Защитный киберсквоттинг
В.В. Никитин,
аудитор КГ "Аюдар"
Журнал "Налог на прибыль: учет доходов и расходов", N 3, март 2016 г., с. 51-53.
Киберсквоттинг - это регистрация доменных имен, содержащих торговую марку, принадлежащую другому лицу, с целью их дальнейшей перепродажи или недобросовестного использования (размещения рекламы, проведения фишинговых атак, установки вредоносного программного обеспечения, похищения трафика). Лица, занимающиеся такой деятельностью, называются киберсквоттерами.
Чтобы обезопасить себя, владельцы торговых марок применяют защитный киберсквоттинг, который заключается в регистрации доменных имен, идентичных с именами их оригинального собственного ресурса.
Например, организация - владелец товарного знака Basdy зарегистрировала доменное имя basdy.ru для сайта, связанного с данным товарным знаком. Также она зарегистрировала доменные имена, содержащие созвучные по написанию и (или) звучанию варианты вышеуказанного доменного имени: basdy.com, basdy.org, basdy-msk.ru и даже anti-basdy.ru. Вправе ли данная организация учесть расходы на регистрацию этих доменов, если они не будут использоваться по прямому назначению (для создания веб-сайтов)?
Доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в этой сети (п. 15 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Чтобы иметь представление о регистрации доменных имен, обратимся, к примеру, к Регламенту регистрации и поддержки доменных имен в доменных зонах Правительства Москвы*(1).
Пользователь доменного имени - лицо, на имя которого зарегистрировано доменное имя (п. 1.2.11).
Регистрация доменного имени - занесение оператором в реестр доменных имен доменных зон Правительства Москвы (далее - Реестр) информации о доменном имени в доменных зонах Правительства Москвы и его пользователе на основании заявки пользователя (п. 1.2.10). Регистрация доменного имени считается произведенной с момента внесения оператором информации о доменном имени и его пользователе в Реестр (п. 4.1). В течение всего срока регистрации доменного имени оператор оказывает информационно-консультационную поддержку пользователям путем создания и обеспечения постоянного функционирования соответствующей службы поддержки, а также путем принятия иных мер, направленных на обеспечение возможности использования зарегистрированных доменных имен (п. 4.2).
В рассматриваемой ситуации дополнительные доменные имена были зарегистрированы организацией не для создания соответствующих сайтов. Это было сделано лишь с целью защиты от возможных действий киберсквоттеров, которые могли бы занять эти доменные имена и тогда для организации возникли бы негативные последствия, связанные, в частности:
- с фишингом (получение киберсквоттерами паролей, адресов и номеров кредитных карт клиентов организации на псевдодоменах);
- с потерей трафика в результате того, что клиенты попадают на псевдодомены;
- с потерей клиентов.
Таким образом, с одной стороны, нужно учитывать, что рассматриваемые действия организации носят предупредительный (негативные последствия еще не возникли), а также вероятностный (домены могут захватить, а могут и нет) характер.
Необходимо также иметь в виду, что регистрация дополнительных доменных имен не приносит организации доход.
С другой стороны, организация несет расходы только на регистрацию этих доменных имен и пользование ими. И данные затраты очень малы по сравнению с имиджевыми и финансовыми проблемами, возникающими от действий киберсквоттеров.
Тем не менее у бухгалтеров возникает вопрос о возможности включения понесенных расходов в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ затраты учитываются в составе расходов, если они документально подтверждены, обоснованны, не поименованы в ст. 270 НК РФ и понесены для осуществления деятельности, направленной на получение доходов.
При этом обоснованность расходов не должна оцениваться с точки зрения их целесообразности, эффективности и рациональности, о чем неоднократно говорили финансисты, например, в письмах от 16.11.2015 N 03-03-06/2/65967, от 28.10.2015 N 03-03-06/61970, от 11.09.2015 N 03-03-06/1/52393. В них разъяснено, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Так как в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
В свете вышесказанного, по нашему мнению, расходы организации на регистрацию доменных имен, созвучных по названию и написанию с названием товарного знака организации, производимую с целью защиты от киберсквоттинга, являются обоснованными.
Рассматриваемые расходы в гл. 25 НК РФ прямо не поименованы. По нашему мнению, они могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, перечень которых открыт, как другие расходы на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
В заключение отметим, что по подобному вопросу контролирующие органы не сформулировали официальной позиции, а судебные инстанции не выразили мнение. Поэтому существует риск того, что точка зрения налоговой инспекции может быть противоположной.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Постановлением Правительства Москвы от 23.12.2015 N 937-ПП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"