Проверь себя: плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году
И.И. Тимонина,
эксперт журнала "Строительство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2016 г., с. 70-75.
1. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) признается:
А. Календарный год.
Б. Календарный квартал.
2. Плата за НВОС вносится в следующем порядке:
A. В течение года перечисляются ежеквартальные авансовые платежи (не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала, за исключением четвертого), сумма платы по итогам отчетного года вносится не позднее 1-го марта следующего года.
Б. В течение года перечисляются ежеквартальные авансовые платежи (не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала, за исключением четвертого), сумма платы по итогам отчетного года вносится не позднее 1-го марта следующего года. При этом природопользователи, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, освобождены от обязанности внесения авансовых платежей.
B. Исчисленная по итогам отчетного квартала сумма платы перечисляется не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
3. В случае несвоевременного или неполного внесения платы за НВОС:
А. Начисляются пени.
Б. Пени не начисляются.
4. Лица, обязанные вносить плату за НВОС, представляют отчетность в следующем порядке:
А. По итогам каждого квартала представляется расчет платы, по окончании отчетного года - декларация о плате за НВОС.
Б. По окончании отчетного года представляется декларация о плате за НВОС.
5. Сумма платы определяется путем умножения объемов (массы) выбросов (сбросов, отходов производства и потребления) на соответствующие ставки. При этом начиная с 2016 года:
A. Дополнительные коэффициенты не применяются.
Б. Применяются ранее утвержденные дополнительные коэффициенты индексации.
B. Наряду с ранее утвержденными дополнительными коэффициентами индексации используются новые дополнительные коэффициенты.
6. Какое из утверждений является правильным?
А. Вносить плату за НВОС обязаны все категории природопользователей в любом случае.
Б. Законом определены случаи и категории лиц, освобожденные от внесения платы.
7. Верно ли утверждение о том, что законом определены случаи уменьшения исчисленной платы за НВОС на суммы затрат на проведение мероприятий по снижению негативного воздействия?
А. Да, верно.
Б. Нет, плательщик не вправе уменьшать сумму начисленной платы на какие-либо расходы, в том числе природоохранного характера.
Правильные ответы и пояснения
Вопрос 1 - А. Согласно п. 2 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ*(1) отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год.
Вопрос 2 - Б. В соответствии с п. 3 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ исчисленная по итогам отчетного года плата (с учетом корректировки ее размера) вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным. При этом лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, перечисляют квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала, в размере 1/4 суммы, уплаченной за предыдущий год.
Вопрос 3 - А. Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС влечет за собой уплату пеней в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2% за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки (п. 4 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ).
Вопрос 4 - Б. В пункте 4 ст. 16.4 Закона N 7-ФЗ указано, что не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным, плательщики представляют в уполномоченный орган по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за НВОС. Представление отчетности о плате (расчетов, деклараций) в течение года законодательством не предусмотрено.
Вопрос 5 - В. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1219 при расчете суммы платы в 2015 году применялись коэффициенты индексации в размере 2,45 и 1,98 (в отношении соответствующих видов негативного воздействия). Этим же документом предусмотрено, что в 2016 году значения данных коэффициентов составляют 2,56 и 2,07.
При этом п. 6 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ установлено, что в целях стимулирования природопользователей к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия при исчислении платы в отношении отходов к ставкам применяются следующие коэффициенты:
- 0 - при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова;
- 0,3 - при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности (ином законном основании) и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
- 0,5 - при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
- 0,67 - при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
- 0,49 - при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
- 0,33 - при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.
Кроме того, в силу п. 8 ст. Закона N 219-ФЗ*(2) в период с 01.01.2016 по 31.12.2019 к ставкам платы за НВОС применяются следующие коэффициенты:
- 0 - за объем (массу) отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и использованных в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом либо переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством РФ в области обращения с отходами;
- 1 - за объем (массу) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов (сбросов);
- 1 - за объем (массу) размещенных отходов производства и потребления в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства;
- 5 - за объем (массу) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов (сбросов) на период реализации плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности;
- 5 - за объем (массу) отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением объема (массы), указанных в отчетности субъекта малого и среднего предпринимательства;
- 25 - за объем (массу) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс (сброс) загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в окружающую среду).
Вопрос 6 - Б. Как следует из ст. 16, 16.1 и 16.3 Закона N 7-ФЗ и п. 6 и 8 ст. 23 Закона N 89-ФЗ*(3), плата за НВОС не взимается:
- в отношении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками;
- с юридических лиц и ИП, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории;
- в случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их образования;
- при размещении отходов на объектах размещения, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду*(4).
Вопрос 7 - А. В пункте 11 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ указано, что из суммы платы за НВОС вычитаются фактические документально подтвержденные затраты на проведение в отчетном году мероприятий по снижению негативного воздействия в пределах исчисленных сумм раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества (класса опасности отходов производства и потребления). Данная льгота действует в отношении мероприятий, предусмотренных п. 4 ст. 17 этого закона и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.
В соответствии с п. 4 ст. 17 Закона N 7-ФЗ речь идет о следующих мероприятиях:
1) внедрение наилучших доступных технологий;
2) проектирование, строительство, реконструкция:
а) систем оборотного и бессточного водоснабжения;
б) централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод;
в) сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух, полезному использованию попутного нефтяного газа;
3) установка:
а) оборудования по улучшению режимов сжигания топлива;
б) оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления;
в) автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод;
г) автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух;
д) автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды.
Затраты, осуществленные в отчетном году, можно учесть в счет платы, начисленной по итогам этого года, либо перенести на следующие годы, но не более чем в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности (п. 12 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
*(2) Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(3) Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
*(4) Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"