Надо изменить ст. 29.6 КоАП
М. Купцов,
старший прокурор отдела по обеспечению участия
прокуроров в гражданском и арбитражном процессе
прокуратуры Нижегородской области
Журнал "Законность", N 3, март 2016 г., с. 50-51.
Результаты рассмотрения прокуратурой Нижегородской области многочисленных обращений государственных органов позволяют говорить о правовом пробеле в административном законодательстве.
Вопрос касается практики возвращения судами общей юрисдикции протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП, устанавливающей административную ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП, в связи с необеспечением явки лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП в случае неуплаты штрафа лицом, привлечённым к административной ответственности, в сроки, установленные законом, административный орган обязан возбудить в отношении этого лица дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Санкция ч. 1 ст. 20.25 КоАП влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В силу ч. 4 ст. 29.6 КоАП дело об административном правонарушении, совершение которого влечёт административный арест, рассматривается в день получения протокола.
Согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу, обязательно.
Вместе с тем КоАП не содержит норм, позволяющих административному органу, за исключением органов полиции и службы судебных приставов, при составлении протокола об административном правонарушении обеспечить явку лица, привлекаемого к административной ответственности, в суд.
При этом судом дано расширительное толкование норм действующего административного законодательства, тогда как ст. 29.4 КоАП не предусматривает такого основания возвращения протокола об административном правонарушении в орган, должностному лицу, как неявка в судебное заседание лица, привлекаемого к административной ответственности, либо необеспечение его явки в суд должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
В связи с этим судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, вправе провести подготовку дела к судебному разбирательству и в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, вынести определение об отложении рассмотрения дела, а также определение о приводе этого лица на основании ч. 2 ст. 27.15 КоАП.
Вместе с тем в аналогичной ситуации Верховный Суд РФ отказывает в отмене определений судов, вынесенных по таким основаниям (см. постановление Верховного Суда РФ от 16 апреля 2014 г. N 7-АД13-8).
Таким образом, сложившаяся судебная практика и пробел в административном законодательстве препятствуют выполнению административными органами обязанностей, возложенных законодательством. Неопределённость правового регулирования приводит к тому, что виновные лица избегают административной ответственности.
По нашему мнению, выходом из сложившейся ситуации может стать изложение ч. 4 ст. 29.6 КоАП в следующей редакции: "Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, в случае обеспечения явки лица привлекаемого к административной ответственности, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания. В случае необеспечения явки лица, привлекаемого к административной ответственности, дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Купцов М.А. Надо изменить ст. 29.6 КоАП
Kuptsov M.A. Article 29.6 of the code of Administrative offences of the Russian Federation to be changed
М.А. Купцов - старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Нижегородской области
M.A. Kuptsov - Senior Public Prosecutor, Division for Participation of Public Prosecutors in Civil and Arbitration Proceedings, Public Prosecutor's Office of the Nizhny Novgorod Region
При осуществлении прокурорского надзора часто встречаются неопределённости в правовом регулировании некоторых вопросов, устранить которые можно только путём изменения действующего законодательства.
In the course of prosecutorial supervision uncertainties in legal regulation of particular issues, which may be resolved only by amending effective legislation, often appear.
Ключевые слова: административное законодательство; судебная практика; прокурорский надзор.
Keywords: administrative legislation, court practice, prosecutorial supervision.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.