Вопросы соавторства в отношении аудиовизуального произведения
Я. Ковалёва,
аспирант юридического факультета ЮФУ
(г. Ростов-на-Дону)
Журнал "ИС. Авторское право и смежные права", N 3, март 2016 г., с. 11-16.
Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы и искусства признается гражданин, творческим трудом которого создано произведение. Авторство в числе прочих принадлежащих гражданину нематериальных благ защищается в соответствии с ГК РФ и другими законами (ст. 150 ГК РФ) и охраняется бессрочно (ст. 1267 ГК РФ). Таким образом, автором произведения в настоящее время может выступать лишь физическое лицо. Как верно указывает А.Р. Ермакова, несмотря на то что в ряде случаев за юридическими лицами законодательно закреплены авторские права, в законе юридические лица авторами не названы [5, с. 136].
Установление субъекта авторских прав в отношении аудиовизуального произведения обладает значительными особенностями, обусловленными, в первую очередь, самим процессом создания и использования аудиовизуального произведения как сложного объекта. Объединение в составе аудиовизуального произведения множества объектов как авторских, так и смежных прав, свидетельствует о том, что и само аудиовизуальное произведение является результатом работы множества лиц, приложивших разные, с точки зрения творческих, технических и финансовых вложений, усилия к появлению законченного произведения. Соавторство в его классическом понимании служит эффективным средством регулирования отношений авторов, творческие вклады которых относительно однородны по отношению друг к другу и к произведению в целом. В аудиовизуальном произведении, напротив, неоднородность творческих вкладов авторов и большое количество субъектов, задействованных в процессе создания сложного объекта, делают невозможным применение к указанным отношениям традиционного института соавторства и требуют закрепления особого правового режима в отношении субъектов авторских прав на фильм.
В соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), созданного для этого аудиовизуального произведения. Очевидно, что фильм не создается усилиями исключительно трех вышеуказанных лиц. Аудиовизуальное произведение всегда является результатом коллективного творчества. Как правило, в работе над аудиовизуальным произведением принимает участие также оператор, художник-постановщик, звукорежиссер, гример, художник по костюмам, инженеры по звуку, актеры - исполнители ролей и множество других лиц, выполняющих как творческую работу, так и оказывающих исключительно техническое содействие. Выделение из всего многообразия субъектов, вносящих свой вклад в создание аудиовизуального произведения, только трех указанных лиц находит разное обоснование в юридической литературе.
По мнению Л.А. Трахтенгерц, значение творческих усилий указанных лиц таково, что закон связывает с ними признание авторства на все аудиовизуальное произведение в целом [6]. Однако в литературе встречается и другой подход, согласно которому предоставление авторских прав на аудиовизуальное произведение триумвирату авторов в известной мере условно и не является следствием особой значимости их творческих вкладов в создание произведения [2].
В связи с невозможностью установления авторства конкретного физического лица на аудиовизуальное произведение как на результат коллективного творчества, "приходится строить фикцию и проводить ее достаточно последовательно" [4]. Речь идет именно о признании вышеуказанных субъектов авторами в целях построения оборотоспособной системы прав на аудиовизуальное произведение. Таким образом, указанные лица выступают авторами аудиовизуального произведения в силу закона, независимо от уровня творческих вкладов каждого из них в создание законченного произведения. Рассмотрим триумвират авторов аудиовизуального произведения подробнее.
Режиссер-постановщик - ключевая творческая фигура в процессе создания аудиовизуального произведения. Он осуществляет руководство процессом съемки фильма, организует совместную творческую работу съемочной команды, несет ответственность за художественную составляющую фильма. Именно с режиссером-постановщиком связывают успех или провал картины.
Сценарист создает основу для аудиовизуального произведения в виде литературно-драматического произведения - сценария. В его основу может быть положено как уже существующее к моменту начала работы над фильмом литературное произведение, так и произведение, специально созданное для съемок конкретного фильма. Сценарий содержит в себе не только подробное словесное описание действующих лиц, их действий и коммуникаций, но и указания сценариста по оформлению съемочной площадки, настройке освещения и так далее. Все внутреннее сюжетное содержание аудиовизуального произведения оформляется работой сценариста.
Музыкальное оформление к фильму, выступающее в современном кинематографе его неизменной составляющей, обеспечивается композитором, являющимся автором музыкального произведения, специально созданного для аудиовизуального произведения. Сопровождение видеоряда музыкальным аккомпанементом не только усиливает впечатления от просмотра кинокартины, но и порождает в сознании зрителя неразрывные ассоциации между фильмом и музыкой к нему.
Таким образом, каждый из указанных в законе авторов аудиовизуального произведения, выполняя строго определенную роль, вносит свой существенный вклад в создание цельного произведения в единстве его внутреннего содержания и внешней формы.
Вопрос о наличии соавторства в аудиовизуальном произведении российским законодательством прямо не урегулирован, в связи с чем в научной литературе имеются различные точки зрения по данной проблематике. Так, Радоминова А.О. полагает, что авторы аудиовизуального произведения соавторами не являются [8, с. 89]. По мнению Дозорцева В.А., отношения между авторами аудиовизуального произведения следует квалифицировать в качестве "сборного" авторства, отличающегося от соавторства [4]. Противоположную позицию по данному вопросу занимают авторы, рассматривающие аудиовизуальное произведение как созданное в соавторстве. Причем, Гаврилов Э.П. полагает, что аудиовизуальное произведение как неделимый объект характеризует неделимое соавторство [1]. Напротив, ряд других авторов, в частности Гришаев С.П. [3], Николаева Е., Семенова О. [7], относят отношения, возникающие между авторами аудиовизуального произведения к раздельному соавторству.
Полагаем, что для решения указанного вопроса необходимо учесть следующее. Сущность соавторства проявляется в том, что произведение создается путем совместных творческих усилий, которые находят выражение в едином произведении. Согласно п. 1 ст. 1258 ГК РФ соавторами признаются граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Из приведенного выше легального определения можно выделить два признака соавторства - совместный творческий труд (деятельность) и выраженность этого труда в полученном произведении (результате), независимо от возможности обособления творческих вкладов каждого из соавторов. Поскольку сама концепция авторско-правовой защиты строится на охране не деятельности по созданию произведения, а результата этой деятельности, выраженного в объективной форме, следует согласиться с Щербак Н. в том, что соавторство всегда устанавливается по полученному результату, а не по процессу работы [9]. Для признания соавторства в произведении первостепенное значение имеет не совместный процесс труда, а совместно достигнутый результат в виде единого творческого произведения. Аудиовизуальное произведение представляет собой воплощение совместных усилий режиссера-постановщика, сценариста и композитора, которым для создания законченного произведения необязательно работать в одном месте и в одно время. Приобретение продюсером прав на сценарий задолго до начала съемок фильма, на наш взгляд, так же не затрагивает отношений соавторства, складывающихся между авторами аудиовизуального произведения, поскольку законом не требуется заключение соавторами единого соглашения для создания произведения.
Как следует из ст. 1258 ГК РФ, существует два вида соавторства - раздельное (делимое) и нераздельное (неделимое). Критерием их классификации выступает возможность выделения и самостоятельного использования части произведения, созданной одним из соавторов. Как отмечает Гришаев С.П., "при нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой единое неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения" [3]. Раздельное соавторство, напротив, характеризуется возможностью выделения и отдельного использования частей коллективного произведения, созданных одним из соавторов и имеющих самостоятельное значение. Классическим примером нераздельного соавторства выступает картина, написанная несколькими художниками, а примером раздельного - учебник, созданный коллективом авторов.
В аудиовизуальном произведении, синтезирующем неоднородные, с точки зрения авторского права, результаты творческого труда, вопрос о виде соавторства не столь очевиден. Условно в аудиовизуальном произведении можно выделить творческий вклад каждого из его соавторов. Для сценариста - это литературный сценарий, для композитора - музыкальное произведение (с текстом или без текста), для режиссера - "режиссерский проект". Сценарий и музыка к фильму могут использоваться отдельно, в то время как использование режиссерского творческого вклада без сценария, музыки, других результатов творчества, входящих в аудиовизуальное произведение, невозможно.
Деятельность режиссера в создании аудиовизуального произведения предполагает поиск художественных средств выражения идейного замысла фильма путем объединения работы различных лиц кинематографических профессий, а также результатов интеллектуальной деятельности как существующих к моменту начала работы над фильмом, так и созданных в процессе съемок. При осуществлении съемочного процесса режиссер, подвергая творческому анализу литературный сценарий, создает покадрово расписанный план съемок каждой сцены (режиссерский сценарий), который представляет собой видение режиссером окончательной формы аудиовизуального произведения. Вместе с тем режиссерский сценарий невозможно признать самостоятельной частью произведения в целях квалификации отношений, возникающих при создании аудиовизуального произведения, в качестве раздельного соавторства. Деятельность режиссера выходит далеко за пределы создания плана съемок. Режиссерское творческое руководство проявляется на каждом этапе создания фильма, и обособить режиссуру в качестве самостоятельной части произведения не представляется возможным.
Таким образом, полагаем, что соавторство в аудиовизуальном произведении является неделимым в части творческого вклада режиссера и раздельным в отношении результатов интеллектуальной деятельности сценариста и композитора - сценария и музыки к фильму. Указанный вывод находит подтверждение в судебной практике. Как следует из постановления Суда по интеллектуальным правам от 27 мая 2015 г. N С01-70/2015 по делу N АО7-22795/2013, по смыслу статьи 1263 ГК РФ, аудиовизуальное произведение представляет собой сложный объект, включающий в себя элементы делимого и неделимого соавторства.
Такой подход к понятию соавторства в отношении аудиовизуального произведения позволяет сценаристу и композитору самостоятельно использовать созданные ими сценарий и музыкальное произведение, и не дает им право без достаточных оснований запретить использование аудиовизуального произведения режиссеру. При этом распоряжение соавторами исключительным правом на аудиовизуальное произведение сводится к заключению с продюсером фильма договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, что обусловлено закрепленной в законодательстве моделью передачи интеллектуальных прав на аудиовизуальное произведение одному лицу - продюсеру.
Литература:
1. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. - М.: Экзамен, 2005.
2. Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Постатейный комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М.: Экзамен, 2009.
3. Гришаев С.П. Соавторство при создании результатов интеллектуальной деятельности.
4. Дозорцев В.А. Право на фильм как сложное многослойное произведение // Вестник ВАС РФ. N 3-4, 2000.
5. Ермакова А.Р. Современные вопросы права интеллектуальной собственности в сфере периодической печати. Дисс ... канд. юрид. наук. - СПб., 2002.
6. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. - М.: контракт, Инфра-М, 2009.
7. Николаева Е., Семенова О. Спорные вопросы соавторства // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2007. - N 9. Доступ из публичной интернет-библиотеки "Public.Ru".
8. Радоминова А.О. Гражданско-правовое регулирование создания и использования аудиовизуальных произведений: история и современность. Дисс ... к.ю.н. - М., 2012.
9. Щербак Н. Гражданско-правовой режим аудиовизуального произведения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2007. - N 10. Доступ из публичной интернет-библиотеки "Public.Ru".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ковалёва Я. Вопросы соавторства в отношении аудиовизуального произведения
Ковалёва Я. - аспирант юридического факультета ЮФУ (г. Ростов-на-Дону)
Множественность субъектов, задействованных в процессе создания фильма, делает невозможным применение к указанным отношениям традиционного института соавторства и требует закрепления особого правового режима в отношении субъектов авторских прав на фильм. В статье анализируется правовое регулирование вопросов соавторства на аудиовизуальное произведение, предлагается собственный подход к исследуемой проблеме.
The multiplicity of actors involved in the creation of the film, making it impossible to apply to these relations of the traditional institution of co-authorship, and requires securing of a special legal regime for the owners of copyright of the film. The article analyzes the legal regulation of co-authorship in the audiovisual work and proposes its own approach to the research problem.
Ключевые слова: аудиовизуальное произведение, соавторство, авторское право, режиссер, сценарист, композитор.
Keywords: audiovisual work, authorship, copyright, director, writer, composer.
Научно-практический журнал "Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права"
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Регистрационный ПИ N ФС77-35400
Из номера в номер: освещение актуальных проблем в области охраны авторского права и смежных прав, консультации ведущих специалистов в области ИС, а также все, что нужно знать о правах на результаты вашего творчества, о проблемах, связанных с контрафактной продукцией, о том, как защитить свои права в суде и многое другое.
Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ журнал "Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права" 27.01.2016 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.