Должна ли некоммерческая организация, осуществляющая в том числе деятельность, приносящую доход (коммерческую деятельность), составлять отчет о движении денежных средств?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации некоммерческая организация может самостоятельно принять решение о включении (или о невключении) в состав годовой отчетности отчета о движении денежных средств.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией (далее - НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Вместе с тем НКО может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 32 Закона N 7-ФЗ определено, что некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ. НКО предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами некоммерческой организации.
НКО обязаны вести бухгалтерский учет и формировать бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), если иное не установлено этим Федеральным законом (п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность НКО, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
Пунктом 6 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности (утвержден приказом Федеральной службы государственной статистики от 31.03.2014 N 220 "Об утверждении Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности") также определено, что в составе обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации представляются бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним.
В общем случае приложениями к бухгалтерской отчетности являются:
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- отчет о целевом использовании средств (п. 2 приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", далее - Приказ N 66н);
- иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (пояснения) в табличной и (или) текстовой форме (п. 4 Приказа N 66н).
То есть годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность НКО не содержит в своем составе в том числе отчет о финансовых результатах. Однако в случае получения дохода от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности, величина которого будет признана существенной, при том, что раскрытие данных о прибыли от такой деятельности в отчете о целевом использовании средств будет явно недостаточным для формирования полного представления о финансовом положении организации, НКО предписано отражать показатели о таких доходах обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах (п.п. 2.1, 20 информации Минфина России от 24.12.2015 N ПЗ-1/2015 "Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций" (далее - Информация N ПЗ-1/2015), информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012, Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 год (приложение к письму Минфина России от 06.02.2015 N 07-04-06/5027)).
Отметим, что НКО (за исключением НКО, поименованных в ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ) вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, смотрите также письмо Минфина России от 26.12.2014 N 07-01-06/67603, п.п. 4-4.3 Информации N ПЗ-1/2015).
Упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств установлены приложением N 5 к Приказу N 66н (п.п. 6, 6.1 Приказа N 66н, п. 18 информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015, далее - Информация). Форматы представления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 31.12.2015 N АС-7-6/710@.
В то же время абзацем четвертым п. 6 Приказа N 66н предусмотрено, что организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут формировать представляемую бухгалтерскую отчетность не по упрощенной, а по общеустановленной форме (письмо ФНС России от 29.05.2015 N ГД-3-3/2180@, п. 4.4 Информации N ПЗ-1/2015). Общеустановленный формат представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме утвержден приказом ФНС России от 31.12.2015 N АС-7-6/711@.
В отличие от упрощенных форм отчетности, общеустановленные позволяют организации по своему усмотрению включать в состав отчетности дополнительные показатели. Такие показатели называются "вписываемыми" (п. 6 Приказа N 66н, п. 18 Информации).
Согласно п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение 34н), НКО разрешается не представлять отчет о движении денежных средств.
Аналогичное мнение нашло отражение в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год (приложение к письму Минфина России от 22.01.2016 N 07-04-09/2355).
Здесь же разъяснено, что в случае, когда составление и (или) представление, и (или) публикация отчета о движении денежных средств некоммерческой организацией предусмотрены законодательством РФ, а также когда НКО добровольно приняла решение о представлении и (или) публикации такого отчета, информация о движении денежных средств раскрывается с учетом особенностей классификации денежных потоков некоммерческой организации применительно к правилам, установленным ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств" (далее - ПБУ 23/2011), а также применительно к структуре и составу показателей отчета о движении денежных средств, форма которого утверждена в составе приложения N 2 к Приказу N 66н (смотрите также п. 2.3 Информации N ПЗ-1/2015, п. 2 информации Минфина России от 17.01.2012 "Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)").
Заметим, что согласно п. 1 ПБУ 23/2011 нормы этого ПБУ устанавливают правила составления отчета о движении денежных средств для коммерческих организаций (за исключением кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. При этом оно применяется и в том случае, если организация добровольно приняла решение о представлении и (или) публикации такого отчета (п. 2 ПБУ 23/2011). То есть НКО также может использовать нормы ПБУ 23/2011 при составлении отчета о движении денежных средств.
Отметим также, что в п. 2.2 Информации N ПЗ-1/2015 также разъясняется, что некоммерческие организации не обязаны в составе приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств раскрывать информацию о наличии и изменениях уставного (складочного) капитала, резервного капитала и других составляющих капитала организации. Данный вывод сделан на основании Закона N 402-ФЗ и ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации".
Учитывая вышеизложенное, мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации НКО может самостоятельно принять решение о включении (или о невключении) в состав годовой отчетности отчета о движении денежных средств, а также отчета об изменениях капитала. При этом может быть принято во внимание наличие соответствующих данных (показателей).
В п. 3 Информации N ПЗ-1/2015 сказано, что при формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности НКО должна исходить из требования существенности. При этом некоммерческая организация, исходя из условий деятельности, а также требований законодательства РФ, самостоятельно принимает решение о существенности того или иного показателя с учетом его оценки, характера, конкретных обстоятельств возникновения.
К сведению:
В разделе II Информации N ПЗ-1/2015 подробно разъяснен порядок формирования показателей бухгалтерского баланса НКО, а в разделе V - особенности формирования показателей отчета о целевом использовании средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Ответ прошел контроль качества
24 марта 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.