Сайты Рунета: принципы создания и управления компонентной структурой
Ю. Брумштейн,
к.т.н., Астраханский
государственный университет
(г. Астрахань)
Е. Васьковский,
аспирант, Астраханский
государственный университет
(г. Астрахань)
Журнал "ИС. Авторское право и смежные права", N 3, март 2016 г., с. 19-32.
В настоящее время количество потенциально полезных отдельному пользователю интернет-сайтов только в Рунете на порядки превышает то, чем он реально может воспользоваться с учетом ограниченности располагаемых ресурсов времени [4]. Поэтому качество решений, применяемых разработчиками и эксплуатантами для обеспечения популярности сайтов, во многом определяет их востребованность [4] и, как следствие, эффективность затрат на их создание и поддержку работы - с учетом интересов как стационарных, так и мобильных пользователей [12].
Примечание. Развитие Интернета сопровождается ростом количества интернет-сайтов и объемов размещенной на них информации, увеличением количества пользователей. В силу естественных ограничений по времени, которые они могут затрачивать на доступ к сайтам, растет конкуренция за посетителей.
При этом с точки зрения специалистов по информационным технологиям структура компонентов сайтов, их функциональные и информационные взаимосвязи в имеющихся публикациях (например [15; 17; 20]) отражены неполно.
Поэтому основной целью данной статьи был анализ с позиций авторских прав (далее - АП) следующих взаимосвязанных вопросов: принципы разработки интернет-сайтов, в т.ч. с учетом специфики Рунета и его пользователей [14]; особенности компонентной структуры сайтов; функциональность сайтов, обеспечиваемая совокупностью взаимосвязанных объектов, включая программы для ЭВМ и базы данных (далее - БД).
Общие вопросы разработки и эксплуатации интернет-сайтов
Создание интернет-сайтов может осуществляться штатными сотрудниками той организации, которая использует (или предполагает использовать) сайт. Поскольку при этом выполненные разработки, как правило, являются служебными произведениями, то принадлежность имущественных прав на них регулируется ст. 1295 ГК РФ.
Кроме того, сайты (или их части) могут создаваться и внешними разработчиками. В настоящее время ГК РФ в явной форме предусматривает три категории варианта такого создания произведений: по заказу (ст. 1296); при выполнении работ по договору (ст. 1297); по государственному или муниципальному контракту (ст. 1298). Вопросы принадлежности АП в этих статьях ГК РФ рассмотрены достаточно подробно. В юридической литературе используется и термин "авторский договор" [10]. Отметим также ст. 1234 ГК РФ, описывающую порядок отчуждения исключительных прав на выполненные разработки.
Сроки действия исключительных прав (ст. 1230 ГК РФ) применительно к разработкам сайтов представляются чрезмерно длительными. Это следствие недостаточной дифференциации назначения таких сроков в ГК РФ для различных категорий объектов.
Для обеспечения эффективности эксплуатации ранее созданных сайтов кроме собственных сотрудников могут привлекаться отдельные специалисты-совместители и внешние организации. Одной из целей такого привлечения может быть наращивание функциональности сайтов путем реализации специальных программно-технических проектов. К сожалению, в четвертой части ГК РФ упоминаются только архитектурные, дизайнерские, градостроительные или садово-парковые проекты (подп. 10, п. 2, ст. 1270), проекты официальных документов, символов и знаков (ст. 1264), но не программно-технические проекты.
Разработка сайта (или его модификация) обычно начинается с выработки общей концепции [6], определения целевых групп пользователей, номенклатуры и объемов потенциально полезной им информации, оценки рентабельности затрат и сроков их окупаемости. При этом по подп. 5 п. 2 ст. 1259 ГК РФ "концепция" не является объектом АП. Для сайтов Рунета в качестве пользователей предполагаются в основном русскоязычные граждане, менталитет которых имеет определенную специфику [14], в т.ч. в отношении объектов АП. Иноязычные версии сайтов создаются и поддерживаются только для некоторых их страниц и лишь на относительно небольшом количестве сайтов Рунета.
Творчески составленный бизнес-план создания и раскрутки сайта может быть отдельным объектом АП, если он существует в объективной форме, в т.ч. и электронной. Реализация проекта по созданию и раскрутке сайта может осуществляться на основе методологии "управления проектами". При этом носящие творческий характер планы таких проектов в объективной форме, потенциально также могут быть объектами АП.
После выработки концепции определяется архитектура сайта, т.е. совокупность его страниц (для больших сайтов - групп страниц) и направлений переходов между ними, обеспечиваемых гиперссылками и элементами управления. С позиций пользователей сайтов обычно можно считать, что их архитектуре соответствует т.н. карта сайта.
С 2014 г. российское законодательство определяет сайт как составное произведение [7; 17] - п. 2 ст. 1260 ГК РФ. При этом не разделяются сайты Интернета и интранет-сетей, имеющихся в некоторых организациях. По ГК РФ, автору составного произведения, в т.ч. и сайта, принадлежат АП на осуществленные им подбор и/или расположение материалов (составительство). С позиций разработчиков сайтов это положение недостаточно полное, потому что, кроме "подбора и расположения" объектов на сайте, творческий характер носит также формирование функциональных и информационных связей между ними.
Иногда составным произведением может считаться и специально подобранная совокупность размещенных на сайтах гиперссылок определенной тематики (прежде всего на внешние ресурсы по отношению к сайту) - обычно в сочетании с некоторыми содержательными комментариями к этим ссылкам.
Подчеркнем, что ГК РФ в явной форме не отражает вопросы, связанные с иерархическими уровнями составных произведений. Например, для интернет-сайтов это могли бы быть такие уровни: сайт в целом; функционально или тематически связанная группа страниц сайта; отдельная страница сайта; группа объектов на странице; отдельный объект.
В общем случае разработка сайта осуществляется по двум направлениям: клиентская часть (предназначенная для программной обработки на пользовательских ПЭВМ) и невидимая для интернет-пользователей серверная часть. Последняя включает в себя сервисные программы, обслуживающие запросы, поступающие с клиентских ПЭВМ; программы прикладного характера, в т.ч. и внедренные приложения; различные БД и пр.
Номенклатура объектов, отображаемых на страницах сайтов, может автоматически настраиваться под конкретного пользователя. Например, состав новостных сообщений может динамически корректироваться программами для ЭВМ исходя из декларированного пользователем при регистрации его "профиля" и результатов анализа его действий на сайте. Могут также применяться объекты, "динамически загружаемые" [8] с других сайтов, на которых информация может изменяться их сотрудниками. В юридическом отношении вариант "динамической загрузки" может рассматриваться как выполняемые в автоматическом режиме заимствования [2]. При этом на сайтах-приемниках информации источники таких заимствований (сайты-доноры), как правило, не указываются.
Разработка дизайна и функциональности сайтов может выполняться как "универсальная" или с использованием вариантов, специально приспособленных для просмотра мобильными пользователями [10] на смартфонах с небольшими экранами, компьютерных планшетах и пр. Ранее размеры и глубина цветопередачи графических объектов на страницах сайтов специально ограничивались разработчиками, чтобы избежать медленного открытия страниц на ПЭВМ. Однако с развитием скоростных каналов проводной связи для доступа к Интернету эта проблема для настольных ПЭВМ утратила актуальность.
В рамках создания сайтов, ориентированных на работу пользователей с ними с помощью настольных ПЭВМ и ноутбуков, при выборе дизайнерских решений учитываются такие аппаратно-программные характеристики, как: возможные соотношения горизонтальных и вертикальных сторон дисплеев у пользователей; предполагаемые пространственные разрешения дисплеев; установленная пользователями глубина цветоразрешения дисплеев; номенклатура и версии интернет-браузеров, которые могут применять вероятные пользователи; наличие установленного на ПЭВМ flash-плеера, иных программных средств. Например, если соотношение сторон дисплея не соответствует тому, что предполагают разработчики сайтов, то внешний вид их страниц на мониторах пользователей может существенно изменяться. Таким образом, при разработке дизайна сайтов разработчикам приходится решать творческие задачи, но с учетом некоторых технических ограничений и особенностей аппаратно-программных средств.
Для мобильных устройств (смартфоны, планшеты и пр.) вопросы отображения информации на сайтах и навигации по ним имеют такую специфику: более медленная скорость доступа к Интернету по сравнению с проводными ПЭВМ; небольшие размеры дисплеев - особенно на смартфонах; отличия отношения ширина/высота по сравнению с настольными дисплеями и экранами ноутбуков; меньшие разрешения экранов, чем у настольных дисплеев; ориентация на использование возможностей сенсорного управления (через дисплей) навигацией в Интернете и на отдельных сайтах.
Сейчас разработчиками используются три основных способа обеспечения удобства использования сайтов на мобильных устройствах: адаптивный дизайн страниц; создание отдельной мобильной версии сайта; RESS (Responsive Web Design with Server-Side Component). В некоторых случаях на стартовой странице сайта есть специальная кнопка переключения на версию для мобильных пользователей. Однако для третьего варианта в ней нет необходимости - разработчики применяют специальные фрагменты программ на языке РНР (размещенные на сервере), которые позволяют автоматически определить, что обращение к сайту идет именно с мобильного устройства. В этом случае можно автоматически отключить для сайтов некоторые плагины, предназначенные для настольных ПЭВМ; "перенаправить" обращение к мобильной версии сайта и пр.
Специально адаптированная для мобильных устройств версия сайта должна рассматриваться как производное произведение (п. 1 ст. 1260 ГК РФ), особенно в случае использования общей с основной версией информационной БД сайта.
А. Терехова в своей статье [17] утверждает, что "дизайн сайта не ограничивается только внешним оформлением страницы, он также включает в себя общую организацию пользования сайтом, его удобство". Однако при этом не упоминается в явной форме эргономичность решений для сайтов, организация грамотной навигации по нему. Кроме того, представляется, что в определении из [17] смешиваются несколько понятий: типичный сайт состоит не из одной страницы, а большого их количества; архитектура сайтов определяется набором таких страниц и направлениями возможных переходов между ними - при разработке сайта они могут быть в наглядной форме представлены в виде т.н. ориентированного графа (это соответствует графическому объекту); функциональность сайта обеспечивается не только дизайном его отдельных страниц и совокупностью элементов управления, но и программным обеспечением, размещенным на сервере; используемыми для поддержки работы сайта БД и хранилищами данных.
На практике разработкой дизайна сложных сайтов занимаются веб-дизайнеры, а обеспечением их функциональности - web-мастера (и это разные категории специалистов). В настоящее время для создания дизайна сайтов и средств обеспечения их функциональности могут применяться специализированные программы для ЭВМ, которые распространяются на коммерческой или бесплатной основе. Несложные сайты, в т.ч. и многостраничные, могут быть целиком (или в основном) созданы с использованием автоматизированных программных средств, не требующих высокой квалификации разработчиков. При этом все большую популярность приобретают "облачные средства" [1].
Отметим следующие особенности менталитета российских пользователей, которые учитываются разработчиками и эксплуатантами сайтов для Рунета [14]: ориентацию пользователей на свободный доступ к сайтам и бесплатное получение (использование) информации с них; инертное отношение большинства пользователей к нелегитимно размещенным объектам АП на сайтах небюджетных организаций; практически полное отсутствие жалоб со стороны пользователей сайтов (но не правообладателей!) на наличие таких объектов в адрес системных администраторов сайтов, правоохранительных органов, сообществ обладателей АП и др.
Отметим также важную проблему адаптации дизайна страниц сайтов для лиц с ограниченными возможностями по зрению. Помимо самостоятельного снижения ими разрешающей способности дисплеев (для увеличения отображаемых размеров текста и графики) полезным способом может быть автоматическое построение "карт MindMap" для текстовой информации (прежде всего - новостной), которые в "укрупненной форме" отражали бы содержание важнейших сообщений [13].
Примечание. Удачные творческие решения, обеспечивающие популярность интернет-сайтов в условиях острой конкуренции между ними, нуждаются в адекватных средствах правовой защиты.
Программные и текстовые компоненты клиентской части интернет-сайтов с позиций прав интеллектуальной собственности
В типичных случаях сайт содержит несколько таких групп компонентов.
HTML-код. За редкими исключениями, все страницы сайтов представляются в виде HTML-кодов с "вкраплением" различных скриптов. В общем случае команды HTML-кода (обеспечивающие отображение контента сайта способом, предусмотренным разработчиком) включают в себя описания таких объектов: таблиц; фреймов; средств выделения; шрифтов; цветов текста и фона; объектов динамической графики; мест расположения элементов сайта на его страницах. Настройка отображения сайта на размер дисплея (с учетом соотношения его сторон) осуществляется в автоматическом режиме. В последнее время все более популярным становится использование языка HTML5 в комбинации с JavaScript, хотя продолжает широко использоваться HTML4 и даже HTML3.
Сейчас существует много т.н. WYSIWYG HTML-редакторов, т.е. программ для ЭВМ, которые автоматически генерируют HTML-код на основе выбранных разработчиком дизайнерских решений по расположению и внешнему виду элементов сайта. Варианты таких редакторов, доступные разработчикам: платные и бесплатные; позволяющие использовать возможности HTML5; онлайновые версии редакторов. Затем (при необходимости) сгенерированный редакторами страниц HTML-код может быть разработчиками скорректирован или дополнен вручную, в т.ч. и текстами скриптов. Оригинальный HTML-код, содержащий творческие решения разработчиков, может охраняться как литературное произведение (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).
Тексты скриптов, применяемых для построения клиентской части сайтов, с позиций АП должны рассматриваться как программы для ЭВМ и могут охраняться в качестве литературных произведений. Скрипты делятся на две группы: клиентские и серверные. Клиентские скрипты (например, JavaScript, VisualBasicScript) обрабатываются интернет-браузерами на ПЭВМ пользователей. Однако относить к объектам АП написанные на языках программирования скрипты, можно только в случае их оригинальности.
Наборы ранее уже известных фрагментов скриптов в ряде случаев могут рассматриваться как составные произведения (подп. 2, п. 2, ст. 1259) - с точки зрения их подбора и взаимного расположения, но только если такие наборы носят оригинальный характер.
Текстовая информация, воспроизводимая на сайтах. На тексты могут существовать АП как на литературные произведения, кроме "сообщений о событиях и фактах, имеющих исключительно информационный характер" (подп. 4 п. 6 ст. 1259 ГК РФ). На сайтах могут воспроизводиться различные виды (типы) произведений в текстовой форме (возможно, в сочетании с графикой), включая комментарии, аналитические обзоры, научные статьи, сборники статей, научные журналы, иные периодические издания [4]. В отношении отображаемых на сайтах переводов информационных и иных текстов с русского языка на иностранный, выполненных в ручном режиме (или путем редактирования результатов работы "электронных переводчиков"), могут существовать АП, описанные в ст. 1260 ГК РФ. Этот вопрос актуален, например, для англоязычных версий страниц тех сайтов, которые предназначены в основном для использования в Рунете.
В отношении "не автоматических" переводов на русский язык текстов, заимствованных [2] с зарубежных (иноязычных) сайтов и размещаемых на русскоязычных сайтах, также могут быть АП, причем иногда даже в случае, если сами переводимые тексты не носят творческого характера.
Для отображения размещаемых на сайтах текстов, творческие (дизайнерские) решения возможны в отношении таких параметров (объектов), как: виды шрифтов (в т.ч. специально разработанных) [11] и их размеры; использование курсива, подчеркивания и пр.; соотношения цветов шрифта и фона; переходы цветов в словах текста, представленных одним видом шрифта; варианты форматирования текста; варианты обтекания текстами графических объектов; иногда - бегущих по экрану строк текста; редко - мигающих слов или текстов с постепенно появляющимися буквами/словами.
В настоящее время т.н. #хэштеги, позволяющие объединять текстовую информацию в группы, также начали рассматриваться как потенциальные объекты АП [16]. Однако они применяются главным образом для сайтов социальных сетей, коммуникативная роль которых сейчас весьма велика [19] и продолжает возрастать.
Графические, звуковые и мультимедийные объекты для клиентской части интернет-сайтов
Воспроизводимые на сайтах графические объекты условно разделим на две группы - постоянно присутствующие на дисплее пользователей и переменные. Переменные графические объекты, управляемые владельцем сайта, могут заменяться им периодически или ситуационно - например, в связи с праздниками, какими-то событиями, в зависимости от содержания новостной информации и пр. Динамически подгружаемые извне графические объекты (см. выше) автоматически изменяются на сайтах-приемниках по мере их замены на сайтах-источниках (донорах).
Объекты статической графики. Основные варианты: самостоятельное создание таких объектов разработчиками сайтов или нанятыми ими лицами; заимствование [2] разработчиками существующих рисованных изображений или их частей, в т.ч. с некоторыми изменениями; использование готовых фотографий или сканированных изображений. При этом по п. 1 ст. 1259 к объектам АП относятся только "фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии" [7]. Фотографии чисто информационного характера (фактографические) к объектам АП отнести нельзя [9; 18].
В связи с этим отметим, что средства оптимизации фотоснимков, присутствующие в современных профессиональных фотоаппаратах, а также программы для ЭВМ, ориентированные на обработку цифровых фотографий, в определенной степени смещают границу, разделяющую творческие и нетворческие решения для фото.
Для сайтов характерно, как правило, использование графики с относительно низким разрешением (кроме некоторых объектов, специально предназначенных для просмотра на полном экране). Поэтому заимствования графики [2] для использования в профессиональных целях (например, для изготовления рекламных постеров) чаще всего неэффективны. Ссылки на источники заимствования [2] графических объектов на сайтах, как правило, не указываются. Основные причины: невозможность размещения таких ссылок (в том числе в форме т.н. водяных знаков) на изображениях малого размера; нежелательность приведения таких ссылок вне самих графических объектов из-за "потери площади" на отображаемых страницах сайтов, нежелательность отвлечения внимания пользователей и т.д. Также не практикуется отображение источников заимствований при наведении на графические объекты курсора мыши или щелчка на них ее правой кнопкой.
В некоторых случаях на воспроизводимых фотографиях большого размера видны внедренные на изображения адреса сайтов-источников, названия информационных агентств и т.д. - однако без знака принадлежности имущественных прав. Наличие таких внедренных объектов можно рассматривать как техническое средство защиты объектов (ст. 1299 ГК РФ) от несанкционированного использования в коммерческих целях.
Особо отметим иконки, используемые в качестве гиперссылок - например, на сайты социальных сетей, разработчиков антивирусных средств и пр. В массовом сознании такие иконки воспринимаются как "фирменный логотип", хотя их следует считать "знаками обслуживания" (п. 2 ст. 1477 ГК РФ).
Объекты динамической графики в основном предназначены для привлечения внимания пользователей, например, к рекламным или информационным сообщениям. Однако такие объекты могут нести и важную дополнительную информацию по сравнению со статическими изображениями. Отметим, что многие рекламные сообщения для сайтов специально выполняются в виде динамической графики.
Сейчас у разработчиков сайтов достаточно популярным средством является периодическая замена на сайтах различных изображений в одном и том же месте страницы в ходе ее отображения на дисплее. Это решение обычно реализуется с помощью JavaScript. Совокупности таких последовательно отображаемых графических объектов (если их достаточно много) могут рассматриваться как составные произведения (ст. 1260 ГК РФ).
Творческий характер могут носить и решения, относящиеся к алгоритмам недетерминированной смены таких изображений; сочетания продолжительностей демонстрации отдельных объектов из сформированного набора; различные виды эффектов, используемых при начале отображения новых объектов.
Наиболее старое средство представления анимированных изображений - графические файлы формата gif. На них эффект движения элементов объектов создается за счет циклической (детерминированно повторяющейся) смены относительно небольшого количества изображений. С позиций АП gif-анимации - это составные произведения (подп. 2 п. 2 ст. 1259), в которых творческими решениями являются подбор и последовательность воспроизведения отдельных изображений.
Популярным средством представления анимированных изображений при открытии страниц сайтов, являются объекты, предназначенные для воспроизведения через Adobe Flash Player. Разработка программ для воспроизведения таких объектов требует творческого подхода для конструирования последовательности изображений, обеспечения необходимой динамики их изменений во времени - в т.ч. с автоматической адаптацией под скорость работы конкретной ПЭВМ. В связи с этим отметим, что по ст. 1261 ГК РФ порождаемые программами для ЭВМ аудиовизуальные отображения относятся к этим программам, а не являются самостоятельными объектами АП. Подчеркнем также, что ст. 1261 ГК РФ не разделяет случаи детерминированного воспроизведения графических объектов и использования некоторых элементов стохастичности. В последнем случае результаты работы программ, обеспечивающих демонстрацию на дисплеях графики, будут вариативны.
В HTML5 появились новые теги, позволяющие воспроизводить видеоролики, рисованные объекты, в т.ч. средство Canvas. Как следствие, средства HTML5 постепенно начинают вытеснять flash-анимации на сайтах.
Уже сейчас потенциально возможно воспроизведение на страницах сайтов стереоскопических изображений (в виде стереопар, предназначенных для использования специальных очков) - хотя это и требует достаточно мощных видеокарт на ПЭВМ пользователей. Однако пока авторам статьи не удалось найти в Рунете сайтов, на страницах которых вместо обычных графических объектов применяются стереопары (кроме наборов стереопар, специально предназначенных для демонстрации стереоскопических эффектов).
Звуковые объекты, воспроизводимые в связи с работой пользователей на сайтах, можно разделить на три категории. Первая - звуки, обеспечиваемые программными компонентами операционных систем при действиях пользователей (синтезируемый программами для ЭВМ звук по ст. 1261 ГК РФ следует относить к самим программам). Вторая - звуки, создаваемые средствами самих сайтов при работе пользователей на них. Автоматическое воспроизведение звука при открытии страниц для сайтов Рунета в целом не характерно (его можно реализовать с использованием HTML5-кода, других программных средств). Разработка для сайтов специальных звуковых объектов распространена слабо. Как интересное решение отметим воспроизведение эмоционально окрашенных фраз типа: "Постойте! Мы еще не сделали Вам подарок" - при попытках пользователей закрыть автоматически открывающиеся рекламные заставки. Звукозаписи таких фраз, специально сделанные исполнителями (фонограммы), могут быть объектами прав, смежных с авторскими - подп. 2, п. 1 ст. 1204. Третья - проигрываемые по инициативе пользователя уже существующие звукозаписи могут быть отдельными объектами АП (к техническим аудиозаписям, сделанным в автоматическом режиме, это не относится). В частности, отметим обширные коллекции в Интернете произведений т.н. легкой музыки. Размещение их на сайтах без согласия правообладателей достаточно типично и нарушает их имущественные права. Однако авторы таких произведений и их исполнители в таких коллекциях почти всегда указываются - т.е. личные неимущественные права соблюдаются.
Звуковое воспроизведение ключевой текстовой информации на сайтах (автоматическое или после нажатия мышью специальной кнопки) может быть важным средством адаптации сайтов к использованию лицами с ограниченными возможностями по зрению.
Мультимедийные объекты на сайтах представлены прежде всего видеороликами, видеофильмами, кинофильмами (а также их фрагментами), воспроизводимыми пользователями, обычно они являются объектами АП. В качестве исключений из этого правила отметим видеозаписи технического характера, сделанные в автоматическом режиме; произведения, перешедшие в общественное достояние (ст. 1228 ГК РФ). Последний вариант сейчас может относиться только к оцифрованным версиям киноматериалов, снятых по 1945 год включительно - в силу семидесятилетних сроков действия АП после смерти автора, оговоренных в ст. 1281 ГК РФ.
Нелегитимно размещенные на сайтах копии кинофильмов и видеороликов могут быть предназначены как для онлайн-просмотров (в т.ч. с возможностями регулировки пространственного разрешения экрана), так и для скачивания. Сейчас характерно размещение таких копий вне доменных зон .ru, .su, .рф. При этом сложные стереозвукозаписи в копиях кинофильмов, размещенных на интернет-сайтах, обычно заменяются монофоническим звуком - это следует рассматривать как нарушение целостности произведений.
На сайтах на законных основаниях могут воспроизводиться т.н. трейлеры кинофильмов, т.е. изготовленные в рекламных целях подборки их видеофрагментов. Отметим, однако, что чаще всего они воспроизводятся без оригинального звукового сопровождения.
Интерактивно управляемые действиями пользователей мультимедийные объекты широко применяются в рамках компьютерных игр [3], доступных пользователям на порталах, игровых и некоторых иных типах интернет-сайтов - обычно на бесплатной основе.
Серверные компоненты интернет-сайтов
Серверные скрипты могут быть написаны на языках программирования PHP; Perl; Python; Ruby; любом .NET языке программирования, соответствующем технологии ASP.NET; Java, Groovy. Эти скрипты выполняются на серверах (которые поддерживают работу сайтов) при обработке поступающих с ПЭВМ пользователя запросов, соответствующих определенным страницам сайтов. Программы, написанные на серверных языках, обеспечивают непосредственное взаимодействие с системами управления БД (т.е. серверами БД), обслуживающими сайты.
В случае преобразования (переписывания) разработчиками скриптов с одного языка программирования на другой, формально действуют правила в отношении переводов произведений (ст. 1260 ГК РФ). На практике такое преобразование часто носит неформальный характер - в силу различий в синтаксисе и функциональных возможностях языков программирования. Поэтому приближенной аналогией таких действий можно считать авторизованные переводы беллетристических произведений. Отметим, что сами языки программирования (в т.ч. вновь разрабатываемые или модифицируемые) по ст. 1259 ГК РФ не относятся к объектам АП.
На порталах и некоторых иных типах сайтов широко используются также т.н. внедренные приложения, включая средства работы в онлайн-режимах с текстовыми документами, электронными таблицами и пр., а также компьютерные игры [3]. Такие игры могут быть созданы как сотрудниками, обеспечивающими эксплуатацию сайтов, так и сторонними разработчиками. В последнем случае обычно практикуется передача заказчикам исключительных (имущественных) прав на разработки. Альтернативой может быть ограниченная во времени эксплуатация разработок на основе исключительной лицензии. Варианты использования на сайтах компьютерных игр на основе неисключительных (простых) лицензий относительно редки. Компьютерные игры могут иметь разные уровни сложности и интеллектуальности, причем в ряде случаев возможно прерывание игрового процесса в произвольный момент времени и возобновление его в последующем с точки останова, т.е. "запоминание-воспроизведение" ситуации. Часть компьютерных игр на сайтах предназначена для мобильных устройств, имеющих сенсорное управление.
Примечание. Интернет-сайт является не просто совокупностью объектов, расположенных определенным образом, - важны и функциональные связи между ними, обеспечиваемые программными средствами.
Сценарии компьютерных игр (обычно вариативные) могут быть объектами АП [3] по п. 1 ст. 1259. В случае достаточно сложных игр такие сценарии могут быть представлены в виде текстовых документов (писаний), в т.ч. возможно в сочетании с некоторыми блок-схемами, IDEF-диаграммами или иными средствами информационного проектирования программ для ЭВМ в наглядной форме. Для простых игр вместо этого в программах для ЭВМ, написанных на языках высокого уровня, используется адекватная модульная структура программного кода, применяются необходимые комментарии и пр.
В рамках компьютерных игр, доступных на интернет-сайтах, пользователи могут выбирать героев, средства защиты и нападения для них, создавать в виртуальных мирах некоторые объекты (неодушевленные и одушевленные) [3]. Такие объекты могут не только иметь желаемую трехмерную форму, но и обладать иными свойствами, включая совокупности реакций на оказываемые виртуальные воздействия. В качестве прототипов-аналогов таких объектов иногда могут применяться персонажи (п. 7 ст. 1259 ГК РФ), заимствованные [2] из кинофильмов, комиксов, других компьютерных игр. Однако "извлечь" из виртуальных миров игр то, что создается пользователями и сохранить это в качестве автономных объектов чаще всего невозможно (если не считать скриншотов, позволяющих получать лишь статические 2D-изображения). Невозможность полноценной фиксации в объективной форме созданных пользователями игровых объектов не позволяет рассматривать их как объекты АП. Отметим также, что в рамках т.н. сетевых игр пользователи в виртуальных мирах могут взаимодействовать не только с противниками и/или союзниками, порожденными программами для ЭВМ, но и с другими пользователями-людьми.
Взаимодействие компонентов сайта с пользователями и друг с другом
Для обеспечения взаимодействия сайтов с пользователями применяются в основном следующие средства: гиперссылки; кнопки управления; HTML-объекты, использованные в роли кнопок и др. Объектом АП для кнопок может быть их оригинальный внешний вид - как "произведений ...графики" (п. 1 ст. 1259 ГК РФ), реже - связанные с ними оригинальные скрипты.
Использование на сайтах информации с других сайтов (динамическое связывание объектов) [9] сложнее в реализации по сравнению с внедрением на интернет-сайты текста или графики, требует разработки программного кода.
Для лиц с ограниченными возможностями весьма полезным может быть средство голосового управления действиями на сайтах, включая перемещения курсора мыши, нажатия на кнопки и гиперссылки. Такое голосовое управление может основываться на использовании специальных распознающих программ для ЭВМ, в т.ч. и со средствами настройки на голос конкретного пользователя - для уменьшения количества ошибок распознавания команд. Отметим, что в некоторых интернет-браузерах (например, Google) средства выполнения поиска информации на основе голосовых команд пользователей уже присутствуют.
Применение на сайтах "профилей пользователей" для оптимизации взаимодействия с ними возможно, в основном, на основе вводимых ими пар "логин-пароль". Возможностей для пользователей по самостоятельному созданию кнопок, к которым привязываются наборы повторяющихся действий, на сайтах пока нет.
Еще одним важным направлением взаимодействия с пользователями являются счетчики посещаемости сайтов [5]. Они могут работать скрыто от посетителей сайтов или в явной форме отображать на их страницах накопленные количества посещений и посетителей за определенный период времени; о суммарном времени, проведенном пользователями на сайтах или их отдельных страницах. Такие программные средства сейчас распространяются как на коммерческой основе, так и бесплатно [5]. Последний вариант по ГК РФ соответствует открытой лицензии (ст. 1286.1).
Выводы
1. В условиях острой конкуренции за пользователей рациональность выбора общей концепции сайта, определения для него потенциального круга пользователей, а также составления и реализации бизнес-планов создания и раскрутки сайтов во многом предопределяют их успешность или неуспешность.
2. По действующему законодательству РФ АП могут существовать на подготовительные материалы по созданию сайтов; отдельные компоненты интернет-сайтов; на сайты в целом (как на составные произведения). Однако возможность регистрации АП в Федеральном институте промышленной собственности предусмотрена (на добровольной основе) только в отношении программ для ЭВМ и БД. На практике регистрация разработок сайтов в виде HTML-кодов в сочетании с Java скриптами встречается относительно редко.
3. Представляется, что по сравнению с другими видами объектов однократное упоминание в ГК РФ (п. 2 ст. 1260) сайта только как составного произведения является недостаточным с позиций правового регулирования. Ведущая роль интернет-сайтов в информационной сфере общества, сложность их компонентной структуры, использование на них различных видов объектов АП и другие факторы делают целесообразным включение в ГК РФ отдельной статьи, посвященной сайтам.
4. В ГК РФ применяется недостаточно полная дифференциация объектов в отношении сроков действия АП на них. Это приводит к тому, что для ряда объектов (включая сайты в целом) такие сроки чересчур длительные - с учетом периодической корректировки архитектуры и дизайна страниц сайтов.
5. Положение п. 1 ст. 1259 ГК РФ о том, что "программы для ЭВМ ... охраняются как литературные произведения", нуждается в корректировке, т.к. фактически оно относится только к исходным текстам программ (не компилированным).
Литература:
1. Артемчук Н.Д. Обзор облачных CMS для создания сайтов // Интернет-маркетинг. - 2014. - N 6. - С. 372-376.
2. Близнец И., Леонтьев К. Плагиат и заимствования: правовой аспект // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2013.- N 7.
3. Брумштейн Ю.М., Харитонов Д.В. Компьютерные игры: синтез творчества и современных технологий // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2015.- N 10.- С. 41-53.
4. Брумштейн Ю.М., Васьковский Е.В. Сайты Рунета: анализ категорий, особенностей контента и функциональности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2015. - N 2. - С. 41-53.
5. Васьковский Е.Ю., Брумштейн Ю.М. Системный анализ функциональных возможностей счетчиков посещаемости сайтов // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2015. - N 3. - С. 45-58.
6. Горевая Е.С., Гаранина М.В., Русин Г.Л. Концептуальный подход к созданию эффективного сайта промышленного предприятия // Маркетинг и финансы. - 2014.- N 1.-С. 44-58.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая (ред. от 12.03.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
8. Золотарев Р.И. Особенности создания и внедрения интернет-приложений на динамические сайты // Сфера услуг: инновации и качество. - 2012. - N 5.- С. 126-131.
9. Капитонова Е. Авторские права на изображение, размещенное в сети Интернет: понятие, принадлежность, правовые основы защиты // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2013. - N 9. - С. 40-47.
10. Кайманов С.Б. Особенности договора авторского заказа при создании сайта // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2013. - N 3.-С. 141-143.
11. Киселева А. Шрифт как объект авторского права в России и США // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2015. - N 5. - С. 25-32.
12. Ляшенко Е.С. Соотношение глобального и национального в российском веб-дизайне // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. - 2013. - N 4 (51). - С. 238-245.
13. Орлова Ю.А. Методы адаптации текстовой информации для лиц с ограниченными возможностями по зрению // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2015. - N 4. - С. 210-219.
14. Рожкова Ж.А. Мобильный Интернет в России и мире. Цифры, тренды, прогнозы // Интернет-маркетинг. - 2015.- N 4. - С. 218-228.
15. Серго А.Г. Интернет и право. - М.: "Бестселлер", 2003.-272 с.
16. Скворцов А. Право на #хэштэг // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2015. - N 8.-С. 55-60.
17. Терехова А. Дизайн интернет-сайта: какой способ охраны выбрать? // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2015. - N 10. - С. 23-28.
18. Токмаков М. Понятие и признаки фотографического произведения как объекта авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2014. - N 9. - С. 32-38.
19. Тультаева И.В., Каптюхин Р.В., Тультаев Т.А. Воздействие социальных сетей на коммуникационные процессы в современном обществе // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского сайтитута бизнеса. - 2014.-N 4.-С. 84-88.
20. Юрлов И. Интернет-сайт как объект авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2013. - N 2. - С. 64-69.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Брумштейн Ю., Васьковский Е. Сайты Рунета: принципы создания и управления компонентной структурой
Брумштейн Ю. - к.т.н., Астраханский государственный университет (г. Астрахань)
Васьковский Е. - аспирант, Астраханский государственный университет (г. Астрахань)
Проанализированы общие вопросы концептуального проектирования и особенности разработки интернет-сайтов Рунета. Обоснована целесообразность раздельного рассмотрения компонентов сайтов, обрабатываемых на ПЭВМ пользователя и на стороне сервера. С позиций авторских прав проанализированы компоненты сайтов: их архитектура; дизайн интернет-страниц; функциональность сайтов, доступная пользователям; программы для ЭВМ и базы данных, обеспечивающие эту функциональность; текстовая информация; статические и динамические графические объекты; звуковая информация, мультимедийные объекты.
The authors analyze the general issues related to concept design and development of Russian websites (RuNet). They justify the separate approach to server-side and client-side website components and analyze the website components in terms of copyright including: website architecture and design, functionality available to users, software and databases providing these functions, text-based information, static and dynamic graphics, sound, multimedia objects.
Ключевые слова: авторские права, интернет-сайты, конкуренция, популярность, дизайн, графические объекты, программы для ЭВМ, базы данных, творческие решения, информационно-коммуникационные технологии.
Keywords: copyright, Internet sites, competition, popularity, design, graphic objects, computer programs, databases, creative decisions, information and communication technologies.
Научно-практический журнал "Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права"
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Регистрационный ПИ N ФС77-35400
Из номера в номер: освещение актуальных проблем в области охраны авторского права и смежных прав, консультации ведущих специалистов в области ИС, а также все, что нужно знать о правах на результаты вашего творчества, о проблемах, связанных с контрафактной продукцией, о том, как защитить свои права в суде и многое другое.
Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ журнал "Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права" 27.01.2016 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.