Торговая организация представляет покупателям (предприятиям розничной торговли) скидки с цены табачных изделий за выполнение последними плана по объему закупок. Вправе ли она признать в целях налогообложения прибыли сумму скидки на основании пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ?
М.С. Звягинцева,
эксперт журнала
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2016 г., с. 10-11.
Признать скидку с цены табачных изделий в целях налогообложения прибыли торговая организация не вправе.
Обоснование. В соответствии с пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок, относятся в состав внереализационных расходов.
При этом в силу пп. 1 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещается стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе применение скидок с цены табачных изделий любыми способами (например, посредством издания купонов и талонов). В названном законе не уточняется, на кого распространяется данное требование. По нашему мнению, оно должно соблюдаться всеми участниками рынка (розничными, оптовыми продавцами, производителями табачной продукции). Следовательно, предоставление скидки покупателю (предприятию розничной торговли) на табачную продукцию - нарушение действующего законодательства.
В соответствии со ст. 14.3.1 КоАП РФ стимулирование продажи табачной продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 5 000 до 15 000 руб.; на юридических лиц - от 80 000 до 150 000 руб.
По мнению чиновников из Минфина, изложенному в Письме от 15.01.2016 N 03-03-06/1/831, в целях налогообложения прибыли учитываются только те премии (скидки), предоставление которых не противоречит законодательству РФ, следовательно, организация - поставщик табачной продукции учесть в целях налогообложения прибыли сумму скидки, предоставленную розничному покупателю, не вправе. Поступив по-другому, организация рискует не только быть привлеченной к административной ответственности, но вступить в спор с налоговой инспекцией.
1 марта 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"