Продолжать ли амортизацию товарного знака, если прекращено производство продукции?
С.И. Егорова,
эксперт журнала "Налог на прибыль: учет доходов и расходов"
Журнал "Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 3, март 2016 г., с. 29-31.
Товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или ИП. Исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством, которое выдается при его регистрации в Госреестре товарных знаков. Это следует из п. 1 ст. 1477 и ст. 1481 ГК РФ. В соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 257 НК РФ исключительное право на товарный знак признается НМА и при соблюдении иных критериев считается амортизируемым имуществом.
Компания прекращает производство продукции по тем или иным причинам. Что делать с недоамортизированной частью товарного знака?
Согласно п. 3 ст. 257 НК РФ нематериальными активами являются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (при выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
Пунктом 2 ст. 258 НК РФ предусмотрено, что определение срока полезного использования (СПИ) объекта НМА производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством, а также исходя из полезного срока использования НМА, обусловленного соответствующими договорами. По НМА, по которым невозможно определить СПИ, нормы амортизации устанавливаются в расчете на СПИ, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика). По отдельным НМА (в том числе товарным знакам) налогоплательщик вправе самостоятельно определить СПИ, который не может быть менее двух лет.
Предположим, организация установила срок полезного использования товарного знака 10 лет, а по истечении 3 лет с даты ввода в эксплуатацию использование этого товарного знака в деятельности организации прекращается.
В силу пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы на списание НМА, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным СПИ амортизации, отражаются в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией. Эта норма применяется только в отношении тех объектов, по которым амортизация начисляется линейным методом. Объекты, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, выводятся из эксплуатации в порядке, предусмотренном п. 13 ст. 259.2 НК РФ.
Таким образом, если исключительные права на товарные знаки признаются в соответствии с положениями ст. 256 и 258 НК РФ амортизируемыми НМА и налогоплательщик в своей учетной политике использует линейный метод начисления амортизации, то расходы в виде сумм недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации включаются в состав внереализационных расходов согласно пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ. Аналогичные разъяснения даны в Письме Минфина России от 05.08.2011 N 03-03-06/1/454.
Рассмотрим другую ситуацию. Производственное предприятие в 2010 году зарегистрировало исключительное право на товарный знак, который стало применять в отношении всей производимой им молочной продукции (молоко, кефир, ряженка, творог, сметана, йогурт, сливки, масло) - всего 10 наименований продукции. В составе амортизируемого имущества исключительное право на товарный знак "А" было принято к учету в августе 2010 года со сроком полезного использования 10 лет.
В феврале 2016 года было зарегистрировано исключительное право на новый товарный знак ("Б") и принято решение применять его в отношении всей молочной продукции, за исключением йогурта (одно наименование продукции). По йогурту продолжают использовать товарный знак "А".
Исключительное право на товарный знак "Б" было принято к учету в составе амортизируемого имущества в феврале 2016 года.
Вправе ли организация с марта 2016 года продолжать начислять амортизацию по исключительному праву на товарный знак "А" в полном размере?
Случаи прекращения начисления амортизации перечислены в п. 5 ст. 259.1 НК РФ: начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.
Иных оснований для прекращения начисления амортизации по НМА, признаваемым амортизируемым имуществом, Налоговый кодекс не предусматривает.
По рассматриваемой ситуации не высказывали официальное мнение контролирующие органы, а также не выражали позицию судебные инстанции.
Полагаем, в данном случае следует исходить из того, что Налоговый кодекс не содержит норм, во-первых, запрещающих продолжать начислять амортизацию по исключительному праву на товарный знак "А" после ввода в эксплуатацию товарного знака "Б", применяемого в отношении большинства наименований производимой продукции, по которой раньше применялся товарный знак "А", а во-вторых, предусматривающих соразмерное уменьшение суммы амортизационных отчислений по исключительному праву на товарный знак "А".
Также нужно учитывать, что величина ежемесячной суммы амортизационных отчислений по исключительному праву на товарный знак не ставится в зависимость от количества наименований продукции, к которым относится этот товарный знак. То есть сумма амортизационных отчислений не зависит от того, применяется товарный знак к одному или сотне наименований продукции.
В свете вышесказанного сокращение количества наименований продукции, к которым относится товарный знак "А", не должно влиять на ежемесячную сумму амортизационных отчислений по исключительному праву на этот товарный знак.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"