На сегодняшний день у нас в компании работают заведующие аптекой со средним профессиональным образованием ("Фармация"). С марта 2016 г. вступил в силу приказ Минздрава России от 10.02.2016 N 83н "Об утверждении квалификационных требований к фармацевтическим работникам". Согласно приказу фармацевты могут занимать должности: младший фармацевт; старший фармацевт; фармацевт. В штатном расписании у нас есть старшие фармацевты, которые уже заняты. Можем ли мы перевести заведующих аптек со средним образованием (оставив за ними обязанности заведующих аптек и заработную плату), например, на должность старшего фармацевта-администратора, сохраняя формулировку старшего фармацевта? Не отразится ли это при выходе на пенсию? И с какого момента я могу их перевести, соответственно, внести изменения в штатное расписание?
Квалификация работника - это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Характеристика квалификации, в том числе уровня образования, необходимого работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, определяется профессиональным стандартом.
Вместе с тем вопрос о статусе профессиональных стандартов в действующем трудовом законодательстве однозначно не решен. В этой ситуации необходимо опираться на положения ст. 57 ТК РФ, устанавливающей содержание трудового договора, одним из условий которого является трудовая функция. Данными положениями устанавливается, что квалификационные требования к должностям должны соответствовать требованиям, указанным в профессиональных стандартах, только в том случае, если это связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений.
Другими словами, требования профессиональных стандартов по общему правилу являются обязательными в том случае, если соответствующие им положения закреплены в локальных нормативных актах работодателя, в том числе в должностной инструкции.
Из изложенного следует, что Вы, как работодатель вправе предусмотреть в штатном расписании такую должность, как "старший фармацевт-администратор", оставив по данной должности должностные обязанности заведующего аптекой. Соответствующее изменение должно быть оформлено либо путем достижения договоренности с работником и оформления этой договоренности письменно в дополнительном соглашении к трудовому договору либо по инициативе работодателя в следующем порядке.
Работодатель вправе изменить условия трудового договора (заработную плату, режим труда и(или) отдыха, характер работы (разъездной, подвижной или др.), рабочее место) в случае, когда прежние условия труда не могут быть сохранены вследствие изменения организационных или технологических условий труда. Однако изменить трудовую функцию (то есть трудовые обязанности работника) нельзя даже в этом случае.
В остальных случаях постоянное изменение условий трудового договора возможно только по соглашению сторон, выраженному в письменной форме.
К числу организационных изменений могут быть, например, отнесены:
- изменения в структуре управления организации;
- внедрение определенных форм организации труда (бригадные, арендные, подрядные и др.).
В число технологических изменений условий труда, например, входят:
- внедрение новых технологий производства;
- внедрение новых машин, станков, агрегатов, механизмов;
- усовершенствование рабочих мест;
- разработка новых видов продукции;
- введение новых или изменение технических регламентов.
Вышеуказанные перечни являются открытыми и носят оценочный характер.
Если в организации действительно имели место изменения организационных или технологических условий труда, то работодатель при желании изменить условия трудового договора с работниками обязан письменно уведомить их об этом не позднее, чем за два месяца. В письменном уведомлении работодатель обязан указать причины, вызвавшие изменение условий договора.
Если работник не согласен на изменение условий договора, то работодатель обязан ему предложить в письменной форме другую (вакантную) должность или работу. Если такой должности или работы у работодателя нет или работник отказывается от такого должности (работы), то трудовой договор с работником подлежит прекращению в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 ТК РФ с выплатой работнику выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка.
Принять решение об изменении условий трудовых договоров с работниками в связи с изменением организационных или технологических условий труда работодатель вправе в любое время.
Консультирование граждан по вопросам пенсионного обеспечения не входит в компетенцию Роструда. По данному вопросу Вам следует обратиться в Минтруд России.
Правовое обоснование:
Статья 195.1 ТК РФ устанавливает, что квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Согласно ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор является, в т.ч. трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Статья 74 ТК РФ определяет, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 ТК РФ.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
В соответствии с п. 5.16 вышеуказанного Положения Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", апрель 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.