Сплошное статистическое наблюдение в 2016 году
С.Г. Новикова,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 4, апрель 2016 г., с. 72-78.
Статья 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон N 209-ФЗ) позволяет органам статистики собирать сведения о малом и среднем бизнесе путем как выборочного, так и сплошного статистического наблюдения. Сплошное статистическое наблюдение за деятельностью названных субъектов предпринимательства ведется раз в пять лет (ч. 2 ст. 5 Закона N 209-ФЗ). Очередное подобное обследование выпало на 2016 год: всем юридическим лицам и предпринимателям, относящимся к категории малого и среднего бизнеса, нужно будет передать в Росстат показатели за 2015 год. О том, кому и какие формы нужно сдать, а также об ответственности субъектов за неисполнение данной обязанности поговорим в рамках настоящей статьи.
Сплошное и выборочное статистическое обследование
Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, урегулированы положениями Закона N 282-ФЗ*(1). Одной из задач статистического учета является исследование экономических показателей. В этих целях на организации и предпринимателей возложена обязанность предоставлять органам статистики отчетность по формам, утвержденным Росстатом. Выбор форм, которые необходимо направить в территориальный орган статистики, зависит, в частности:
- от вида деятельности субъекта;
- от его принадлежности к той или иной категории малого или среднего бизнеса;
- от организационно-правовой формы (если речь идет о юридическом лице)*(2).
Также имеет значение, какой вид статистического обследования проводит Росстат. Далее поясним, что это означает.
Но прежде напомним критерии отнесения субъектов к малому и среднему бизнесу, установленные в ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Статус субъекта малого или среднего предпринимательства изменится, если значения выручки и численности работников будут выше или ниже предельных показателей, указанных в таблице, в течение трех календарных лет подряд (п. 4 названной статьи).
Критерий | Предельное значение | ||
Микропредприятие | Малое предприятие | Среднее предприятие | |
Суммарная доля участия в уставном капитале организации РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных, общественных, религиозных организаций, фондов | 25% | ||
Суммарная доля участия в уставном капитале организации иностранных организаций | 49% | ||
Суммарная доля участия в уставном капитале организации других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства | 49% | ||
Средняя численность работников за предшествующий календарный год | До 15 человек включительно | До 100 человек включительно | От 101 до 250 человек включительно |
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год | 120 млн. руб. | 800 млн. руб. | 2 млрд. руб. |
Выборочное наблюдение
Данный вид наблюдения подразумевает сбор статистических данных по отдельным группам респондентов, которые определяются на основе выборки Росстата (п. 1 ст. 6 Закона N 209-ФЗ). В случае проведения подобного исследования сдавать статистическую отчетность должны только конкретные организации или предприниматели, попавшие в выборку.
В силу п. 3 названной статьи выборочное наблюдение проводится:
- ежемесячно или ежеквартально - в отношении деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий;
- ежегодно - в отношении деятельности микропредприятий.
Правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Правила) введены Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 79. А подразделения Росстата обязаны информировать тех субъектов, кто оказался в выборке, о формах и способах сдачи отчетности и обеспечивать их бланками форм федерального статистического наблюдения на безвозмездной основе (п. 4 Правил).
Сплошное наблюдение
При таком виде наблюдения статистическую отчетность должны представлять не отобранные (специально уведомленные) подразделениями Росстата организации или предприниматели, а все (без исключения) респонденты исследуемой группы.
Целью данного наблюдения в 2015 году являлось комплексное федеральное статистическое обследование, предусматривающее сбор основных экономических показателей по производству товаров (работ, услуг), занятости населения и оплате труда, финансовым результатам (Приказ Росстата от 05.06.2015 N 259*(3)). Перечень субъектов - представителей малого и среднего бизнеса, от которых подразделения Росстата ждут отчетов, определенный названным приказом, представлен в виде схемы. Также в приказе поименованы индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке и внесенные в ЕГРИП (на схеме не показаны).
/------------\ /-------------\ /-----------------------------------------------\
| | |Юридические | |- хозяйственные товарищества (полные |
| | |лица - | |товарищества и товарищества на вере); |
| | |коммерческие | |- хозяйственные общества; |
| ||корпоративные||- АО (публичные и непубличные); |
| | |организации | |- ООО; |
| | | | |- хозяйственные партнерства; |
| | | | |- производственные кооперативы; |
| | | | |- крестьянские (фермерские) хозяйства |
| | \-------------/ \-----------------------------------------------/
|Респонденты | /-------------\ /-----------------------------------------------\
|сплошного | |Потребительс-| |Добровольные объединения граждан или граждан и |
|статистичес-| |кие | |ЮЛ на основе членства с целью удовлетворения |
|кого ||кооперативы ||материальных и иных потребностей участников, |
|наблюдения | |(некоммерчес-| |осуществляемые путем объединения такими членами|
| | |кие | |имущественных паевых взносов |
| | |корпоративные| | |
| | |организации) | | |
| | \-------------/ \-----------------------------------------------/
| | /-------------\ /-----------------------------------------------\
| | |Главы КФХ, | |КФХ, осуществляющее деятельность без |
| | |зарегистриро-| |образования ЮЛ, представляющее собой |
| | |ванные в ||объединение граждан, связанных родством и (или)|
| ||качестве ИП | |свойством, имеющих в общей собственности |
| | | | |имущество и совместно осуществляющих |
| | | | |хозяйственную деятельность, основанную на их |
| | | | |личном участии |
\------------/ \-------------/ \-----------------------------------------------/
Как видим, в данный список попали практически все юридические лица (за исключением МУП и ГУП) и потребительские кооперативы.
Поскольку для формирования окончательного списка субъектов сплошного наблюдения (Статрегистра Росстата) будут использоваться данные из базы налогового учета, представить сведения за 2015 год нужно всем зарегистрированным в установленном порядке хозяйствующим субъектам (даже тем, кто не осуществлял деятельность).
Какие формы и в какой срок нужно представить?
В рамках проводимого сплошного статистического наблюдения субъекты должны представить в подразделения Росстата:
- малые предприятия - форму МП-сп "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 год";
- предприниматели - форму 1-предприниматель "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2015 год".
Обозначенные формы статистической отчетности, а также порядок их заполнения утверждены Приказом Росстата от 09.06.2015 N 263. При их заполнении указываются, в частности, следующие показатели деятельности субъектов:
сведения о доходах и расходах;
стоимость и состав основных средств;
размер и направления инвестиции в основной капитал; численность работников и начисленная заработная плата; сведения о денежных средствах, полученных из бюджетов разных уровней.
Крайний срок для сдачи форм МП-сп и 1-предприниматель - 31 марта 2016 года (разд. 3 Приказа Росстата N 259).
В части предприятий, относящихся к среднему бизнесу, специальных форм, предназначенных для сплошного наблюдения, Росстат не утвердил. Из раздела 5 Приказа Росстата N 259 следует, что обследование названной категории субъектов будет осуществляться на основании бухгалтерской отчетности, а также ежегодных форм статистической отчетности, перечень которых приведен в приложении 2 к данному приказу (для каждой из них установлен свой срок сдачи).
Название формы | Документ, которым утвержден порядок заполнения формы | Срок сдачи | |||
1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации" | Приказ Росстата от 09.12.2014 N 691 | 1 апреля после отчетного года | |||
П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" | Приказ Росстата от 28.10.2013 N 428 | Не позднее 15-го числа после отчетного периода | |||
11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" | Приказ Росстата от 24.11.2015 N 563 | 1 апреля | |||
1-услуги "Сведения об объеме платных услуг населению" | Приказ Росстата от 27.07.2012 N 422 | 1 марта | |||
1-ТР (автотранспорт) - год "Сведения об автотранспорте и о протяженности автодорог необщего пользования" | Приказ Росстата от 18.08.2015 N 378 | 25 января | |||
4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации" | Приказ Росстата от 25.09.2015 N 442 | 2 апреля после отчетного периода | |||
П-2 (инвест) "Сведения об инвестиционной деятельности" | Приказ Росстата от 17.07.2015 N 327 | 1 апреля | |||
8-ВЭС (услуги) "Сведения об экспорте (импорте) услуг во внешнеэкономической деятельности" | Приказ Росстата от 31.01.2014 N 63 | 27 января после отчетного периода | |||
8-ВЭС (транспортные услуги) "Сведения о транспортных услугах во внешнеэкономической деятельности" | 15-го числа после отчетного периода |
Что касается бухгалтерской отчетности, она в силу п. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ*(4) сдается не позднее 1 апреля 2016 года.
Согласно разд. 7 Приказа Росстата N 259 сбор сведений осуществляется с использованием форм статистического наблюдения:
- на бумажном носителе (лично, через представителя, по почте);
- в электронном виде - через специализированных операторов связи, предоставляющих услуги электронного документооборота;
- в электронном виде - через систему веб-сбора, если она организована на сайте территориального подразделения Росстата.
Санкции за непредставление форм статистического наблюдения
Непредоставление респондентами первичных статистических данных в установленном порядке, несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа (ст. 13.19 КоАП РФ):
- для юридических лиц - от 20 до 70 тыс. руб., а за повторное нарушение*(5) - от 100 до 150 тыс. руб.;
- для ИП или должностных лиц - от 10 до 20 тыс. руб., а за повторное нарушение - от 30 до 50 тыс. руб.
Как отмечено в Письме Росстата от 14.01.2016 N 03-03-1/1-СМИ, даже если штраф уплачен, респонденту все равно необходимо предоставить информацию органам статистики.
К сведению. Дела, связанные с указанными административными нарушениями, рассматриваются территориальными органами Росстата (ст. 23.53 КоАП РФ). В силу ст. 4.5 КоАП РФ привлечь субъекта к ответственности можно в течение двух месяцев со дня совершения нарушения, то есть с даты окончания срока представления отчетности. Иными словами, оштрафовать за не сданный до 1 апреля 2016 года отчет чиновники Росстата смогут лишь до 31 мая 2016 года.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ".
*(2) Добавим: на официальном сайте Росстата (www.gks.ru) ежегодно публикуются табель и альбом действующих статистических форм отчетности, а также календарь их представления.
*(3) Данным приказом утверждены Основные методологические и организационные положения по сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
*(4) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(5) Повторным считается нарушение, совершенное в течение одного года с момента привлечения к ответственности за предыдущее аналогичное нарушение (ст. 4.6 КоАП РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"