Считаются ли субсидии, выделенные из федерального бюджета и полученные через региональный бюджет, собственным доходом субъекта РФ? Нужно ли восстанавливать НДС, если налогоплательщику возмещаются затраты на приобретение ТМЦ за счет указанных средств?
Н.К. Сенин,
эксперт журнала "НДС: проблемы и решения"
Журнал "НДС: проблемы и решения", N 3, март 2016 г., с. 69-71.
Субсидия, полученная налогоплательщиком из бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которой являлись в том числе целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, не рассматривается как субсидия, предоставленная из федерального бюджета. Указанная позиция сформирована ВС РФ. Следовательно, получение подобных бюджетных средств не влечет налоговые последствия, предусмотренные пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, в виде обязанности восстановить НДС, ранее принятый к вычету.
Обоснование. Согласно пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по объектам ОС и НМА, имущественным правам, подлежат восстановлению в случае получения в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой такого приобретения, с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Восстановленная сумма налога учитывается в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
Из названных положений НК РФ следует, что в случае выделения субсидии из иных бюджетов бюджетной системы на возмещение указанных затрат в отношении таких субсидий предусмотренная пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ норма не применяется.
Согласно п. 2 ст. 40 БК РФ денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с момента их зачисления на единый счет этого бюджета. Пунктами 1 и 4 ст. 41 БК РФ предусмотрено формирование бюджета субъекта РФ из различных источников: налоговых и неналоговых поступлений, безвозмездных поступлений. Полученные из федерального бюджета субсидии являются одним из видов доходов бюджета субъекта РФ.
Таким образом, поступившие из федерального бюджета денежные средства приобретают статус собственных доходов бюджета субъекта РФ, имеющих целевое назначение. При таких обстоятельствах оснований для восстановления НДС в порядке, установленном пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, не возникает.
Данная позиция следует из Письма Минфина России от 13.11.2015 N 03-07-15/65542 (доведено до нижестоящих налоговых органов Письмом ФНС России от 25.11.2015 N СД-4-3/20574).
Судебная практика подтверждает указанный подход - см., например, определения от 21.01.2016 N 310-КГ15-13228 по делу N А09-7805/2014, от 19.11.2015 N 310-КГ15-8772 по делу N А09-8245/2014 (дело включено ФНС в обзор судебной практики - Письмо от 24.12.2015 N СА-4-7/22683@), постановления АС СКО от 09.12.2015 по делу N А63-1084/2015, АС ЦО от 28.12.2015 N Ф10-4458/2015 по делу N А64-6839/2014.
1 марта 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"