С 31.03.2000 гражданин занимает изолированную комнату жилой площадью 19,2 кв. м в двухкомнатной квартире коммунального заселения в г. Москве на основании договора социального найма. Также в данной комнате с 01.10.2009 проживает несовершеннолетняя дочь данного гражданина (дата рождения - 01.03.2002). В настоящее время семья из двух человек (гражданин и его дочь) признана малоимущей, но нуждающейся в улучшении жилищных условий не признана (19,2 кв. м на двоих).
Супруга гражданина (мать данного ребенка) зарегистрирована по другому адресу в двухкомнатной квартире площадью 54 кв. м, где ей принадлежит на праве собственности 1/4 доля.
До 08.05.2015 в указанной квартире проживал родной дядя данного гражданина, занимая изолированную комнату площадью 8,1 кв. м (выписан в связи со смертью 12.05.2015). После освобождения изолированной комнаты площадью 8,1 кв. м гражданин трижды подавал заявление в Департамент городского имущества г. Москвы о заключении договора социального найма на освободившуюся комнату, однако данный вопрос так и не разрешен, договор социального найма на спорную комнату так и не заключен.
Причиной отказа послужило то, что заявление не представляется возможным рассмотреть, поскольку информация об освобождении жилых помещений по спорной квартире в Департамент имущества г. Москвы не поступала, кроме того, семья не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. С данным отказом гражданин не согласен, поскольку является малоимущим и намерен оспорить его в суде.
Каков порядок действий гражданина в данной ситуации, а также какова положительная судебная практика по указанному вопросу?
Статья 59 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) устанавливает приоритет права соседей по коммунальной квартире на занятие освободившегося помещения перед другими лицами, а также регламентирует очередность его получения в пользование или собственность лиц, проживающих в данной квартире.
Так, в силу ч. 1 ст. 59 ЖК РФ освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 59 ЖК РФ при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в ч. 1 ст. 59 ЖК РФ, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
Кроме того, на основании ч. 3 ст. 59 ЖК РФ при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в ч. 1 и ч. 2 ст. 59 ЖК РФ, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору купли-продажи гражданам, которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления.
При отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в ч. 1-3 ст. 59 ЖК РФ, вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном ЖК РФ.
Аналогичные нормы закреплены и в Законе города Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (далее - Закон N 29). Так, согласно ст. 37 Закона N 29 освободившиеся комнаты в коммунальной квартире предоставляются в пользование или приобретаются в собственность с помощью города жителями города Москвы, проживающими в данной квартире по месту жительства на законных основаниях, в порядке, установленном ст. 38 указанного закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона N 29 освободившаяся комната в коммунальной квартире предоставляется в пользование, в том числе по договорам социального найма, или приобретается в собственность проживающими в этой квартире нанимателями либо собственниками, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.
Если же такие лица отсутствуют, то освободившаяся комната предоставляется в пользование по соответствующему договору найма, в том числе по договору социального найма, либо предлагается для приобретения в собственность проживающим в этой квартире нанимателям либо собственникам, занимающим жилые помещения менее установленной нормы предоставления на каждого члена семьи, проживающим в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет и не ухудшавшим свои жилищные условия более пяти лет (ч. 2 ст. 38 Закона N 29).
Как следует из ч. 6 ст. 38 Закона N 29 при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в ч. 1-2 ст. 38 Закона N 29, иные граждане, проживающие в этой квартире, вправе выкупить по рыночной стоимости освободившуюся комнату или несколько комнат.
Отметим, что при принятии решения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность с помощью города освободившегося жилого помещения в коммунальной квартире учитываются в совокупности:
1) дата постановки на жилищный учет или учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ;
2) срок проживания в городе Москве по месту жительства на законных основаниях;
3) жилые помещения (части жилых помещений), в отношении которых жители города Москвы и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные ими с принадлежащими им жилыми помещениями (частями жилых помещений) за период, установленный ст. 10 Закона N 29.
Как следует из вопроса, наниматель с 2000 года занимает изолированную комнату жилой площадью 19,2 кв. м в двухкомнатной квартире коммунального заселения в г. Москве, вместе с ним проживает его несовершеннолетняя дочь, супруга зарегистрирована по другому адресу в двухкомнатной квартире площадью 54 кв. м, где ей принадлежит на праве собственности 1/4 доля. Семья признана малоимущей, но на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит. В указанной квартире до мая 2015 года вторую комнату площадью 8,1 кв. м занимал дядя нанимателя, в связи с его смертью данная комната освободилась. Наниматель обратился в Департамент городского имущества города Москвы о присоединении освободившейся комнаты на семью, однако данный вопрос не разрешен. Причиной отказа послужили тот факт, что семья не признана малоимущей и нуждающейся в улучшении жилых условий, а также отсутствие сведений об освобождении спорной комнаты.
Отметим, что поскольку наниматель и члены его семьи не признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, то соответственно, на них не распространяются правила о предоставлении освободившейся комнаты в коммунальной квартире, содержащиеся в ч. 1 ст. 59 ЖК РФ, ч. 1 ст. 38 Закона N 29. Иные лица, соответствующие требованиям, указанным в данных нормах, в спорной коммунальной квартире не проживают.
Таким образом, при разрешении данного вопроса необходимо руководствоваться положениями ч. 2 ст. 59 ЖК РФ и ч. 2 ст. 38 Закона N 29. Как уже отмечалось выше, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, которые могут быть в установленном порядке признаны малоимущими и которые обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления, на основании их заявления (ч. 2 ст. 59 ЖК РФ). При этом ч. 2 ст. 38 Закона N 29 не содержит указания на обязательность признания граждан малоимущими. Однако в силу ч. 8 ст. 5 ЖК РФ в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям Жилищного Кодекса РФ применяются положения Жилищного Кодекса РФ. Поэтому полагаем, что признание гражданина, претендующего на предоставление освободившейся комнаты в коммунальной квартире, малоимущим является одним из условий такого предоставления, соответственно, в рассматриваемой ситуации наниматель обязан предоставить в Департамент городского имущества города Москвы документы, подтверждающие его статус малоимущего.
Вторым обязательным условием предоставления освободившейся комнаты в силу ч. 2 ст. 59 ЖК РФ и ч. 2 ст. 38 Закона N 29 является обеспеченность лиц, претендующих на освободившуюся комнату, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления.
Согласно ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Закона N 29 в г. Москве норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, в данной ситуации при рассмотрении вопроса об обеспеченности жилой площадью нанимателя и членов его семьи необходимо учитывать всех членов семьи нанимателя, в том числе и его супругу, а также площадь всех жилых помещений, принадлежащих нанимателю либо членам его семьи, на основании договора социального найма и (или) права собственности. Как следует из вопроса, нанимателю принадлежит на основании договора социального найма изолированная комната в коммунальной квартире общей площадью 19,2 кв. м. Кроме того, супруге нанимателя на праве собственности принадлежит 1/4 доля в двухкомнатной квартире общей площадью 54 кв. м, что составляет 13,5 кв. м. Семья нанимателя состоит из 3-х человек. Общая площадь жилых помещений, занимаемых данной семьей, составляет 32,7 кв. м, соответственно, площадь жилого помещения на одного члена семьи составляет: 32,7 / 3 = 10,9 кв. м, что является меньше нормы предоставления, установленной ст. 20 Закона N 29.
Согласно ч. 3 ст. 37 Закона N 29 освободившиеся комнаты из жилищного фонда города Москвы в коммунальных квартирах предоставляются в пользование или приобретаются в собственность с помощью города при условии, что обеспечение площадью жилого помещения граждан, которым данные комнаты предоставляются в пользование или приобретаются в собственность, не будет превышать размеры площади жилого помещения, установленные ст. 20 Закона N 29. В случае превышения указанных размеров освободившиеся комнаты приобретаются в собственность гражданами, указанными ч. 1 ст. 20 Закона, при условии доплаты по рыночной стоимости за площадь, превышающую размеры площади жилого помещения, установленные ст. 20 Закона N 29.
По условиям вопроса, площадь освободившейся комнаты составляет 8,1 кв. м. В случае предоставления нанимателю и членам его семьи указанной комнаты общая площадь занимаемых ими жилых помещений составит: 32,7 кв. м + 8,1 кв. м = 40,8 кв. м. При этом площадь жилых помещений на каждого члена семьи составит: 40,8 кв. м / 3 = 13,6 кв. м, что также меньше нормы предоставления, установленной ст. 20 Закона N 29.
Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод о том, что в рассматриваемой ситуации, поскольку наниматель в установленном законом порядке признан малоимущим, он и члены его семьи занимают жилые помещения менее нормы предоставления на каждого члена семьи, в случае освобождения в коммунальной квартире, в которой он проживает, при соблюдении иных условий, содержащихся в ст. 59 ЖК РФ и ст. 37-38 Закона N 29, он имеет преимущественное право на получение в пользование спорного жилого помещения.
Вместе с тем обращаем Ваше внимание, что в соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона N 29 жители города Москвы, желающие воспользоваться своим правом, установленным ч.ч. 1, 2, 4 ст. 38 Закона N 29, должны подать соответствующее заявление в течение шести месяцев со дня получения уведомления от уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы об освобождении жилого помещения.
Отметим, что приведенная выше позиция является нашим мнением и может не совпадать с мнением иных специалистов, в том числе и официальных представителей органов государственной власти. Окончательное решение по делу может вынести только суд с учетом всех имеющихся обстоятельств в их совокупности. В связи с этим предлагаем Вам ознакомиться с судебной практикой, смотрите, например: решение Измайловского районного суда г. Москвы от 8 июля 2011 года, решение Басманного районного суда г. Москвы от 8 октября 2010 г. по делу N 2-867/2010, решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 09 декабря 2015 года по делу N 2-9287/2015, решение Головинского районного суда г. Москвы от 28 июля 2010 г. по делу N 2-2247/2010 (http://sudact.ru/regular/doc/HBr0yX6XCOxX/?page=4®ular-doc_type), решение Бутырского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2014 года по делу N 2-5995/2014, решение Тушинского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2013 года по делу N 2-6050/2013, решение Люблинского районного суда г. Москвы от 08 декабря 2014 года по делу N 2-6248/2014, решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 23 декабря 2014 года по делу N 2-7562/2014, решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 11 сентября 2015 г. по делу N 2-2125/2015, апелляционное определение Московского городского суда от 6 октября 2015 года по делу N 33-28503/2015.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Ответ прошел контроль качества
25 марта 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.