Управление частными капиталами: современные тенденции
А.Г. Саркисянц,
канд. экон. наук, доцент,
Институт международной торговли и права
Журнал "Аудитор", N 3, март 2016 г., с. 32-44.
В статье подробно рассматриваются отдельные аспекты частного банковского обслуживания или индивидуального банковского обслуживания наиболее состоятельных клиентов, обладающих капиталами в десятки миллионов долларов, типы управления капиталами и их региональные особенности.
Типы управления капиталами и региональные особенности
Международная практика управления крупными частными капиталами
В настоящее время принято различать три типа управления крупными частными капиталами: непосредственно Private Banking, Wealth Management и Family Office.
Под Private Banking (РВ) в основном понимают разработку индивидуальных финансовых продуктов и услуг под конкретные запросы клиента. Wealth Management подразумевает комплексный подход к решению финансовых задач клиента и его семьи без привязки к какому-либо конкретному финансовому продукту. Family Office представляет собой набор услуг для управления особенно крупными состояниями (в основном это консультационные услуги). Правда, если не считать Family Office, где речь зачастую идет о создании сложных трастовых схем и распределении капиталов и финансовых потоков для управления состояниями в сотни миллионов долларов, продуктовые линейки участников рынка Private Banking и Wealth Management во многом пересекаются.
Клиенты финансовых компаний все менее склонны платить за "административные" издержки управления (депозитарные услуги, трансакции и т.п.), зато готовы больше тратить на консультационные услуги. Так или иначе, сегодня набор услуг в сфере Private Banking в крупных финансовых структурах довольно стандартен и обычно включает предоставление полного спектра банковских услуг по льготным тарифам, аналитическую поддержку, помощь в личном финансовом планировании и формировании инвестиционного портфеля клиента, управление активами, налоговое консультирование, помощь в оформлении крупных и необычных сделок, а также массу приятных мелочей вроде пользования VIP-залами в аэропортах, скидок в магазинах, консьерж-сервиса, поддержки во время путешествий и т.д.
Private Banking - самый информационно закрытый рынок. Процентные ставки и условия обслуживания определяются банками индивидуально для каждого VIP-клиента, тарифы не публикуются и раскрываются кредитными организациями при личной встрече. Но, как правило, чем выше статус такого клиента и чем больше его капитал, тем шире спектр предоставляемых банком привилегированных услуг в рамках Private Banking.
Порог вхождения в число клиентов Private Banking не имеет строгих стандартов. В большинстве европейских стран традиционно порог вхождения в категорию клиентов Private Banking составляет порядка $1 млн. ликвидных активов или их эквивалент в соответствующей валюте. В классическом Private Banking существует градация клиентов на high net worthindividuals (HNWI) - от 1 млн. евро (их численность в мире представлена в табл. 1) - и ultra net worthindividuals (UNWI) - от 100 млн. евро. Некоторые швейцарские банки специализируются на более высоких сегментах и ставят порог вхождения $5 млн. и даже $50 млн. С другой стороны, в Германии или Италии во многих универсальных банках, имеющих подразделение частного банковского обслуживания, порог вхождения может составлять 500 тыс. евро и даже ниже. При этом чем ниже порог вхождения, тем выше стоимость ведения счета и проведения операций. Практически во всех европейских странах клиенты PB делятся на две группы: первая размещает активы в стране проживания (onshore), вторая - за ее пределами (offshore). До недавнего времени во многих странах было широко распространено размещать средства за рубежом в первую очередь для оптимизации налогообложения доходов от инвестиций или наследства. Так, для немцев основными странами размещения средств были Швейцария, Люксембург и Австрия.
Таблица 1
Изменение численности HNWI в мире в 2000-2015 гг.
Год | Численность (млн. чел.) |
2000 | 5,9 |
2001 | 7,0 |
2003 | 7,1 |
2004 | 7,2 |
2005 | 7,3 |
2006 | 7,7 |
2007 | 8,3 |
2008 | 7,9 |
2009 | 7,6 |
2010 | 7,8 |
2011 | 7,9 |
2012 | 8,1 |
2013 | 8,0 |
2014 | 8,1 |
2015 (оценка) | 8,2 |
Для всех западных рынков довольно типичен зрелый возраст клиентов РВ: средний их возраст - 65 лет. По подсчетам демографов в ближайшее десятилетие число граждан, чей возраст составляет 20-40 лет (возраст расходов) сократится на 10%, одновременно увеличится число 41-65-летних (возраст сбережений). По некоторым подсчетам, чистый финансовый капитал за это время возрастет примерно на 10 триллионов евро, и большая часть этих денег попадет в орбиту индивидуального обслуживания.
В Швейцарии около 85% благосостояния клиентов PB находится в руках пенсионеров. Классический пример клиента РВ - это onshore-клиент пенсионного возраста, большую часть состояния которого составляет наследство от родителей, а оставшаяся часть - его личные накопления, созданные посредством инвестирования собственного заработка. Среди них примерно одинаковое количество мужчин и женщин, но чем выше возрастная группа, тем больше встречается женщин. Оставшиеся 15% благосостояния onshore-клиентов приходится на успешных предпринимателей. Даже в США, где сравнительно много успешных предпринимателей, ставших клиентами частного банковского обслуживания, доля "молодых" клиентов до 40 лет невелика и составляет около 10-15%.
Если рассмотреть offshore-клиентов, то в первую очередь нужно отметить тенденцию резкого сокращения классической клиентуры РВ из многих европейских стран и США. В последние годы власти этих стран проявляют повышенный интерес к таким гражданам и стремятся отслеживать движение их капитала, ужесточают налоговый контроль. Зачастую власти не гнушаются даже покупать базы данных у инсайдеров. Доходит до того, что клиенту могут выдвинуть ультиматум: либо клиент подтверждает уплату налогов по всем активам, либо банк закроет его счета и пришлет чек, а дальше клиент сам будет разбираться, где и как его обналичить. Позиция банков понятна: им угрожают огромные штрафы и долгие судебные разбирательства. На этом фоне в сегменте offshore растет пропорция клиентов с развивающихся рынков, например Азии и России, среди которых значительно больше предпринимателей, которые, естественно, моложе.
С точки зрения продуктовых предпочтений большинство клиентов использует довольно консервативный подход. Для onshore-клиентов (в основном это пожилые люди) главным мотиватором является сохранение для будущих поколений того, что было накоплено ранее. За годы финансового кризиса многие клиенты уже обожглись на сложных структурных продуктах и потеряли существенные денежные суммы. Поэтому основным продуктовым направлением для таких клиентов являются активы с низкой рискованностью, например облигации компаний "голубых фишек" и просто депозиты. Инвестиции в фонды, деривативы или товары не распространены и редко занимают более 5% в структуре портфеля клиента по каждой из категорий.
В среднем западные клиенты обслуживаются одновременно в трех-четырех банках. Это связано прежде всего с тем, как они становятся клиентами этих банков. Большинство клиентов получает обслуживание в частном банке по наследству, вместе с состоянием. С другими банками они связаны в течение своей профессиональной деятельности и имеют с ними длительную историю отношений: хранят там средства или связаны ипотечным кредитом (ипотека в Швейцарии также нередко переходит по наследству от родственника: швейцарцы не любят ее выплачивать целиком при жизни).
Несмотря на то, что на западных рынках доминирующее поведение клиента - сохранение средств, одной из последних тенденций частного банковского обслуживания становится наличие современной платформы интернет-банкинга. Чем больше благосостояние клиента и меньше его возраст, тем важнее для него видеть онлайн все, что происходит с активами. Все чаще наличие такой современной и удобной платформы становится важным фактором, который может повлиять на переход клиента из одного банка в другой. Другая тенденция связана с особенностями банковского регулирования: банки стали обязаны документировать результаты обсуждений с клиентом его приоритетов по инвестированию средств, изменению структуры активов и тем рискам, которые клиент готов брать на себя. Появились требования, чтобы история таких обсуждений с клиентом сохранялась в течение нескольких лет.
Поскольку банки, работающие с обеспеченными клиентами, зарабатывают на комиссионных от операций с ними, то в кризис это стало проблемой для управляющих компаний, так как клиенты предпочитали "сидеть в кэше". После того, как крупный частный капитал, "сидя в кэше", переждал проблемы мировой экономики, он снова вернулся к более активному инвестированию. Однако полностью восстановиться от кризиса отрасли по управлению благосостоянием может помешать начатая по всему миру борьба с налоговыми уклонистами.
Две трети общего объема активов под управлением приходится на 20 крупнейших представителей отрасли. Мировым лидером в сфере управления благосостоянием является швейцарский UBS, причем в планах банка - резко сократить более рисковый инвестиционно-банковский бизнес и сосредоточиться на операциях по управлению благосостоянием. В последнее время частным банкам пришлось столкнуться с возросшим давлением регуляторов, которые объявили войну налоговым уклонистам. В результате стали расти издержки, связанные с выполнением новых требований надзорных органов. Из-за этого, соответственно, страдает прибыльность представителей отрасли. Некоторые банки стали пересматривать свою региональную политику и уходить из отдельных точек.
Региональные особенности рынка
Данный сегмент финансового рынка получил толчок к развитию в начале нынешнего столетия, чему способствовал экономический прогресс таких регионов, как Латинская Америка, Азия, а также постсоциалистических стран. Через некоторое время эксперты прогнозируют наиболее быстрый рост рынка в первую очередь в Тихоокеанской Азии, Южной Америке, Восточной Европе, России и на Ближнем Востоке.
Отличительной особенностью рынка по управлению крупным частным капиталом всегда являлась полная конфиденциальность вкладов и операций по счетам. Однако создание Европейского союза и последние скандальные случаи обвинений ряда крупнейших банков в содействии их клиентам в уклонении от уплаты налогов нарушили принцип конфиденциальности системы. В 2009 г. в типовой конвенции по налогообложению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) появилась статья 26, обязывающая страны к обмену информацией не только по налогам на доходы и имущество, но и в отношении любого налогового закона страны, подающей запрос. При этом должно быть обеспечено сохранение конфиденциальности государства - заказчика информации. Государство, подающее запрос, может использовать все средства, не запрещенные его законодательством, а законы о сохранении тайны банковских операций не должны препятствовать применению таких средств.
Рейтинг стран по управлению крупным частным капиталом возглавляет Лихтенштейн, далее идут Швейцария, Швеция, Великобритания, США. По объемам активов с учетом доли офшорного рынка (активы резидентов) на первом месте находятся США (доля офшора - около 38%), далее идут Великобритания (11%) и Швейцария (чуть более 9%). По операциям с активами нерезидентов первое место на офшорном рынке занимает Швейцария (27%), далее идут Великобритания, Нормандские острова, о. Мэн и Дублин (24%), Люксембург (14%), Карибы и Панама (12%), Гонконг и Сингапур (10%).
В настоящее время во всем мире рынок этих услуг оценивается в общей сложности в 50 млрд. долл. В докризисные годы этот рынок показывал высокую динамику - темпы его роста составляли до 10% в год. При этом на долю десяти крупнейших мировых поставщиков данных продуктов приходилось 7% рынка. Так, в Германии, где число потенциальных клиентов составляет около 7 млн., поставщики данного вида банковских услуг зарабатывали в год более 15-20 млрд. евро. Чистая маржа на этих операциях составляет около 0,15-0,3% от суммы управляемого капитала (объема активов под управлением).
Недавнее замедление темпов роста мировой экономики и обострение финансовых проблем негативно повлияло на доходы от управления частными активами. Были годы, когда объем комиссионных, полученных управляющими компаниями, сокращался на 15-20%. Однако темпы роста численности HNWI остаются стабильными.
Что касается чистых миллиардеров, то общее их количество в 2014 г. увеличилось на 155 и составило 2355 человек, что стало новым мировым рекордом. Больше всего миллиардеров проживает в Европе - 775, в Северной Америке - 609, в Азии - 560. В рейтинге стран по количеству миллиардеров лидируют США - 571, далее следуют Китай - 190, Великобритания - 130, Германия - 123. Пятое место по количеству миллиардеров занимает Россия - 114. При этом большинство миллиардеров относятся к категории self-made*(1): только 19% из них получили состояния по наследству. Чуть более четверти достигли миллиардного уровня богатства, опираясь на полученное наследство, а 55% полностью самостоятельно заработали свои состояния. Большинство из участников рейтинга относятся к старшей возрастной группе: 26% из них входят в возрастные границы 55-64 года, четверть старше 65 лет, но младше 74. Поколение 45-54 года представлено в среде миллиардеров 20,5% участников. Самая многочисленная группа миллиардеров - обладатели состояний $1-2 млрд, 16 человек сумели попасть в диапазон от $25 до $50 млрд., а четыре человека на планете владеют более чем $50 млрд. каждый. Наибольшее количество новых миллиардеров в прошлом году появилось в США - 57. Азия и Латинская Америка с Карибским бассейном также стали крупными поставщиками богачей, добавив к списку 52 и 42 новичка соответственно.
В целом более 40% крупных состояний сосредоточено на сегодняшний день в США, в Европе - 28%, в Восточной Азии - 17%, в Латинской Америке - 6%, на Ближнем Востоке - 3%, в остальных странах - 2%. Для каждого региона и отдельно взятой страны характерны свои особенности позиционирования клиентов.
Самым консервативным является западноевропейский рынок индивидуального банковского обслуживания. Клиенты, как правило, не разрешают банку с их средствами играть, а поручают инвестировать их в надежные инструменты, пренебрегая, правда, ежедневным контролем состояния портфеля. В большинстве случаев капитал тесно связан с землей и недвижимостью, что в некоторой степени ведет к понижению уровня его ликвидности на рынке. Зачастую самые крупные счета ведутся уже не одно и даже не два поколения.
На американском рынке, напротив, лишь 20% капитала имеют наследственные корни. Подавляющая же часть капитала - в руках у бывших владельцев производств, старших корпоративных служащих (средний возраст - 60-65 лет), а также у хозяев малых и средних предприятий. При этом американцы преследуют, в основном, одну цель - предохранить свои активы от влияния инфляции и налогообложения. Участие в управлении капиталом они принимают, начиная от суммы 20 млн. долл. Некоторые наиболее состоятельные люди вообще не доверяют свои активы управляющим.
Отличительные черты латиноамериканской клиентуры - стремление избежать инфляции, вывезти капитал из своей страны, нелюбовь к ведению документации и стремление к анонимности. Рынок потенциально велик, основные страны - Бразилия, Мексика, Аргентина и Венесуэла.
Самый молодой, но при этом самый быстроразвивающийся рынок - азиатско-тихоокеанский. Здесь на первом месте личные контакты, а потом уже профессиональные качества банкира. Китай (прежде всего, Гонконг), Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Филиппины, Япония - лидеры региона.
Исламские государства Ближнего и Среднего Востока также имеют свою специфику, заключающуюся в стремлении инвестировать внутри своего региона, используют при этом многообразие современных банковских инструментов. Передача капитала следующим поколениям сильно приветствуется. При этом число очень состоятельных клиентов невелико: около 2000 семей, многие из которых хорошо друг друга знают и имеют совместные проекты.
Восточноевропейские клиенты стали богатыми, в основном, благодаря реституции собственности. Здесь также, как и в случае с Латинской Америкой, важна конфиденциальность и стремление работать с зарубежными банками.
Состоятельные граждане России кардинальным образом отличаются от состоятельных граждан США и Западной Европы. Среди тех клиентов, которые пользуются в России услугами по управлению богатством, долларовых миллионеров всего 4%. Тем не менее, спрос на эти услуги растет.
Сегодня одни считают, что рынок РВ еще молод, другие говорят, что он уже окреп, но все сходятся во мнении, что он развивается достаточно активно. Потенциальная емкость рынка составляет по разным оценкам от 500 млрд. до одного триллиона долларов: это те активы, которые могут быть переданы в управление профессиональным банкирам и финансовым компаниям.
Рынок услуг по управлению активами состоятельных лиц все больше приближается к рынку институционального управления, о чем свидетельствует, например, все более частое использование внешних консультантов для управления крупными частными состояниями. В институциональном плане почти половина клиентов обслуживается в универсальных банках (42%), далее идут частные банки (товарищества) (23%), инвестиционные и коммерческие банки (18%), независимые компании (4%) и компании по управлению инвестициями (3%).
Основные формы современного Private Banking
Основные продукты и модели
Индивидуальное банковское обслуживание включает в себя множество видов финансовых услуг, основными из которых традиционно являются:
- управление портфелем;
- размещение депозитов;
- внутрибанковские инвестиционные фонды;
- траст;
- операции с ценными бумагами;
- конверсионные операции;
- займы.
К менее востребованным формам относятся: управление наличными, производные и структурированные продукты, кредитные письма, операции с драгоценными металлами и сейфовое хранение. Недавний финансовый кризис снизил спрос на структурированные продукты и повысил спрос на наиболее прозрачные и понятные инструменты.
Естественно банки, в первую очередь, интересуют размер и величина доходов клиента. И, как правило, банки работают с лицами, ликвидные активы которых превышают один млн. долл. Однако, при отсутствии такой минимальной суммы у клиента определяющим критерием может стать и скорость роста его капитала в будущем.
В Европе большинство банков разделяют клиентов на четыре группы:
- клиенты с очень крупным капиталом - более 25 млн. евро;
- клиенты с крупным капиталом - 2,5 - 25 млн. евро;
- клиенты, располагающие капиталом от 400 тыс. до 2,5 млн. евро;
- клиенты с состоянием в 50 тыс. - 400 тыс. евро.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности и обеспечения доходности поставщиков таких услуг являются улучшение структуры расходов, использование эффекта экономии на масштабе, совершенствование консультационного обслуживания клиентов, а также привлечение партнеров. Важную роль выполняют также структура активов и ценовая модель.
При предоставлении банковских услуг по управлению капиталом частных клиентов расходы на содержание персонала являются доминирующей статьей, их доля составляет 60-65% всех издержек. При этом в отделах, осуществляющих обслуживание клиентов, они доходят до 200 тыс. евро на сотрудника, а в операционных подразделениях банка - до 100 тыс. евро на сотрудника. Среднее отношение расходов к доходам при стабильном функционировании составляет 40-50%. Что касается эффекта на масштабе, то его можно ожидать только при общей сумме управляемого капитала в размере 10 млрд. евро.
Главные усилия нацелены на повышение эффективности деятельности консультантов приблизительно на 15% с помощью централизованного управления портфелем и его оптимального использования. Привлечение партнеров оказывает влияние на спектр предоставляемых продуктов и услуг, с его помощью отношение расходов к доходам может быть улучшено на 5-10%.
Высокая степень доверительности способствует повышению стабильности доходов управляемых портфелей. За последние годы среди крупных мировых банков темпы роста активов под доверительным управлением составляли 32%, что превышает темпы роста всего объема управляемых активов (23%). Оптимальным вариантом структуры является доля доверительного управления в общем объеме управляемых активов в размере 30%.
При организации Private Banking основной проблемой является управление риском. Для клиентов риск состоит в возможном падении доходности. Банк со своей стороны может попытаться обезопасить клиента посредством открытия противоположной позиции в одном или сразу в нескольких финансовых инструментах, т.е. провести хеджирование. Сама по себе хеджевая операция риск ограничит, однако не всегда может свести его на нет. В конечном счете немало зависит и от клиента: хочет ли он просто себя застраховать (так делает большинство клиентов) или намеревается убить двух зайцев сразу - защитить инвестиции от падения котировок (цен) и одновременно увеличить сбережения за счет их роста.
Во втором случае самым удачным инструментом являются опционы и производные от них продукты. Но в любом случае клиент будет искать возможность заплатить за страховку как можно дешевле. А для банка это открывает дорогу для простой и взаимовыгодной сделки - заключение договора о присвоении части прогнозируемого дохода в обмен на предоставление хеджевых услуг.
Одним из широко используемых инструментов является форвардная операция. Обычно банк заключает с клиентом соглашение о форвардных ставках, защищающее инвестиции от движения краткосрочных процентных ставок вверх или вниз. Операции осуществляются на внебиржевом рынке. При этом банк не требует от клиента комиссионных, и все выплаты происходят по истечению соглашения.
Фьючерс, в отличие от форварда, торгуется на бирже, и клиент может отказаться от сделки в любое время до истечения договора. Риск может быть нивелирован и посредством свопа (обмена) процентных ставок, свопа обязательств (обмен платежами) и свопа активов.
В 90-х годах ХХ века, в период быстрого развития финансовых рынков, в мире не сложилось какой-то единой модели управления активами состоятельных клиентов, хотя практически все учреждения, занимавшиеся этим видом деятельности, смогли добиться существенных результатов.
В последнее время происходило некоторое омоложение богатой клиентуры (которая становится все более осведомленной и требовательной), что обусловливает необходимость все большей адаптации предлагаемых продуктов и услуг ко все более сложным потребностям таких клиентов. Условно "богачей" можно разбить на две категории: поколение "baby boom", унаследовавшее от своих родителей размещенное в ценных бумагах и прочих активах состояние, и "новые", обогатившиеся в результате быстрого экономического развития определенных регионов.
Одной из тенденций недавнего времени в Европе является появление стандартов, связанных с управлением частными активами, подобных тем, которые действуют в сфере управления активами институциональных инвесторов. Управляющие активами должны постоянно подтверждать свою способность адаптировать инвестиционный процесс к специфическим потребностям состоятельных клиентов, поскольку именно эти способности становятся определяющими при отборе клиентами своих консультантов, инвестиционных банков и управляющих компаний.
Обострение ситуации на мировых финансовых рынках способствовало повышению спроса со стороны клиентов на надежные (гарантирующие получение дохода) финансовые продукты, что повысило требования к качеству управления активами. HNWI предпочитают вести переговоры и последующий диалог об управлении их активами с постоянным сотрудником - консультантом, хорошо знающим его специфические потребности и сопровождающим клиента в его отношениях с банками в течение продолжительного времени. Сегодня состоятельные клиенты могут сравнивать качество управляющих компаний и все чаще распределяют активы между несколькими учреждениями в соответствии с их особенностями.
Предложение услуг со стороны управляющих частными активами соответствует сегментации "пирамиды" владельцев частных состояний, основание которой составляет наиболее многочисленная группа владельцев активов, не превышающих одного млн. долл.; затем следуют группа HNWI с активами от 1 млн. до 10 млн. долл., группа "настоящих HNWI" - с активами от 10 млн. до 100 млн. долл.; венчает пирамиду группа "ультра-HNWI", активы которых превышают 100 млн. долл. Все учреждения, управляющие частными активами, предлагают пакеты продуктов и услуг, соответствующих интересам и потребностям каждой из названных групп. Для обслуживания последней группы создаются специализированные отделения, трасты и так называемые "семейные офисы" (Family Office).
Тарифная политика
Многообразие инструментов при растущей конкуренции заставляет банки решать две задачи: расширение клиентской базы и повышение собственной эффективности.
Крупные и универсальные финансовые учреждения не всегда в состоянии обеспечить высокий уровень индивидуализации услуг и могут обслуживать этот рынок только на основе так называемого "фабричного проекта". Иначе выглядит ситуация в сегменте наиболее состоятельных клиентов, где применяется "мануфактурный проект".
"Фабричный проект" использует элементы стандартизации и автоматизации. "Мануфактурный проект", напротив, делает ставку на индивидуальные услуги.
Можно выделить три основных вида тарифов в сфере индивидуального банковского обслуживания:
- двухчастные тарифы (см. табл. 2);
Таблица 2
Использование двухчастных тарифов в Private Banking
Вид продуктов и услуг | Другие используемые тарифы |
Управление инвестициями | |
Услуги управляемого фонда | |
Услуги депозитария | Комплексные тарифы |
Номерные счета | Тарифы единичных сделок |
Счета с условным обозначением | Тарифы единичных сделок |
Хранение поступающей корреспонденции | Тарифы единичных сделок |
Услуги попечителя | Тарифы единичных сделок |
Комплексные тарифы | |
Услуги по персональному налоговому планированию | Тарифы единичных сделок |
Комплексные тарифы |
- тарифы единичных сделок (см. табл. 3);
Таблица 3
Использование тарифов единичных сделок в Private Banking
Вид продуктов и услуг | Другие используемые тарифы |
Облигации | (фиксированная сумма или процент от суммы сделки) |
Акции | (фиксированная сумма или процент от суммы сделки) |
Фьючерсы и опционы | (фиксированная сумма или процент от суммы сделки) |
Слитки | (фиксированная сумма или процент от суммы сделки) |
Платежи | (фиксированная сумма) |
Предъявление чеков к оплате | (фиксированная сумма) |
Номерные счета | Комплексные тарифы |
Счета с условным обозначением | Комплексные тарифы |
Хранение поступающей корреспонденции | Комплексные тарифы |
Услуги попечителя | Двухчастные тарифы |
Комплексные тарифы | |
Услуги по персональному налоговому планированию | Двухчастные тарифы |
Комплексные тарифы |
- комплексные тарифы (см. табл. 4).
Таблица 4
Использование комплексных тарифов в Private Banking
Вид продуктов и услуг | Другие используемые тарифы |
Сейфовое хранение | |
Оплата услуг депозитария | Двухчастные тарифы |
Номерные счета | Тарифы единичных сделок |
Счета с условным обозначением | Тарифы единичных сделок |
Хранение поступающей корреспонденции | Тарифы единичных сделок |
Услуги попечителя | Двухчастные тарифы |
Услуги по персональному налоговому планированию | Двухчастные тарифы |
Тарифы единичных сделок |
Двухчастные тарифы сочетают в себе фиксированную и дифференцированную плату. Первая не зависит от объема использования клиентом данной услуги или продукта, вторая ранжируется в зависимости от их количества и качества. Первая, по сути, является вступительным взносом и зависит от размера капитала, взятого банком в управление. Именно этот взнос, варьируемый от 500 тыс. и до 1 млн. долл. (в обычных банках он начинается с 50 тыс. долл.), дает "private" банкирам возможность обеспечивать высокое качество услуг. Благодаря вступительному взносу клиент получает доступ в закрытую для посторонних систему банка.
Чем выше требования банка к минимальному капиталу, тем больший выбор продуктов он может предложить клиенту и тем более сбалансированными могут быть расценки. Личный менеджер может в определенных рамках скорректировать расценки на отдельный продукт.
Вторая часть тарифа устанавливается различными способами. Но общая цена управления инвестициями складывается из нескольких составляющих:
- комиссионные за управление в зависимости от размера инвестиций;
- комиссии за брокерское обслуживание;
- комиссионные за проведение операций с инвестиционными фондами;
- оплата депозитария;
- оплата услуг приглашенных специалистов.
Большая часть поставщиков услуг Private Banking получает брутто-маржу в 0,85-1,1% (85-110 базисных пунктов), нетто-маржу в 0,15-0,3% (15-30 базисных пунктов) от суммы управляемого капитала (объема активов под управлением - Assets Under Management).
Плата за управление портфелем и фондами (объединенными инвестициями) обычно взимается ежегодно и носит фиксированный характер. Оплата брокерских услуг варьируется в зависимости от оборота, цена депозитарных услуг весьма незначительна, равно как и сумма, запрашиваемая за привлечение внештатных специалистов.
Следует отметить, что нижнюю планку комиссионных, взимаемых с владельцев крупного частного капитала, банки устанавливают в зависимости от процентной ставки для институциональных инвесторов (+/- 0,5%), а верхняя планка соответствует расценкам трастового управления (с учетом комиссионных за управление и оплаты услуг специалистов со стороны - не менее 2%). Ставки по инвестиционным и бизнес-кредитам могут быть привязаны к рыночным ставкам, а могут зависеть от уже сложившихся отношений банка с конкретным клиентом. Остальные услуги также оплачиваются по договоренности, либо на основе тарифов единичных сделок (см. табл. 5).
Таблица 5
Стоимость услуг индивидуального обслуживания среднего западноевропейского банка
Вид услуги | Стоимость |
Управление инвестициями | 0,5-1,0% годовых (взимается дважды в год, величина рассчитывается исходя из среднегодового размера портфеля) |
Услуги управляемых фондов | 1,0% годовых (взимается дважды в год, величина рассчитывается также) |
Услуги депозитарного хранения | 0,25% годовых (взимается дважды в год, величина рассчитывается также) |
Акции | 0,5-1,0% (минимум 100 евро) |
Облигации | 0,2-0,4% (минимум 100 евро) |
Фьючерсы и опционы минимум | 50 евро |
Слитки | 0,25-0,5% (минимум 100 евро) |
Золотые монеты | 0,25-1,5% (минимум 15 евро) |
Платежи (чеки, переводы) | 10-30 евро |
Номерные счета | 100 евро (ежегодный взнос) |
Хранение корреспонденции | 200 евро (ежегодный взнос) |
Дилинговые услуги | 10-30 евро |
Инвестиционные консультации | 100 евро за час |
Подготовка трансферов | 15 евро |
Услуги доверенного лица | 5 евро в квартал |
Замена доверенных лиц | 15 евро |
Процессинг дивидендов | 10 евро |
Услуги персонального налогового планирования | индивидуально |
Тарифы единичных сделок банки используют, в основном, при брокерском обслуживании. Оценка единичных сделок может производиться следующими методами.
Во-первых, цена конкретной сделки может покрывать минимально допустимые издержки на ее проведение. В этом случае предполагается покрытие фиксированных накладных расходов, поэтому данный метод используется редко. Во-вторых, цена может покрывать фиксированные и переменные издержки на их проведение (в соответствии со средними издержками). И, наконец, в-третьих, в цену могут входить все издержки плюс прибыль банка.
Комплексная оплата подразумевает, что на содержание счета основных фондов, например, ежемесячно или ежеквартально производится выплата, освобождающая клиента от всех дальнейших расходов. Данный вид тарифа устанавливается банком, когда расходы на каждую сделку малы по сравнению с фиксированными издержками, когда сложно определить стоимость каждой сделки или когда заранее очерчен круг услуг и издержки банка не зависят от клиента. Кроме того, тариф может использоваться, если клиенту неудобно оплачивать каждую сделку в отдельности или он хочет точно знать уровень предполагаемых расходов. Данный вид тарифов может сочетаться с другими, налагающими определенные ограничения на клиента (например, при установленном количестве сделок). Комплексная оплата широко применяется в области сейфового хранения.
Двухчастная тарифная сетка (например, при управлении инвестициями и сделках с акциями управляемых фондов) предполагает в качестве первой части тарифа, как правило, ежегодный взнос размером от 0,5 до 1%. Эта сумма компенсирует издержки по управлению портфелем и идет на оплату депозитарных и административных услуг. При этом минимальный размер принимаемого в управление капитала часто заранее определен. Во вторую часть тарифа входят комиссионные за проведение самих сделок. Остальные услуги оцениваются исходя из стоимости единичной операции. Сумма может выражаться как в процентах, так и фиксировано. Например, по сделкам с облигациями тариф может составлять 0,3%, а по фьючерсам и опционам - минимум 50 евро (табл. 5). Трастовое и налоговое обслуживание, а также консультационные услуги оцениваются по договоренности с клиентом.
Офшорное обслуживание
Многие клиенты предпочитают офшорное индивидуальное обслуживание, благодаря которому они могут обеспечить себе высокий уровень конфиденциальности, снизить налоговые платежи или полностью их избежать, уйти от неприемлемых для них законов. Целью могут также являться и мошеннические операции или операции по отмыванию денег.
По разным оценкам 20-30 трлн. долл. доходов состоятельных граждан спрятано в "налоговых убежищах" по всему миру, что лишает государства налоговых поступлений на сумму более 150 млрд. долл. Почти две трети от этой суммы находятся в юрисдикциях Евросоюза, в частности в Люксембурге, Андорре и на Мальте (табл. 6). Одна треть "офшорного богатства" сосредоточена в Великобритании и связанных с ней юрисдикциях, где с этих денег также не взимаются налоги.
Таблица 6
Региональное и офшорное распределение капитала HNWI
В мире | В офшорных зонах | |
Северная Америка | 35% | 20% |
Европа | 25% | 35% |
Азиатско-Тихоокеанский регион | 20% | 15% |
Латинская Америка | 10% | 15% |
Ближний Восток | 10% | 10% |
Тенденцией посткризисного периода стало снижение доли офшорного банковского бизнеса в связи с громкими расследованиями в США преступлений по уклонению от уплаты налогов, а также ужесточением налогового регулирования стран-членов ОЭСР, которое в конечном счете сильно ударило по банковской тайне.
Типы офшорных структур различны:
- фирмы, существующие на бумаге;
- холдинговые, торговые, инвестиционные, страховые компании;
- трасты.
Последние как раз более всего удобны для индивидуального обслуживания. Офшорные трасты организуются для передачи прав на владение активами и капиталом в любых его формах, а также для накопления капитала и защиты его от внутренних налогов на прибыль, прирост капитала и наследство. Хотя репатриация офшорных прибылей сопряжена с налоговыми обязательствами, компенсирующими первоначальный налоговый выигрыш, исполнения подобных обязательств удается избежать путем вторичного сокрытия дохода. В этом случае используются как исключения, предусмотренные договорами об избежании двойного налогообложения или другими правилами, так и, например, реализация прироста капитала способом, не предусматривающим уплату налогов.
Главным рынком является швейцарский. Популярными являются также люксембургский и гонконгский (табл. 7). В последние годы международный рынок индивидуального банковского обслуживания разнообразился новыми офшорами. В целом мировой офшорный рынок поделен на четыре относительно независимых сегмента.
Таблица 7
Распределение капитала по основным офшорным центрам
Офшорный центр | Доля капитала, % |
Швейцария | 40 |
США | 15 |
Лондон | 15 |
Гонконг, Сингапур | 10 |
Люксембург | 10 |
Нормандские острова | 5 |
Остальные | 5 |
Европейский офшорный рынок. Швейцария. Исторически эта страна всегда была наиболее удобной для хранения у себя мирового капитала. Этому способствовали и политическая стабильность, и отшлифованное законодательство, и банковский профессионализм. На сегодняшний момент здесь хранится две пятых (более триллиона долларов) офшорных активов состоятельных клиентов всего мира.
Законодательство Швейцарии обязывает банки хранить в тайне всю информацию о личности и состоянии активов клиента (это отображено в соответствующих статьях Гражданского и Уголовного кодексов и указывается в договоре банка с клиентом). Информация может быть раскрыта только по требованию законодательных или судебных органов страны. При этом в Швейцарии не существует анонимных счетов, и банки обязаны обладать всей необходимой информацией о личности своих клиентов и бенефициаров депонированных активов. Так называемые номерные счета, открываемые третьими лицами, действующими по поручению анонимного владельца капитала, уже отменены. Швейцарский уголовный кодекс включает статьи об отмывании денег и ответственности финансовых организаций, и любой сотрудник таких организаций имеет право (но не обязан) сообщать властям о своих подозрениях в отношении своего клиента и его операций.
Швейцария остается лидером в международном индивидуальном обслуживании и портфельном менеджменте и, прежде всего, это касается самых крупных клиентов. Однако, конкуренция постоянно растет, и Швейцарию постоянно "поджимают" Лондон и Люксембург.
В самой стране растет активность зарубежных банков, основной сферой деятельности которых является управление активами. Их доля на данном сегменте швейцарского рынка составляет более 30%.
Люксембург, в отличие от Швейцарии, в большей степени обслуживает владельцев капитала средних и крупных размеров. На его долю приходится до 10% офшорных операций. При этом город-государство контролирует 10% евровалютного депозитного рынка (на первом месте Лондон - 40%, на втором Париж - 15%) и специализируется на еврооблигациях, взаимных фондах и страховании.
В основном Люксембург обслуживает иностранных клиентов, причем его законодательство не предусматривает налог на инвестиционный доход нерезидентов. В то время как власти ряда стран (в первую очередь, Германии, Франции и Бельгии) на уровне Евросоюза активно борются за введение единого налога на прибыль, Люксембург наряду с Великобританией твердо отказываются от этого. А поскольку принятие решения в Евросоюзе должно быть единодушным, то скорее всего существующий статус страны-государства еще продержится достаточное время.
Британские офшорные центры. Острова Джерси и Бернси, хотя и входят в состав Великобритании, но в юрисдикции Европейского союза (налоговое законодательство, финансовое обслуживание и свободный обмен информацией) не находятся. Джерси не намного, но опережает Бернси по количеству действующих банков и общему размеру депозитов. Две трети банковских депозитов представляют собой валютные счета.
Банки этих двух нормандских островов предоставляют клиентам широкий ассортимент услуг: управление наличными, глобальное сейфовое хранение, управление инвестициями, страхование. На островах, как и в Великобритании, не существует особых постановлений, защищающих банковскую тайну. Тем не менее, ее раскрытие возможно только после подробного судебного разбирательства. Кроме того, банки обязаны сообщать властям сведения, касающиеся инсайдерских торговых операций с ценными бумагами, подделок финансовой отчетности служащими, угроз банкротства, мошенничества, отмывания денег, торговли наркотиками и терроризма. В то же время власти не обязывают банки собирать налоги в пользу иностранных государств.
Гонконг и Сингапур. Треть офшорных операций в Азиатско-Тихоокеанском регионе приходится на Гонконг и Сингапур. Рынок индивидуального банковского обслуживания приближается к 400 млрд. долл. Изменения, происходящие в банковских системах этого региона, привели по сути к появлению гибридной формы индивидуального обслуживания, совмещающей черты швейцарского стиля (тесное личное общение) с американским (агрессивный подход).
Наиболее состоятельная часть клиентуры работает одновременно в нескольких финансовых центрах. Например, клиенты с Ближнего Востока ведут операции через банки Швейцарии, Лондона и Нью-Йорка. Состоятельные латиноамериканцы размещают капитал в банках Карибского бассейна, Флориды, Нью-Йорка и Швейцарии.
Офшорные операции проводятся с четвертью всего мирового крупного частного капитала, примерно треть этих денег хранится в швейцарских банках. Пытаясь конкурировать с ними, другие офшорные центры предлагают клиентам специализированное индивидуальное обслуживание. На Каймановых островах, например, сконцентрировано наибольшее количество банков и трастов, Британские Виргинские острова являются местом, где частные и институциональные клиенты охотно регистрируют свои компании. Люксембург больше специализируется на клиентах из Германии, Мальта работает с киприотами и жителями Ближнего Востока. На Бермудах и Гернси наиболее развит рынок страхования.
Литература
1. Degen N. Introduction. Value-Added Art. The Market / ed. by N. Degen. L.: Whitechapel Gallery; Cambridge: MIT Press, 2013.
2. Adam G. Big Bucks: The Explosion of the Art Market in the 21st Century. Ashgate, 2014.
3. ArtTactic Art & Finance Report 2014. September 2014.
4. Dahan A. Joseph Kosuth. On Art Market. Purple Fashion Magazine. Spring/Summer 2014. Iss. 21.
5. Fraser A., Malik S. Tainted Love: Art's Ethos and Capitalization. Contemporary Art and Its Commercial Markets / ed. by M. Lind, O. Velthuis. Berlin: Sternberg Press, 2012.
6. Josh Baer in conversation with Joseph Kosuth. Art Market vs. Art History. Salon. Artist Talk. Art Basel Miami 2013.
7. Art Market in the 21st Century: A Space of Artistic Experiment. A. Arutyunova; National Research University Higher School of Economics. - Moscow: HSE Publishing House, 2015. (Cultural Studies). ISBN 978-5-7598-1287-6
-------------------------------------------------------------------------
*(1) self-made - добившиеся успеха сами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015