Учет федерального имущества по новым правилам
А. Павелин,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2016 г., с. 68-77.
Согласно вступившим в силу с 18.12.2015 изменениям, внесенным Постановлением Правительства РФ от 16.06.2015 N 590*(1) (далее - Постановление N 590), представлять сведения об имуществе, закрепленном за бюджетным учреждением, необходимо исключительно в форме электронных документов и электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью. Напомним, что порядок внесения сведений в реестр федерального имущества установлен в Положении об учете федерального имущества*(2). Постановлением N 590 данный порядок представлен в новой редакции. О том, как учитывать федеральное имущество по новым правилам, расскажем в статье.
Общие положения
Напомним, что все имущество бюджетных учреждений является государственной или муниципальной собственностью. Документом, подтверждающим право собственности субъектов права государственной или муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 3 Положения об учете федерального имущества объектом учета в реестре федеральной собственности является расположенное на территории РФ или за рубежом следующее федеральное имущество:
- недвижимые вещи (земельный участок или прочно связанный с землей объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, в том числе здание, сооружение, помещения в них, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимому имуществу);
- движимые вещи (документарные ценные бумаги (акции) либо иное не относящееся к недвижимым вещам имущество);
- иное имущество, в том числе бездокументарные ценные бумаги, не относящееся к недвижимым и движимым вещам. К такому имуществу также можно отнести: безналичные денежные средства; имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Учет находящихся в федеральной собственности природных ресурсов (объектов), драгоценных металлов и драгоценных камней, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, а также средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов регулируется законодательством о природных ресурсах, драгоценных металлах и драгоценных камнях, музейном фонде и бюджетным законодательством РФ.
Необходимо отметить, что требование об учете федерального имущества в реестре федерального имущества не применяется к правоотношениям, возникающим при совершении сделок с находящимися на территории РФ и относящимися к федеральной собственности земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, в случае, когда в соответствии с федеральными законами отсутствие государственной регистрации права собственности РФ не является препятствием для совершения сделок с указанными объектами.
Учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера, структура и правила формирования которого установлены Приказом Росимущества от 18.11.2015 N 457 "Об утверждении структуры реестрового номера федерального имущества и правил формирования реестрового номера федерального имущества и порядкового номера карты соответственно объекта учета и лица, обладающего правом на федеральное имущество и сведениями о нем". Реестровый номер федерального имущества, присваиваемый объекту учета, состоит из 12 разрядов в которых указываются:
- признак, определяющий реестровый номер федерального имущества как временный или постоянный (разряд 1). При этом в случае присвоения объекту учета временного реестрового номера в разряде 1 указывается буква "В".
В свою очередь, в случае присвоения объекту учета постоянного номера в данном разряде указывается буква "П";
- номер карты объекта учета в разд. 1 или 2 реестра федерального имущества (разряды 2 - 12).
Как было отмечено, с 18.12.2015 реестр ведется на электронных носителях в единой базе данных и подлежит учету в реестре федеральных государственных информационных систем на сайте http://esugi.rosim.ru/.
Реестр состоит из трех разделов:
- в раздел 1 включаются сведения о недвижимом имуществе;
- в раздел 2 - сведения о движимом и ином имуществе;
- в раздел 3 - сведения о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем.
Разделы состоят из подразделов, в каждый из которых включаются сведения соответственно о видах недвижимого, движимого и иного имущества и лицах, обладающих правами на объекты учета и сведениями о них.
Сведения об объекте учета и указанных лицах вносятся в карту объекта учета и карты соответствующих лиц, каждая из которых идентифицируется номером, состоящим из номера подраздела и порядкового номера карты в соответствующем подразделе (далее - карты сведений об объекте учета).
Ведение реестра осуществляется путем внесения сведений о федеральном имуществе в карты сведений об объекте учета в соответствующих подразделах реестра и исключения из них изменившихся сведений о федеральном имуществе, принадлежащем правообладателям на вещном праве или составляющем государственную казну РФ. Правила ведения реестра установлены Приказом Минэкономразвития РФ от 11.09.2007 N 307 "Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества".
Документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера федерального имущества и иные достаточные для идентификации федерального имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него.
Выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения постоянного реестрового номера федерального имущества, является документом, необходимым при совершении сделок с федеральным имуществом, за исключением сделок с находящимися на территории РФ и относящимися к федеральной собственности земельными участками и иными объектами недвижимого имущества, в случае если в соответствии с федеральными законами отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации не является препятствием для совершения сделок с указанными объектами.
Учет федерального имущества и ведение реестра осуществляют:
1) Росимущество - в отношении находящихся в федеральной собственности акций, долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, в которых права акционера (участника) от имени РФ осуществляет Росимущество или иной федеральный орган исполнительной власти либо государственная корпорация;
2) территориальные органы Росимущества, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, в отношении:
а) имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории РФ, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах;
б) имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну РФ, расположенного за рубежом;
в) федерального имущества (включая земельные участки), принадлежащего правообладателям на вещном праве, по месту государственной регистрации (для юридических лиц) или по месту жительства (для физических лиц) в субъектах РФ, на территории которых осуществляют деятельность территориальные органы (за исключением случаев, когда учет имущества относится к компетенции иных территориальных органов).
Внесение сведений в реестр федерального имущества
В соответствии с п. 5 Постановления N 590 федеральные органы исполнительной власти, иные федеральные органы государственной власти и находящиеся в их ведении юридические лица (в отношении принадлежащего им на вещном праве федерального имущества), а также иные организации, наделенные в соответствии с законодательством РФ правом владения, пользования и распоряжения федеральным имуществом, обязаны представлять документы для учета федерального имущества в реестре исключительно в форме электронных документов и электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью. Указанное требование вступило в силу 18.12.2015.
Соответственно, с 18.12.2015 карты сведений об объекте учета, записи об изменениях сведений и документы, подтверждающие содержащиеся в них сведения, должны представляться правообладателями федерального имущества исключительно в форме электронных документов и электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного представителя юридического лица - правообладателя, занимающего должность не ниже заместителя руководителя.
Взаимодействие бюджетного учреждения с Росимуществом в электронной форме должно осуществляться с использованием квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи.
Формат сертификата ключа проверки электронной подписи должен соответствовать требованиям:
- Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи";
- Приказа ФСБ РФ от 27.12.2011 N 795 "Об утверждении требований к форме электронного сертификата ключа электронной подписи".
Правила формирования аккредитованными удостоверяющими центрами квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи изложены в разработанных Минкомсвязи Методических рекомендациях по составу квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (документ размещен на сайте http://210fz.ru). Квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи должен быть выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязи.
Вносить данные в реестр необходимо в следующих случаях:
1. Приобретение имущества. Напомним, что право оперативного управления возникает у учреждения на основании акта собственника о закреплении имущества, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию согласно требованиям гл. 14 ГК РФ (п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ). Кроме того, отметим, что право оперативного управления зданием, сооружением и другими объектами недвижимости возникает с момента государственной регистрации соответствующего права за учреждением. Государственная регистрация служит единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр.
В силу п. 19 Положения об учете федерального имущества для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном им по договорам или на иных основаниях, поступающем в хозяйственное ведение или оперативное управление учреждения, оно обязано в 14-дневный срок со дня приобретения имущества направить в систему учета:
- карты сведений об объекте учета по формам реестра федерального имущества согласно приложению 1 к Положению об учете федерального имущества;
- документы, подтверждающие приобретение объекта учета правообладателем и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета.
Кроме того, стоит отметить, что в случае выявления учреждением имущества, не учтенного в реестре (например, выявленного в результате проведения инвентаризации), сведения о таком имуществе необходимо направить в Росимущество (его территориальные органы) в 14-дневный срок со дня его выявления.
Территориальный орган Росимущества в 21-дневный срок со дня получения документов правообладателя обязан провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам принять одно из следующих решений:
1) об учете в реестре объекта под постоянным реестровым номером, исключении изменившихся сведений об объекте из реестра и внесении в него новых сведений об объекте учета или исключении всех сведений о нем из реестра, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;
2) об отказе в учете в реестре объекта, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе имущество, право собственности Российской Федерации на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации;
3) о приостановлении процедуры учета в реестре объекта в следующих случаях:
- установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений;
- у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности документов правообладателя и содержащихся в них сведений;
- документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным Положением об учете федерального имущества и законодательством РФ требованиям.
2. Изменение сведений об объекте учета или об учреждении. При изменении сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на него, учреждение обязано в 14-дневный срок со дня получения документов, подтверждающих изменения сведений, или окончания срока представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (при изменении балансовой, восстановительной или остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), направить в территориальный орган Росимущества:
- запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, по форме согласно приложению 2 к Положению об учете федерального имущества в карте сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем. Если изменившиеся сведения содержатся в других картах сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на объект учета либо сведениями о нем, то правообладатель направляет запись об изменениях сведений в отношении каждой из них;
- документы, подтверждающие новые сведения об объекте учета или о соответствующем лице.
Учреждения-правообладатели, возникшие в результате реорганизации, направляют записи об изменениях сведений и документы, подтверждающие изменения сведений, в систему учета в установленном порядке.
При изменении места государственной регистрации учреждения записи об изменениях сведений и документы, подтверждающие такие изменения, направляются в установленный срок в территориальный орган Росимущества в субъекте РФ, на территории которого зарегистрировано учреждение.
3. Прекращение права собственности Российской Федерации на имущество. В том случае, если право собственности Российской Федерации на имущество прекращено, учреждение, за которым оно было закреплено, для исключения из реестра сведений об имуществе обязано в 14-дневный срок со дня получения сведений о прекращении права направить в территориальный орган Росимущества:
- запись о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество по форме согласно приложению к Положению об учете федерального имущества для исключения сведений из карты сведений об объекте учета. Если прекращение права собственности Российской Федерации на имущество влечет исключение сведений из других карт сведений об объекте учета, то учреждение, которому оно принадлежало на вещном праве, направляет запись в отношении каждой из них;
- документ, подтверждающий прекращение права собственности Российской Федерации на имущество или государственную регистрацию прекращения указанного права, если им является недвижимое имущество.
Обратите внимание! До внесения изменений Постановлением N 590 бюджетные учреждения, помимо вышеперечисленных случаев представления сведений в Росимущество, были обязаны ежегодно до 10 апреля текущего года в целях обеспечения контроля полноты и достоверности сведений о подлежащем учету федеральном имуществе, принадлежащем им на соответствующем вещном праве, представлять в соответствующий территориальный орган на бумажном и электронном носителях надлежащим образом заверенные:
- копии годовой бухгалтерской отчетности, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью учреждения;
- копии соответствующих инвентаризационных описей и актов инвентаризации по результатам обязательной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Ответственность за нарушение порядка представления сведений в реестр
В силу п. 51 Положения об учете федерального имущества бюджетные учреждения, как и другие правообладатели, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за непредставление или ненадлежащее представление сведений о федеральном имуществе либо представление недостоверных и (или) неполных сведений о нем в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и (или) территориальные органы.
Административная ответственность за данное деяние установлена ст. 19.7.12 КоАП РФ. Согласно указанной статье непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом, если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 руб., на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб., на само учреждение - от 70 000 до 100 000 руб.
Необходимо отметить, что под ненадлежащим представлением сведений (информации) в ст. 19.7.12 КоАП РФ подразумевается несвоевременное представление сведений (информации) либо представление недостоверных (искаженных) и (или) неполных сведений (информации).
Таким образом, в случае непредставления сведений в реестр имущества либо представлении таких сведений с нарушением требований Положения об учете федерального имущества бюджетное учреждение будет привлечено к административной ответственности.
Также следует учитывать, что в целях учета федерального имущества и ведения его реестра Росимуществу (его территориальным органам) предоставлено право запрашивать сведения не только о федеральном имуществе, но и об организациях, за которыми оно закреплено. Указанные сведения должны представляться Росимуществу безвозмездно и в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса, если законодательством РФ не установлен иной срок их представления.
Запрос и представление указанных документов (копий документов) могут осуществляться в форме электронных документов и электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или межведомственного портала по управлению государственной собственностью в Интернете.
Непредставление запрашиваемых сведений или их представление с нарушением установленного срока также повлечет за собой привлечение к административной ответственности по ст. 19.7.12 КоАП РФ.
Кроме того, напомним, что Росимуществу (его территориальным органам) предоставлено право проводить проверки эффективного использования и обеспечения сохранности федерального имущества и выносить по их результатам предписания об устранении выявленных нарушений. В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) об устранении нарушений законодательства органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), грозит административный штраф:
- для должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб. (или дисквалификация на срок до трех лет);
- для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.
* * *
В заключение еще раз отметим, что начиная с 18.12.2015 представлять сведения об имуществе, закрепленном за бюджетным учреждением, необходимо исключительно в форме электронных документов и электронных образов документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае непредставления или ненадлежащего представления таких сведений (информации) учреждение будет привлечено к административной ответственности.
------------------------------------------------------------------------
*(2) Положение об учете федерального имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"