Цена задержки зарплаты
А. Воробьев,
юрист, г. Москва
Газета "эж-ЮРИСТ", N 8, февраль 2016 г.
Правительством России был внесен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ законопроект N 983383-6, предусматривающий комплексное повышение уровня защиты трудовых прав работников и ужесточение ответственности работодателей (в первую очередь в ситуациях, касающихся задержек выплаты заработной платы работникам).
Принять меры!
Стоит отметить, что в последнее время ситуация в России с выплатой заработной платы ухудшилась. Особо это отмечено в регионах, где подобные ситуации стали возникать как на небольших частных предприятиях, так и в бюджетном секторе, постепенно затрагивая и средний бизнес. Так, авторы законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда" в пояснительной записке к нему отмечают, что, по данным Росстата на 1 октября 2015 года суммарная задолженность по заработной плате составила 3466 млн. руб. По сравнению с 1 сентября 2015 года задолженность увеличилась на 233 млн. руб. (на 7,2%). По сравнению с 1 октября 2014 года задолженность увеличилась на 934 млн. руб. (на 36,9%).
Для купирования подобных проблем государство должно принять как организационные, так и законодательные меры. Предложенный Правительством РФ проект федерального закона отражает стремление предпринять соответствующие шаги в сфере законодательства.
Проект федерального закона N 983383-6 предусматривает внесение поправок в Трудовой кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс РФ.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что он разработан во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 4 октября 2013 года по повышению ответственности работодателей за нарушение законодательства Российской Федерации в части оплаты труда работников.
Ответственность административная...
Законопроект предусматривает уточнение положений ст. 136 ТК РФ в части сроков выплаты заработной платы работнику. Предлагается предусмотреть, что конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором не позднее 10 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Также авторами проекта федерального закона предложено внесение изменений в ст. 5.27 КоАП РФ, предусматривающих повышенную ответственность за нарушение трудового законодательства для лиц, ранее привлекавшихся к административной ответственности за аналогичное деяние. Для этого нумерация частей ст. 5.27 КоАП РФ будет изменена: ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает повышенные меры ответственности за повторное совершение деяний, предусмотренных в ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ; ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ - за повторное совершение деяний, предусмотренных в ч. 3 и 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
Считая необходимым уточнить положения ст. 136 ТК РФ, авторы проекта федерального закона предусматривают дополнение ст. 5.27 КоАП РФ новой ч. 6, которая будет предусматривать в качестве отдельного административного состава частичную или полную невыплату в установленный срок причитающейся работнику заработной платы, если эти действия не содержат уголовно-наказуемого деяния. За данное деяние в качестве наказания предусмотрено предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Законопроект предусматривает дополнение ст. 5.27 КоАП РФ также ч. 7, устанавливающей повышенные меры ответственности за совершение этого же деяния лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение. Часть 7 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает в качестве наказания наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Таким образом, полная или частичная невыплата работнику заработной платы в установленный срок в случае принятия законопроекта будет выделена в отдельный административный состав.
...и материальная
Административной ответственностью негативные последствия для работодателя, совершившего данное деяние, не ограничиваются. Законопроектом предложено ужесточить материальную ответственность работодателя, дополнив ст. 236 ТК РФ положением, предусматривающим, что при невыплате или не полной выплате работнику заработной платы на протяжении срока свыше ста восьмидесяти дней работодатель обязан выплатить требуемые суммы вместе с начисленными на них процентами в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со сто восемьдесят первого дня задержки после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Также сохраняется уже существующее на данный момент положение ст. 236 ТК РФ, предусматривающее выплату процентов на невыплаченную сумму в размере одной трехсотой от ключевой ставки Банка России. Законопроектом предлагается по истечении ста восьмидесяти дней с момента срыва срока выплаты обязать работодателя выплачивать проценты в два раза большем размере (в размере одной сто пятидесятой от ключевой ставки Банка России).
Таким образом, законопроект предусматривает введение прогрессивной шкалы увеличения размера денежной компенсации, если невыплата заработной платы продолжается свыше шести месяцев.
Государство проверит
Понимая необходимость формирования законодательной базы для более эффективного применения организационных мер борьбы с соответствующими правонарушениями, авторы законопроекта предлагают внести в ст. 360 ТК РФ изменения, которые позволят проводить внеплановые проверки работодателей государственными инспекторами труда в том числе в случае несвоевременной выплаты заработной платы либо установления заработной платы в размере ниже минимального размера оплаты труда.
На данный момент такие проверки могут быть проведены при наличии жалоб с согласия органов прокуратуры. В случае принятия законопроекта у государственных органов появится больше возможностей для эффективного противодействия нарушениям работодателями трудовых прав работников.
Предлагается оптимизировать текст ст. 392 ТК РФ, изложив его в следующей редакции, в большей степени отвечающей интересам работника: "Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора об увольнении в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки, по спорам по невыплате заработной платы и других причитающихся ему выплат - в течение одного года со дня установленного срока выплаты заработной платы, по другим спорам - в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права".
При этом для обеспечения большего спектра возможностей работнику при судебной защите своих прав законопроект предусматривает дополнение ст. 29 ГПК РФ ч. 6.3, предусматривающей, что иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суде по месту жительства истца.
Данный законопроект можно оценить однозначно положительно. Наметившийся в последнее время рост правонарушений работодателей по отношению к работникам в части оплаты труда должен быть решительно пресечен эффективными мерами. На практике большое количество работников месяцами вынуждены выполнять свою трудовую функцию, не получая заработной платы и не имея возможности отстоять свои права. Недобросовестные работодатели активно пользуются слабой защищенностью прав работников и тем, что меры ответственности недостаточно серьезны. Проблему представляет и неоптимизированное правовое регулирование проведения соответствующих проверок со стороны государства. Данный комплекс проблем призван решить рассмотренный правительственный законопроект, относительно которого можно сделать вывод об оптимальности и о соответствии существующим вызовам.
Стоит надеяться, что этот проект федерального закона будет принят и поспособствует решению накопившихся проблем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Российское правовое издание. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.
Авторы газеты - практики в области правоприменения, специалисты ВАС РФ, Верховного суда РФ, Конституционного суда РФ, Минюста РФ, Федеральной таможенной службы, ФСС, ФМС РФ, Минфина РФ, ФНС РФ и др. министерств и ведомств.
Газета "эж-ЮРИСТ" издается с 1998 года.