Учреждение заключает договор с ООО на оказание услуг по бронированию и приобретению авиа- и железнодорожных билетов для сопровождающих лиц и участников конкурса (в том числе несовершеннолетних), не являющихся штатными сотрудниками организации. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н, на подстатью КОСГУ 222 относятся расходы на приобретение транспортных услуг (на обеспечение должностных лиц проездными документами) в служебных целях.
По какому КОСГУ следует оплачивать приобретение авиа- и железнодорожных билетов для нештатных сотрудников?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по приобретению учреждением авиа- и железнодорожных билетов для сопровождающих лиц и участников конкурса, не состоящих в трудовых отношениях с учреждением, относятся на подстатью 222 "Транспортные услуги" КОСГУ.
Обоснование вывода:
С 2016 года действуют новые правила применения бюджетной классификации РФ.
Соответствующие изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), внесены приказами Минфина России от 08.06.2015 N 90н и от 01.12.2015 N 190н.
Так, целевое назначение бюджетных средств теперь определяет совокупность целей, определенных в соответствии с порядком применения целевой статьи и вида расходов, с указанием которых средства были предоставлены из бюджета. Планирование расходов бюджетных и автономных учреждений, а также санкционирование отдельных расходов таких учреждений проводятся по виду расходов.
В этой связи при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2016 году необходимо руководствоваться в том числе Приложением 5.1 к Указаниям N 65н, содержащим увязку кодов видов расходов и кодов КОСГУ (письмо Минфина России от 04.02.2016 N 02-05-10/5485).
Положениями Указаний N 65н прямо предусмотрен порядок применения кодов видов расходов и кодов КОСГУ при направлении в командировку штатных сотрудников - возмещение командировочных расходов осуществляется общей суммой по соответствующему элементу группы видов расходов 100 "Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами" с отнесением указанных расходов на подстатью 212 "Прочие выплаты" КОСГУ.
Компенсация расходов на проезд для участия в различного рода мероприятиях лицам, не состоящим в трудовых отношениях с учреждением, подлежит отражению по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ. При этом компенсационные выплаты физическим лицам, привлекаемым государственными (муниципальными) учреждениями для выполнения отдельных полномочий без заключения с ними трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, включая расходы на выплаты лицам, привлекаемым для участия в физкультурно-спортивных мероприятиях, подлежат отражению по виду расходов 113 "Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий" (смотрите также письмо Минфина России от 21.12.2015 N 02-05-11/75002).
В случае, если учреждением в пользу сотрудника заключен договор перевозки (глава 40 ГК РФ) или договор перевозки заключен сотрудником от имени учреждения по доверенности, оплата услуг, оказанных в рамках договора, осуществляется с применением элемента видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" с отнесением расходов на подстатью 222 "Транспортные услуги" КОСГУ. В то же время согласно Указаниям N 65н на подстатью 222 "Транспортные услуги" КОСГУ относятся расходы не только в рамках договора на оказание транспортных услуг, заключенного в пользу сотрудника, но и в случаях приобретения билетов для военнослужащих и приравненных к ним лиц, членов их семей, для свидетелей, вызываемых следственными или судебными органами, для спецконтингентов, а также для несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, и для сопровождающих их лиц.
В рассматриваемой ситуации расходы на проезд сопровождающих лиц и участников мероприятий не могут рассматриваться в качестве компенсационных выплат - заключение от имени учреждения (публично-правового образования) договора перевозки в пользу физических лиц при направлении их для участия в различного рода мероприятий является закупкой на нужды учреждения (государственные (муниципальные) нужды).
Соответственно, расходы по приобретению учреждением авиа- и железнодорожных билетов для сопровождающих лиц и участников конкурса (в том числе несовершеннолетних), не состоящих в трудовых отношениях с учреждением, относятся на подстатью 222 "Транспортные услуги" КОСГУ и подлежат оплате с применением элемента видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
К сведению:
При заключении учреждением договора, предметом которого являются услуги по бронированию, оформлению, продаже и доставке авиа- и железнодорожных билетов в адрес заказчика, учет должен быть организован по двум направлениям:
- обособленный учет расчетов с агентством, которое является посредником между организацией, непосредственно оказывающей услуги перевозчика, и учреждением;
- учет расчетов, связанных с оказанием пассажиру транспортных услуг.
Как правило, обязательства агентства будут выполнены уже после доставки соответствующих документов (бланков авиабилетов, маршрут-квитанций электронных пассажирских билетов, квитанций и т.п.) в учреждение. Соответственно, после поступления перечисленных выше документов в учреждение стоимость услуг агентства может быть списана на финансовый результат - отнесена в дебет счета 401 20 "Расходы текущего финансового года" на основании документа, подтверждающего факт оказания услуг, например Акта оказания услуг. При этом стоимость самих авиа- и железнодорожных билетов (включая различные сборы, взимаемые перевозчиками) списывать с балансового учета не следует до подтверждения факта оказания услуг непосредственно организацией-перевозчиком.
В случае оформления через агентство электронного билета его стоимость целесообразно учитывать в составе дебиторской задолженности на счете 206 00 "Расчеты по выданным авансам". При этом контрагентом будет уже не агентство, а организация-перевозчик, ведь именно у нее после приобретения учреждением билета возникают обязательства по перевозке в интересах организации физического лица. Указанная задолженность может быть списана лишь после подтверждения факта оказания услуг по перевозке или подтверждения факта неоказания услуги (оказания услуги с нарушениями условий договора перевозки) на основании документов, предусмотренных правилами перевозок на соответствующем виде транспорта.
Расходы по бронированию авиа- и железнодорожных билетов при предоставлении такой услуги на постоянной основе и оплате услуг по бронированию отдельно от приобретения билетов относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ*(1).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
31 марта 2016 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, в частности:
- Приложение 1 к Приказу Министерства финансов Республики Крым от 02.06.2014 N 101 "Об утверждении порядка ведения аналитического распределения бюджетных ассигнований (бюджетных назначений) на 2014 год по кодам бюджетных классификаций и дополнительным аналитическим кодам";
- Вопрос: Бюджетное учреждение планирует заключить договор с агентством на оказание услуг по приобретению и доставке электронных авиабилетов. В условиях договора планируется предусмотреть обязательство агентства по бронированию, продаже и доставке авиабилетов учреждению. При этом электронные авиабилеты курьер доставляет в учреждение, при передаче подписывается товарная накладная. В ней указан товар (билет) и его стоимость, включающая в себя стоимость услуг агента (без разделения на стоимость билета и услуг агента). На основании накладной производится оплата. Можно ли всю стоимость оплатить по ст. 222 или всю сумму следует оплачивать по ст. 226? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2015 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.