Новая философия для бизнеса
В. Гурвич
Журнал "Саморегулирование & Бизнес", N 3, март 2016 г., с. 48-51.
На одном из последних Петербургских экономических форумов глава Министерства экономического развития Алексей Улюкаев обронил примечательную фразу: надо регулировать то, что нужно регулировать, и не регулировать то, чего не нужно. Но главное - не перепутать это местами. К сожалению, в нашей действительности это распространенное явление.
По словам Олега Фомичева, статс-секретаря - заместителя министра экономического развития РФ, в последнее время министерство вышло с большим количеством инициатив в этой области. Цель - устранить уже существующие барьеры и снизить издержки для малого предпринимательства. И тех, и других должно быть значительно меньше, чем сейчас. Если закручивать гайки, увеличивать регулирование путем введения дополнительных налогов, проверок, развитие бизнеса пойдет по негативному сценарию. Необходимо обеспечить работу финансовых институтов, уменьшать регулирование и оставлять больше денег у компаний, тогда восстановление бизнеса ускорится.
В мировой практике есть много примеров, когда специальные меры, в том числе регулирование, направленное на поддержку малого бизнеса, бывают эффективными. Это льготное налогообложение, особые условия госзакупок с учетом интересов малого бизнеса, создание специальных институтов поддержки, упрощение правил учета и регистрации для небольших предприятий.
Контроль должен быть, но разумный. Вопрос в том, что такое разумный контроль? В России налоговые инспекторы уверены, что их задача - обеспечить сборы в бюджет и довзыскать средства с налогоплательщика, а не обеспечить законность в налоговой сфере. До сих пор действует приказ Министерства по налогам и сборам, гласящий, что эффективность налогового инспектора определяется по объему доначислений по итогам контрольных мероприятий. Можно ли в таких условиях ожидать от этого органа объективности? Государство обязано работать с контролерами, оно должно продвигать новую философию.
Восточный базар для малого бизнеса
Главным фактором развития малого бизнеса по-прежнему остается общая бизнес-среда: расширение конкурентного пространства, упрощение и либерализация таможенного и налогового администрирования. Важен также доступ к инфраструктуре и кадрам. Но если не существует благоприятного бизнес-климата, никакие дополнительные меры не дадут желаемой отдачи.
Недавняя московская инициатива, активно подхваченная в регионах, стала наглядным свидетельством того, какой бизнес-климат создает власть. Государство должно изменить философию по отношению к малому бизнесу. Проблема в том, что он по-прежнему рассматривается как источник дохода. Отсюда бесконечный торг, как на восточном базаре, по поводу различных налогов и сборов. Если же в первую очередь рассматривать малый бизнес как фактор занятости активного населения, источник повышения народного благосостояния, излишнее регулирование рассосется само собой.
Регулирование должно включать преимущественно меры поддержки со стороны государственной и муниципальной власти. Вопросов же контрольно-надзорных функций должно быть как можно меньше, проверки должны проводиться как можно реже, а сами процедуры должны быть понятней и прозрачней.
В решениях Государственного совета все эти меры обозначены. Однако мы видим, как они интерпретируются на местах.
На голодном пайке
Может ли малый бизнес вообще хоть как-то заметно развиваться в нынешних условиях? Доля заемных средств в общем объеме капитала МСБ в России составляет немногим более 15%, тогда как в развитых странах она превышает 35%. В России чуть более 20% субъектов МСП имеют банковские кредиты в пассивах. В развитых экономиках этот показатель равен примерно 45%. В отношении уровня защиты прав кредиторов и заемщиков Россия получила от Всемирного банка в рамках проекта Doing Business три балла из десяти. Средний показатель по странам ОЭСР - семь.
Отсюда столь скромные результаты развития малого бизнеса в России за четверть века. Сегодня насчитывается всего чуть более 5 млн. индивидуальных предпринимателей и предприятий, где занято около 18 млн. человек, это меньше 25% трудоспособного населения страны. Консолидированный бюджет России - почти 24 трлн. рублей. Доходы от микробизнеса и малого бизнеса составляют 312 млрд., это менее 2% от общего размера бюджетных поступлений. Вклад малого бизнеса в ВВП страны равен 21%. Во многих западных и восточных странах этот показатель колеблется от 50 до 90%.
Согласно имеющимся планам, через шесть-семь лет в малом бизнесе должно трудиться как минимум 35 млн. человек, а его доля в ВВП страны должна составить 40-50%. Удастся ли достигнуть подобных заоблачных вершин? Многое будет зависеть от того, какой тактики будет придерживаться государство. Если по-прежнему оно будет рассматривать сектор как дойную корову, все останется на том же самом месте. Если власть будет считать, что главная задача МСБ - это рост самозанятости, формирование ответственного класса предпринимателей, который будет двигать экономику к новым достижениям, тогда есть надежда на успех.
Поделятся?
Есть много способов вытянуть из болота малый бизнес, не сокращая даже его налогообложение. Нужно построить такую экономическую среду, которая бы сама настраивала и стимулировала сектор на рост и развитие. К примеру, государственные корпорации в России тратят примерно 14 трлн. рублей в год. Если бы на основе кооперации и аутсорсинга малый и средний бизнес получили из этой суммы хотя бы куш в пару триллионов, его финансовые проблемы были бы во многом решены. Сегодня же ситуация такова: если малое предприятие поставляет свою продукцию или услуги крупной компании, то нет гарантий, что с ним рассчитаются, так как нет процедур по обеспечению справедливости проведения торгов. Жаловаться некуда, судиться с корпорациями-гигантами бессмысленно и даже опасно; в следующий раз такой фирме покажут красную карточку. И никакая апелляция не поможет.
Есть надежда, что ситуация станет меняться к лучшему. С 1 июля вступило в действие правило: государственные корпорации обязаны 10% своих закупок отдавать малому и среднему бизнесу и еще 8% отдавать ему по "правилу второй руки". Прописаны механизмы контроля. Четко указано, что если малый и средний бизнес получил эти заказы, с ним должны рассчитаться за тридцать дней.
Пока рано судить, насколько это сдвинуло в целом ситуацию.
Но в любом случае, как считает Александр Калинин, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", нам многому нужно учиться у Германии, в законодательстве которой великолепно прописаны многие процедуры. Разумное регулирование просто необходимо, иначе не будет государства, не будет устойчивых товарно-денежных и гражданско-правовых отношений, гарантий прав собственности.
Пока же наш бизнес находится в худших условиях, чем, к примеру, бизнес Казахстана, где налоговая нагрузка на него на 20-30% ниже. Но если внутри сектора будет оставаться больше денег, это позволит увеличить ему инвестиции, больше создавать новых продуктов и рабочих мест.
Не знаю, может ли нас сильно утешить тот факт, что нехватка средств у МСБ - не только российская, но и мировая проблема. По оценке Международного форума финансирования малых и средних предприятий, разрыв между потребностями малых и средних предприятий и предоставляемыми им финансовыми ресурсами составляет более двух триллионов долларов. Россия в эту нехватку вносит далеко не самую маленькую долю.
Хорошо, но совершенно недостаточно
Правительство неоднократно выступало с заявлениями, что не увеличивает и не собирается увеличивать налоговое бремя на бизнес. Однако при этом "заработал" торговый сбор, начала действовать пресловутая система "Платон", появились экологические отчисления.
То, что формально все это не относится к налогам, для малого бизнеса слабое утешение, деньги все равно приходится отчислять. А в условиях сжимающего, как тиски, потребительского спроса, это тяжелое обременение.
Выступая на съезде партии "Единая Россия", премьер-министр Дмитрий Медведев сформулировал ряд положений, касающихся поддержки МСБ. В частности, глава кабинета согласился на сохранении ЕНВД после 1 января 2018, поскольку малый бизнес крайне неохотно соглашается на патентную систему.
Дмитрий Медведев также поддержал идею об увеличении предельного объема выручки для субъектов малого предпринимательства, работающих по упрощенной системе налогообложения, до 120 миллионов рублей.
Но, по мнению Александра Калинина, надо идти дальше. В частности, ввести заявительный характер принципа налогообложения; человек, решивший заниматься малым бизнесом по принципу самозанятости, на 2-3 года освобождается от платежей, а далее сам решает, какую систему налогообложения выбрать.
Безусловно, эти меры полезны и нужны, но они заработают в полную силу, если в обществе появится новая философия в отношении малого бизнеса: философия оберегания, стимулирования и роста.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Саморегулирование & Бизнес"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-44027 от 01.03.2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Журнал освещает вопросы перехода профессиональных рынков России на саморегулирование, законодательство в сфере саморегулирования, финансово-экономические аспекты деятельности СРО, рассказывает об опыте создания и функционирования СРО в различных сферах деятельности
Издание выходит при поддержке Министерства регионального развития РФ.