвечают принципу обоснованности (экономической оправданности), который провозглашен нормой п. 1 ст. 252 НК РФ при отнесении затрат в расходы в целях налогообложения*(1). Об этом упоминается и в письме Минфина России от 04.04.2007 N 03-03-06/4/40.
Таким образом, обращаясь к разным основаниям, контролирующие органы всегда делают вывод, в соответствии с которым затраты организации, связанные с оказанием благотворительной помощи, не относятся к расходам организации, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Вопросы стимулирования пожертвований на благотворительные цели со стороны коммерческих организаций, по мнению Минфина России, выраженному в письме от 16.04.2010 N 03-03-06/4/42, не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот. Финансовое ведомство указывает, что, осуществляя благотворительную деятельность и производя дарение, решается ряд задач, таких, например, как формирование положительного имиджа компаний-жертвователей, формирование благожелательного отношения к ним и т.д., которые в дальнейшем положительно сказываются на экономических показателях деятельности компаний. На этом основании Минфин России не поддержал предложение об освобождении от налогообложения части прибыли, направляемой на цели дарения, в форме возмещения части налога на прибыль организаций (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825).
С учётом изложенного затраты организации, связанные с оказанием благотворительной помощи, нельзя отнести к расходам организации, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
2. НДС
В отношении необходимости исчисления налога на добавленную стоимость при перечислении денежных средств в виде благотворительной помощи сообщаем следующее.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Не признаются объектом налогообложения операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ (п. 2 ст. 146 НК РФ).
При этом пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ предусмотрено, что не признается реализацией товаров, работ или услуг осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты.
Иными словами, в случае, если в рамках благотворительной деятельности передаются денежные средства, объект налогообложения не возникает уже в силу того, что передача денежных средств не является реализацией товаров (работ, услуг) (смотрите также письмо Минфина России от 28.06.2006 N 03-03-04/4/112).
Налогообложение у получающей стороны
В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученного имущества подлежат включению во внереализационные доходы в целях налогообложения прибыли, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ целевые поступления, в том числе и пожертвования, поступившие некоммерческим организациям на содержание последних и ведение ими уставной деятельности безвозмездно от других лиц, не учитываются в целях налогообложения прибыли при использовании их получателями по целевому назначению. Для обоснования целевого назначения получение данных доходов должно быть документально подтверждено договором дарения или пожертвования в соответствии с положениями главы 32 ГК РФ. При использовании получателем полученных пожертвований не по целевому назначению согласно п. 14 ст. 250 НК РФ у него возникает объект налогообложения - внереализационный доход (письма Минфина России от 31.08.2015 N 03-03-06/4/50052, от 20.10.2014 N 03-03-06/4/52627, УФНС России по г. Москве от 04.03.2011 N 16-15/020458).
Следует обратить внимание, что пожертвования могут получать в том числе некоммерческие организации только того направления деятельности, которое приведено в ст. 582 ГК РФ. Если денежные средства и иное имущество получены в дар некоммерческой организацией, не поименованной в указанной статье, то они не являются пожертвованиями, а относятся к безвозмездно полученным средствам и к ним применяется положение п. 8 ст. 250 НК РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства) в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи и пожертвований), целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговую инспекцию по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (смотрите также материал: Вопрос: Муниципальное образование получает от коммерческой организации имущество безвозмездно. Указанная передача оформляется договором об оказании благотворительной помощи, в котором указано, что получатель обязан представить благотворителю отчеты о постановке на учет, а также о целевом использовании данного имущества. Имущество поступает в муниципальную казну, затем оно будет передано в оперативное управление муниципальному учреждению для последующего использования по целевому назначению. Дайте разъяснение, подлежит ли в данном случае обложению налогом на прибыль имущество... ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2014 г.), письмо Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/4/20195).
Рекомендуем ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет перечисления денежных средств на благотворительные цели.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена
17 марта 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что в налоговом законодательстве понятие экономической оправданности затрат не раскрывается. Налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения прибыли полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, N 366-О-П).
В то же время в судебной практике отмечается, что затраты обоснованы, когда характер и экономическое содержание затрат позволяют установить их связь с обязанностями организации, условиями договора или положениями закона (постановление ФАС Уральского округа от 27.10.2004 N Ф09-4454/04АК).
Кроме того, экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов должна определяться хозяйственной деятельностью предприятия, направленной на получение дохода (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28.04.2004 N Ф04/2234-465/А46-2004, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2008 N 04АП-588/08).
При этом связь затрат с хозяйственной деятельностью налогоплательщика является условием их учёта в расходах при налогообложении (постановления ФАС Центрального округа от 08.09.2009 N А35-7111/07-С15, ФАС Северо-Западного округа от 18.06.2004 N А56-32759/03).
Иными словами, наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью является условием учёта тех или иных затрат в расходах по налогу на прибыль.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.