Всемирная программа образования в области прав человека: от второго к третьему этапу
О.Н. Богатырева,
доктор исторических наук,
профессор Уральского федерального университета
им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург)
Журнал "Российский юридический журнал", N 1, январь-февраль 2016 г., с. 71-81.
Права человека - важнейшая тема глобальной повестки дня XXI в. Согласно документам ООН образование в области прав человека является необходимым условием достижения равенства и устойчивого развития, а универсальность прав человека означает, в том числе, то, что они должны изучаться учащимися любого возраста, проживающими в любой части мира*(1). Положения, касающиеся образования в области прав человека, включены во многие международные договоры и документы как глобального, так и регионального характера*(2).
Под образованием в области прав человека (ООПЧ) ООН понимает процесс обучения и информирования, в который вовлечены граждане всех возрастов и всех слоев общества, продолжающийся на протяжении всей их жизни и формирующий знания, навыки и модели поведения в целях поощрения и защиты прав человека*(3). По мнению Верховного комиссара ООН по правам человека Зейда Раад аль-Хусейна, "образование любого рода, лишенное компонента универсальных прав человека, может быть бесполезно в условиях современного мира"*(4).
В 2004 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всемирную программу образования в области прав человека (далее - ВП ООПЧ), представляющую собой глобальную инициативу, реализация которой охватывает несколько этапов. Первый этап (2005-2009) был связан с интеграцией ООПЧ в системы начального и среднего образования. На втором этапе (2010-2014) приоритетными направлениями стали включение ООПЧ в систему высшего образования и организация подготовки в области прав человека гражданских служащих, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих.
Предложив стратегию и практическое руководство по введению ООПЧ в программы учебных заведений, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ ООН) обратилось к государствам с просьбой принять на себя ответственность за реализацию Программы. Как отмечалось в плане действий на первый этап, международные программы являются подспорьем для министерств образования и правозащитных учреждений, но не заменой целенаправленных, активных и слаженных усилий на национальном уровне*(5).
Стратегии второго этапа были сформулированы исходя из принципов институциональной автономии и академической свободы. Первая базовая стратегия предусматривала включение норм, касающихся вопросов просвещения в области прав человека, в законы об образовании и обеспечение одинаковой доступности высшего образования для всех на основе способностей, вторая - включение прав человека в качестве сквозной темы в процесс преподавания всех дисциплин, а также разработку междисциплинарных учебных программ в области прав человека*(6).
В 2011 г. УВКПЧ ООН попросило государства-члены ООН предоставить официальную информацию об осуществлении планов действий на два первых этапа Программы*(7). В течение года в Управление поступали ответы из стран Европы, Африки, Латинской Америки, Азии, Австралии и Новой Зеландии. Отчеты, полученные от правительств и правозащитных учреждений, дают представление о национальных усилиях по продвижению ООПЧ в сфере среднего и высшего образования и профессиональной подготовки преподавателей, государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих.
Анализ ситуации показал, что степень интеграции ООПЧ в системы общего и высшего образования различна. В одних странах предмет, посвященный правам человека, включен в школьные и частично вузовские программы, в других реформы продолжаются и еще далеки от завершения. Кроме того, стратегии ООПЧ меняются в зависимости от национального контекста.
На проблему, связанную с поиском и реализацией национальных моделей ООПЧ, обращают внимание и исследователи разных стран*(8). Так, ученые из Малайзии рассматривают указанную проблему в свете современных демографических реалий малазийского общества. Они подчеркивают, что пока в Малайзии дисциплина "Права человека" эксклюзивна и доступна только для студентов, выбравших правовое образование. При этом тема прав человека раскрывается на основе западной концепции прав человека, в рамках которой подчеркивается ее "универсализм", тогда как в многонациональном обществе Малайзии было бы более уместно применить такой подход, как культурный релятивизм, и исходить из его положений при разработке учебных программ*(9).
Отчеты показали, что существует широкий спектр подходов к интеграции ООПЧ в систему школьного образования. Чаще всего тема прав человека включается в программу гражданского образования. В Албании, Болгарии, Эстонии, Франции, Монако, Черногории, Грузии воспитание гражданственности в средней школе является обязательным. Понятия прав и свобод человека рассматриваются в таких курсах школьной программы, как история, литература, языки и естественные науки.
Кроме того, можно говорить о наличии национальных стратегий и планов, охватывающих разные уровни образования. Например, в Грузии на уровне начального и среднего образования действует Национальный план ООПЧ на 2011-2016 гг. Согласно образовательной программе Колумбии к 2014 г. курс "Права человека" был введен в 13 тыс. средних учебных заведениях. В Монако образование в области прав человека является обязательной частью программы национальной школы. В Кыргызстане ООПЧ обеспечено на всех уровнях школьной системы. В Швейцарии образование в области прав человека расценивается как ключ к устойчивому развитию страны и является частью образовательных программ школ и вузов как во франкоговорящих, так и в немецкоговорящих регионах.
В Республике Корее выработаны национальная политика по ООПЧ и Национальный план действий (2012-2016 гг.), нацеленный на поощрение образования в области прав человека в университетах и колледжах. Однако после обследования Национальной комиссией по правам человека частных и государственных университетов и колледжей в стране выяснилось, что только 18,9% учебных заведений (82 из 433) приняли учебные программы по правам человека*(10). По мнению Министерства образования, науки и технологий Кореи, этого недостаточно для осуществления ВП ООПЧ в системе высшего образования.
Почти во всех отчетах речь идет о важности сотрудничества правительства, национальных правозащитных учреждений и НПО для продвижения ООПЧ. Так, Комиссия по правам человека Нигерии сообщила о своих партнерских отношениях с федеральным министерством образования, министерствами образования субъектов федерации и национальной молодежной службой. Это сотрудничество не только направлено на включение темы прав человека в учебные программы, но и способствует широкой просветительской деятельности: созданию специальных радиопередач и телепрограмм, размещению информации на автобусных остановках по всей стране и др.*(11)
Показателен опыт Швейцарии в реализации плана действий на второй этап. О правах человека здесь рассказывают в университетах в контексте международных отношений, политической науки, устойчивого развития, эта тема является частью базовых курсов не только факультетов права, но и других факультетов. Кроме того, в Швейцарии в каждом университете или высшей школе действует система отбора и продвижения по службе преподавателей, обладающих навыками, учебной и научной квалификацией в области прав человека. Это одно из условий аккредитации учреждений высшего профессионального образования.
План действий на второй этап ВП ООПЧ предполагал также организацию профессиональной подготовки по вопросам прав человека учителей, просветителей, гражданских служащих, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Словения, Швеция, Маврикий, Франция, Кыргызстан, Азербайджан, Армения, Хорватия, Чехия и другие страны сообщили о судьях, прокурорах и юристах, получающих профессиональное образование в области прав человека в соответствующих академиях и специализированных учебных заведениях. Так, в Болгарии были разработаны учебные модули по антидискриминационному законодательству для сотрудников полиции и судей. Румынский институт по правам человека готовит инструкторов по вопросам прав человека для работы с судьями, адвокатами и прокурорами. В Эстонии в соответствии с Судебным этическим кодексом судебные чиновники обязаны получить образование в области прав человека для назначения на должность и продвижения по службе. В противном случае кандидаты не проходят аттестацию. В Швейцарии будущие полицейские также должны сдавать экзамен по правам человека и этике для получения федерального патента и возможности работать в своей профессиональной области.
Российская Федерация также представила УВКПЧ отчет о реализации плана действий на второй этап. В нем указывалось, что в российском законодательстве в области образования термин "подготовка в области прав человека" не используется*(12). Однако в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273 "Об образовании в Российской Федерации" (принятого уже после участия России в опросе УВКПЧ) одним из основных принципов государственной политики в сфере образования названы "гуманистический характер образования и приоритет прав и свобод личности"*(13).
В российских школах на ступени основного общего образования в рамках учебной дисциплины "Граждановедение" у учащихся формируется уважение к закону и правам других людей. Однако курс носит элективный характер и преподается не во всех школах. На старшей ступени среднего (полного) общего образования вопросы прав человека изучаются в рамках таких учебных предметов гуманитарного цикла, как история и обществознание, а также в рамках элективного курса "Правоведение".
В систему российского высшего образования тема прав человека включается как компонент правовых дисциплин "Правоведение", "Конституционное право", "Международное право" или может преподаваться как автономная дисциплина (преимущественно в юридических вузах). Как показало изучение учебных планов вузов, на неюридических факультетах в основном изучается дисциплина "Правоведение", которая представляет собой краткий обзор действующего российского законодательства. При этом вопросы прав человека затрагиваются только в рамках одной темы - "Конституционное право России".
Принцип широкой академической свободы, закрепленный в современных Федеральных государственных стандартах (ФГОС), позволяет каждому образовательному учреждению самостоятельно определять содержание образовательных программ. Вопрос о статусе учебной дисциплины - обязательной или элективной - решает вуз. Однако на практике складывается парадоксальная ситуация. Свобода выбора привела к тому, что многие мировоззренческие и правовые дисциплины, связанные с проблемами толерантности и прав человека, были исключены из учебных планов. Так, курс "Правоведение", являющийся единственным источником знаний по правам человека для студентов неюридических специальностей, не всегда представлен в базовой части учебного плана или зачастую отнесен к категории дисциплин по выбору учащихся. Так, в Уральском федеральном университете (УрФУ) в учебном плане по направлению подготовки "Химия" дисциплина "Правоведение" является элективной наряду с "Историей цивилизаций", "Историей религии", "Этикой и эстетикой". В Сибирском федеральном университете согласно учебному плану по направлению подготовки "Математика. Компьютерные науки" студенты могут сделать выбор между курсами "Правоведение", "Основы православия" (!), "Психология", "Политология" и "Культурология". У студентов УрФУ в учебном плане по направлению подготовки "Реклама и связи с общественностью" курс "Правоведение" находится в вариативной части, а в аналогичном плане Сибирского федерального университета он отсутствует как в базовой, так и в вариативной частях.
Современные ФГОС не нацелены на формирование компетенций, связанных со знанием прав и свобод человека и умением их использовать для защиты своих прав. Например, до 2011 г. в УрФУ в соответствии с государственным стандартом второго поколения курс "Международное гуманитарное право и права человека" входил в учебный план по направлению подготовки "Политология". Но из новых учебных планов этот курс был исключен, в связи с тем что во ФГОС отсутствуют соответствующие компетенции*(14). Изъятие из учебных планов дисциплин, связанных с темой прав и свобод человека, негативно отражается на выполнении ВП ООПЧ, так как в плане действий на второй этап особое внимание уделялось структурам, в которых обучаются будущие политики и лидеры гражданского общества. Факультеты политологии, на наш взгляд, представляют собой одну из таких структур.
Итак, курс, посвященный правам человека, не предусмотрен в учебных планах естественных, технических и даже гуманитарных направлений подготовки. Дисциплину "Права человека" изучают преимущественно студенты юридических факультетов, поскольку необходимой профессиональной компетенцией будущих юристов названа способность "уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина"*(15). Кроме того, профессиональные компетенции, связанные со "способностью на практике защищать... права личности" и "способностью понимать теоретические и политические основы правозащитной проблематики в международных отношениях и мировой практики защиты прав человека", указаны во ФГОС по направлению подготовки "Международные отношения"*(16).
Таким образом, реализация первых двух этапов ВП ООПЧ еще далека от завершения в странах, приславших свои отчеты в УВКПЧ ООН. Кроме того, имеющиеся данные не позволяют получить целостное представление о состоянии ООПЧ, поскольку соответствующая информация поступила лишь от 25% всех государств-членов ООН.
Подводя итоги второго этапа Всемирной программы, УВКПЧ ООН обратилось к государствам с просьбой выступить с инициативами, касающимися формирования плана действий на третий этап ВП ООПЧ. В частности, государствам предлагалось сообщить о приоритетных целевых секторах, тематических вопросах и целевых группах. За 2013 г. ответы поступили от 17 правительств, 17 национальных правозащитных учреждений, шести международных и региональных межправительственных организаций и 13 неправительственных организаций*(17). Они продемонстрировали разнообразие подходов и приоритетов респондентов.
Почти все респонденты высказались за продолжение работы в определенных на первых этапах секторах - сферах начального, среднего и высшего образования, а также призвали государства подготовить устойчивые национальные планы действий по ООПЧ и выделить достаточное количество ресурсов для их реализации. Так, Комиссия по правам человека Ирландии и Управление Народного защитника Панамы указали на необходимость преемственности между вторым и третьим этапами и обратили внимание на отсутствие соответствующих национальных планов во многих странах, а также на то, что пять лет - слишком короткий срок для создания полноценных институтов ООПЧ.
Представители Института по правам человека Дании отметили, что мероприятия, проводимые в рамках первых этапов, имели ограниченное воздействие на систему образования. ООПЧ не стало приоритетом для власти, интерес государства и общества к ВП ООПЧ по-прежнему слишком слаб. Институт предложил уделить первоочередное внимание сохранению и закреплению ценностей двух первых этапов. Аналогичное мнение высказали национальные правозащитные учреждения Австралии, Чили, Панамы, ФРГ, Ирландии и Монголии. Национальный институт по правам человека Чили указал, что задачи двух этапов выполнены правительством лишь частично, и связал это с низким уровнем участия граждан в общественной и политической жизни.
С точки зрения респондентов, одной из приоритетных задач на третьем этапе должно оставаться включение учебных курсов по правам человека в программы высших учебных заведений, особенно в программы неюридических факультетов. Руанда и Монголия предложили охватить ООПЧ всю сферу высшего образования.
Важными представителями целевой группы респонденты назвали сотрудников правоохранительных органов (Аргентина, Армения, Литва), сотрудников органов государственной и муниципальной власти (Аргентина, Босния и Герцеговина, Гватемала, Португалия, Армения). Пристальное внимание предлагалось уделять судьям, прокурорам, полицейским, следователям, работникам органов безопасности и военнослужащим. При этом выражалось мнение, что правительства нуждаются в профессионалах, способных вырабатывать меры политики и принимать решения в соответствии с правозащитными принципами.
В целевую группу, по мнению респондентов, следует включить представителей бизнеса, членов НПО, а также конкретных обладателей прав, особенно относящихся к уязвимым категориям населения (пожилые люди, инвалиды, беженцы, просители убежища, группа меньшинств, коренные народы, малоимущие, женщины - жертвы насилия). Комиссия по правам человека Новой Зеландии обратила внимание на формирующиеся стандарты прав человека, касающиеся защиты прав и интересов инвалидов, коренных народов, недискриминации по признакам сексуальной ориентации и тендерной идентичности. Комиссия по правам человека Австралии выразила обеспокоенность по поводу распространяемой в австралийском обществе дезинформации, искажающей представление населения о мигрантах и беженцах, и невежественного отношения к ним. Народный защитник Республики Албания назвал в качестве приоритетного направления защиту и расширение прав и возможностей таких уязвимых категорий населения, как женщины - жертвы насилия, малоимущие, представители сообществ ЛГБТ, сообщества рома и лица, "затрагиваемые явлением кровной вражды".
Целевой группой, требующей особого подхода, неоднократно назывались учителя, преподаватели, руководители учебных заведений.
Танзания предложила сосредоточить внимание на парламентариях, журналистах, социальных работниках, врачах и медперсонале. При этом Комиссия по правам человека Танзании подчеркнула важность наличия в африканских странах компетентных специалистов в области прав человека, а также необходимость заботы о правовом образовании бездомных детей, находящихся за пределами официальной школьной системы. Правозащитные организации ЮАР указали на проблему насилия на тендерной и сексуальной почве, поскольку в этой стране самые высокие показатели насилия в отношении женщин и девочек и широко распространен ВИЧ*(18). За предупреждение и ликвидацию бытового насилия в отношении женщин выступила Литва. По мнению Министерства социальной защиты и труда Литвы, это одно из вопиющих нарушений прав человека. Поэтому целевой группой ВП ООПЧ Литва предложила считать специалистов, оказывающих помощь и поддержку пострадавшим от насилия (судей, следователей, социальных работников)*(19).
Кроме того, респонденты уверены, что необходимо повысить качество журналистской работы и осведомленность журналистов о своем общественном долге. Они сообщали, что согласно опросам люди редко имеют четкое представление о правах человека и не понимают, как они связаны с несправедливостью в их повседневной жизни. Поэтому важно, чтобы в новую целевую группу были включены журналисты и иные сотрудники СМИ, имеющие дело с информацией для широкой публики, а также пользователи социальных сетей.
Австралийская комиссия по правам человека остановилась на проблеме прав человека и Интернета. С одной стороны, Интернет является платформой для нарушения прав человека и используется, например, для кибер-издевательств, разжигания ненависти, вторжения в частную жизнь. С другой - Интернет может послужить мощным инструментом для распространения знаний о правах человека и социальных изменениях*(20).
Итак, наибольшее число респондентов (31) высказались за продолжение работы с целевыми секторами, определенными на двух предыдущих этапах. 19 голосов было отдано за подготовку в области прав человека просветителей, учителей, преподавателей вузов и других сотрудников образовательных учреждений; по 14 - за подготовку гражданских служащих и работников правоохранительных органов.
Что касается определения респондентами новой целевой аудитории, то лидерами здесь стали сотрудники СМИ, журналисты и пользователи социальных сетей (за них отдано 16 голосов). 12 респондентов предложили работать с правозащитниками и членами НПО.
Именно исходя из обозначенных респондентами целевых секторов и целевых групп, набравших наибольшее число голосов, были сформулированы две ключевые цели плана действий на третий этап ВП ООПЧ (2015-2019), выработанного после проведенных консультаций*(21). Первая цель - консолидация и закрепление результатов работы, проделанной в течение двух предыдущих этапов и коснувшейся систем начального, среднего и высшего образования и подготовки учителей, просветителей, гражданских служащих, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. Вторая ключевая цель - подготовка сотрудников СМИ и журналистов в области прав человека. При этом отмечалось, что "журналистика постоянно эволюционирует" и сегодня журналистские функции выполняет широкий круг граждан. Это не только профессиональные репортеры и аналитики, но и блогеры и другие лица, которые "публикуются в печатных изданиях, Интернете или где-либо еще".
Стратегия третьего этапа предусматривает, что всем журналистам должны быть предоставлены равные возможности для получения образования в области прав человека и им следует обладать базовыми знаниями о правах человека. В плане действий на третий этап перечисляются учебные программы по рассматриваемой проблематике, которые могут включать модули с информацией о роли журналистов в поощрении и защите прав человека.
Исполнение государствами правозащитного обязательства по реализации планов действий ВП ООПЧ контролируется на международном уровне. Каждое государство должно систематически включать в отчетные доклады, представляемые в договорные органы ООН (отчетность в рамках Универсального периодического обзора), сведения о совершенствовании ООПЧ в национальной системе образования.
Несмотря на закрепленные механизмы международного контроля, далеко не все страны присоединились к Всемирной программе ООПЧ. Проблемы в сфере ООПЧ сохраняются даже в государствах, которые либо полностью, либо частично имплементировали в свое законодательство положения документов ООН об ООПЧ. Успешной реализации Программы препятствуют недостаточное внимание к данному вопросу со стороны правительств и отсутствие долговременных национальных стратегий. Как было сказано, во многих странах, в том числе в России, до сих пор не созданы национальные сети организаций, осуществляющих ООПЧ, дисциплины по правам человека не интегрированы в учебные программы средних и высших учебных заведений.
Отчеты, представленные национальными правозащитными учреждениями, показали, что даже в развитых демократических странах тема прав человека не является актуальной в общественном дискурсе. Невежество и нетерпимость общества в целом и лиц, принимающих ключевые решения, в частности, нередко отмечались представителями западных демократий, например Комиссией по правам человека Австралии.
Маргинальность проблематики прав человека характерна и для России. Политическая элита страны и значительная часть российских граждан не осознают высшую ценность прав и свобод человека. Вопросам ООПЧ не уделяет должного внимания даже Уполномоченный по правам человека в РФ. Так, в его докладе за 2014 г. нет информации об участии России в ВП ООПЧ, не подводятся итоги второго этапа Программы и не намечаются перспективы. Лишь в разделе "Приоритеты и перспективы" можно найти лаконичную формулировку: "Разработать программы правового просвещения" - без указания целей, тематики и адресатов этого предложения омбудсмена*(22).
Сегодня ООПЧ в России остается "слабым звеном" в системах среднего и высшего образования. Современные стандарты высшего профессионального образования РФ не предусматривают компетенций, нацеленных на решение задач второго и третьего этапов ВП ООПЧ. В России, в отличие от государств Азии, Африки и Латинской Америки, до сих пор не утверждена программа по образованию в области прав человека.
Как показывают содержание стратегических документов ООН и анализ зарубежного опыта, внедрение ООПЧ в национальную систему образования требует от правительства политической воли. Учитывая диспозитивность документов по ООПЧ, ряд национальных правозащитных учреждений рекомендовали трансформировать Декларацию по образованию и подготовке в области прав человека (2011 г.) в юридически обязывающий международный договор. Все государства - члены ООН должны осознать роль ООПЧ как долгосрочной стратегии предотвращения конфликтов и нарушений прав человека, поощрения устойчивого развития и расширения участия населения в принятии решений.
Список литературы
2015 marks the international community's focus on human rights training of media professionals and journalists // URL: http://www.ohchr.org.
Inagaki A. Teaching Human rights education in Indonesian Schools // International Review of Education. Vol. 48. N 3/4.
Mahdi Meghdad M., Erfani Nasab A. Human rights education in Iranian secondary education: gaps in the curriculum // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 5.
Manuchehr T. UNO and the Human rights education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 2. Is. 2.
National Action Plan for the Promotion and Protection of Human Rights in Nigeria // URL: http://www.ohchr.org/Documents/Issues/Education/Training/actions-plans/Ex cerpts/Nigeria09_13.pdf.
Nordin R., Shapiee R., Suhor S., Munzil Muhamad M. Designing human rights subject based on students' need // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol 59.
Progress report on the implementation of the World Programme for Human Rights Education: Report of the United Nations High Commissioner for Human Rights: UN doc. A/HRC/21/20 // URL: http://www.ohchr.org/documents/ITRBodies/ITRCouncil/RegularSession/Sessio rL21/A-HRC-21-20_en.pdf.
Response of Lithuania on the third phase of the World Programme for Human Rights Education // URL: http://www.ohchr.org/documents/Issues/Education/Training/thirdphaseAAiews ofStates/States/11.Lithuania.pdf.
Summary of the National Action Plan for the Promotion and Protection of Human Rights of the Republic of Korea // URL: http://www.ohchr.org/Documents/Issues/Education/Training/actions-plans/Ex cerpts/RepublicKorea_2007-2011.doc.
The Right to Human Rights Education - A compilation of provisions of international and regional instruments dealing with human rights education // URL: http://www.ohchr.org/EN/Issues/Education/Training/Compilation/Pages/Listo fcontents.aspx.
The south African human rights commission responses to the request from OHCHR on views from stakeholders pursuant to human rights council resolution 21/14 entitled "World programme for human rights education" (submitted to OHCHR 2 April 2013) // URL: http://www.ohchr.org/Documents/Issues/Education/Training/thirdphase/Views ofStates/NHRI/17.SouthAfricanHRCommission.pdf.
Венская декларация и Программа действий (Вена, 25 июня 1993 г.) // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/viendec93.shtml.
Всемирная программа образования в области прав человека. Второй этап: план действий (Женева; Нью-Йорк, 2012) // URL: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/WPHRE_Phase_2_ru.pdf.
Всемирная программа образования в области прав человека. Первый этап: план действий (Нью-Йорк; Женева, 2006) // URL: http://tandis.odihr.pl/documents/hre-compendium/rus/CD%20SEC%203/PR%20SEC %203/OHCHR%20Plan%20of%20Action%20RUS.pdf.
Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека: документ ООН A/RES/66/137 от 19 декабря 2011 г. // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/hr_education.shtml.
Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год // URL: http://ombudsmanrf.org/www/upload/liles/docs/appeals/doklad2014.pdf.
Информация о выполнении Российской Федерацией резолюции 15/11 Совета ООН по правам человека "Всемирная программа образования в области прав человека: принятие плана действий на второй этап" // URL: http://www.ohchr.org/Documents/Issues/Education/Training/Correspondences/ RussianFederationApril2012.pdf.
Мнения государств, национальных правозащитных учреждений и других соответствующих заинтересованных сторон о целевых секторах, приоритетных областях или тематических вопросах, касающихся прав человека, для третьего этапа Всемирной программы образования в области прав человека: доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека: документ ООН A/HRC/24/24 // URL: http://daccess-dds-ny.un.Org/doc/UNDOC/GEN/G13/l 51/81/PDF/G1315181.pdf?OpenElement.
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273 // Рос. газ. 2012. 30 дек.
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр"): приказ Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. N 464 // Бюл. нормат. актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 26.
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900 Международные отношения (квалификация (степень) "бакалавр"): приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 815 (ред. от 31 мая 2011 г.) // Бюл. нормат. актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 14.
Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата): приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. N 939 // Рос. газ. 2015. 28 янв.
План действий на третий этап (2015-2019 годы) Всемирной программы образования в области прав человека: документ ООН A/HRC/27/28 от 4 августа 2014 г. // URL: http://www.ohchr.org/EN/Issues/Education/Training/WPHRE/ThirdPhase/Pages/ ResolutionsReports.aspx.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Венская декларация и Программа действий (Вена, 25 июня 1993 г.) // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/viendec93.shtml.
*(2) Подробнее см.: The Right to Human Rights Education - A compilation of provisions of international and regional instruments dealing with human rights education // URL: http://www.ohchr.org/EN/Issues/Education/Training/Compilation/Pages/Listo fcontents.aspx.
*(3) Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека: документ ООН A/RES/66/137 от 19 декабря 2011 г. // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/hreducation.shtml.
(4) 2015 marks the international community's focus on human rights training of media professionals and journalists // URL: http://www.ohchr.org.
*(5) Всемирная программа образования в области прав человека. Первый этап: план действий (Нью-Йорк; Женева, 2006) // URL: http://tandis.odihr.pl/documents/hre-compendium/rus/CD%20SEC%203/PR%20SEC %203/OHCHR%20Plan%20of%20Action%20RUS.pdf.
*(6) Всемирная программа образования в области прав человека. Второй этап: план действий (Женева; Нью-Йорк, 2012) // URL: http://www.ohchr.org/Documents/Publications/WPHRE_Phase_2_ru.pdf.
*(7) Progress report on the implementation of the World Programme for Human Rights Education: Report of the United Nations High Commissioner for Human Rights: UN doc. A/HRC/21/20 // URL: http://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/RegularSession/Session2 1/A-HRC-21-20_en.pdf.
*(8) См. например: Inagaki A. Teaching Human rights education in Indonesian Schools // International Review of Education. Vol. 48. N 3/4. P. 279-280; Mahdi Meghdad M., Erfani Nasab A. Human rights education in Iranian secondary education: gaps in the curriculum // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 5. P. 2103-2107; Manuchehr T. UNO and the Human rights education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 2. Is. 2. P. 1249-1252; Nordin R., Shapiee R., Suhor S., Munzil Muhamad M. Designing human rights subject based on students' need // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol 59. P. 715-722.
*(9) Nordin R., Shapiee R., Suhor S., Munzil Muhamad M. Op. cit. P. 716.
*(10) Summary of the National Action Plan for the Promotion and Protection of Human Rights of the Republic of Korea // URL: http://www.ohchr.org/Documents/Issues/Education/Training/actions-plans/Ex cerpts/RepublicKorea_2007-2011.doc.
*(11) National Action Plan for the Promotion and Protection of Human Rights in Nigeria // URL: http://www.ohchr.org/Documents/Issues/Education/Training/actions-plans/Ex cerpts/Nigeria09_13.pdf.
*(12) Информация о выполнении Российской Федерацией резолюции 15/11 Совета ООН по правам человека "Всемирная программа образования в области прав человека: принятие плана действий на второй этап" // URL: http://www.ohchr.org/Documents/Issues/Education/Training/Correspondences/ RussianFederationApril2012.pdf.
*(13) Рос. газ. 2012. 30 дек.
*(14) Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата): приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. N 939 // Рос. газ. 2015. 28 янв.
*(15) Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр"): приказ Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. N 464 // Бюл. нормат. актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 26.
*(16) Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900 Международные отношения (квалификация (степень) "бакалавр"): приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 815 (ред. от 31 мая 2011 г.) // Бюл. нормат. актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 14.
*(17) Мнения государств, национальных правозащитных учреждений и других соответствующих заинтересованных сторон о целевых секторах, приоритетных областях или тематических вопросах, касающихся прав человека, для третьего этапа Всемирной программы образования в области прав человека: доклад Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека: документ ООН A/HRC/24/24 // URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G13/151/81/PDF/G1315181,pdf?Op enElement.
*(18) The south African human rights commission responses to the request from OHCHR on views from stakeholders pursuant to human rights council resolution 21/14 entitled "World programme for human rights education" (submitted to OHCHR 2 April 2013) // URL: http://www.ohchr.org/Documents/Issues/Education/Training/thirdphase/Views ofStates/NHRI/17.SouthAfricanHRCommission.pdf.
*(19) Response of Lithuania on the third phase of the World Programme for Human Rights Education // URL: http://www.ohchr.org/Documents/Issues/Education/Training/thirdphase/Views ofStates/States/ll.Lithuania.pdf.
*(20) Summary of the National Action Plan for the Promotion and Protection of Human Rights of the Republic of Korea.
*(21) План действий на третий этап (2015-2019 годы) Всемирной программы образования в области прав человека: документ ООН A/HRC/27/28 от 4 августа 2014 г. // URL: http://www.ohchr.org/EN/Issues/Education/Training/WPHRE/ThirdPhase/Pages/ ResolutionsReports.aspx.
*(22) Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год // URL: http://ombudsmanrf.org/www/upload/files/docs/appeals/doklad2014.pdf.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Богатырева О.Н. Всемирная программа образования в области прав человека: от второго к третьему этапу
Bogatyreva O.N. The World Programme for Human Rights Education: from the second to the third stage
О.Н. Богатырева - доктор исторических наук, профессор Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург)
O.N. Bogatyreva - Yekaterinburg, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin
Освещается эволюция Всемирной программы образования в области прав человека, анализируются мероприятия первого и второго этапа Программы и подготовка перехода к третьему этапу. Изучены предложения государств-членов ООН, национальных правозащитных учреждений и НПО о совершенствовании Всемирной программы. Автор опирается на анализ международно-правовых и национальных стратегических документов.
The article highlights the evolution of the UN World Programme for Human Rights Education, investigates the programme activities for the first and second stages, and preparations for transition to the third stage. The proposals of the Member States of the United Nations, national human rights institutions and NGOs on the improvement of the World Programme are examined. The study is based on the analysis of international and national strategic documents.
Ключевые слова: ООН, Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, права человека, образование в области прав человека. Всемирная программа образования в области прав человека, высшее образование
Key words: UNO, Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights, human rights, human rights education, World Programme for Human Rights Education, higher education
Всемирная программа образования в области прав человека: от второго к третьему этапу
Автор
О.Н. Богатырева - доктор исторических наук, профессор Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург)
"Российский юридический журнал", 2016, N 1