Сервитут в российском праве: актуальные вопросы
А.Н. Приженникова,
доцент кафедры "Гражданский и арбитражный процесс",
кандидат юридических наук, доцент Финансового университета
при Правительстве РФ, Москва
Журнал "Экономика и право. XXI век", N 1, январь-март 2016 г., с. 33-36.
Сервитут (от лат. servitus - обязанность, обязательство, повинность, то есть вещь в услужении) является одним из традиционных институтов гражданского и земельного права [3]. Сервитутные отношения в современное время получают все большее распространение, однако конструкция сервитутов в действующем законодательстве отличается противоречивостью и несовершенством. Так, крайне непоследовательно употребляется само понятие "сервитут". В Гражданском кодексе Российской Федерации [5] (далее - ГК РФ) сервитут определяется как право ограниченного пользования земельным участком (п. 1 ст. 274).
Для того чтобы понять правовой смысл понятия земельного участка, обратим внимание на Земельный кодекс РФ (далее - ЗК РФ) [6]. В соответствии с земельным законодательством земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены федеральными законами. Основным из таких законов выступает Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", определяющий порядок осуществления кадастровых действий по формированию земельных участков и постановке их на государственный кадастровый учет. Таким образом, под земельным участком в правовом смысле понимается только сформированный и поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок.
В Земельном кодексе РФ отсутствует определение понятия "сервитут". В соответствии со ст. 23 ЗК РФ можно определить, что сервитут делится на два вида - частный и публичный, причем частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Следовательно, частный сервитут является частноправовым институтом, тогда как все без исключения публичные сервитуты предусмотрены в нормах земельного, природно-ресурсного или административного законодательства, т.е. публичного права, и потому лишены гражданско-правовой природы. Все это, по мнению Е.А. Суханова, позволяет считать публичный сервитут не лучшим "изобретением" современного отечественного законодателя [1, с. 231].
Норма, открывающая возможность использования земельных участков без их предоставления и без установления сервитута, вступила в силу в марте 2014 г. [7] Так, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земли и земельные участки (за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам) могут осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) ведение деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) под сервитутом понимается "право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута".
Согласно ГК РФ (п. 1 ст. 216), сервитут относится к числу вещных прав на недвижимость. Однако в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ все сервитуты регистрируются в Едином государственном реестре прав как ограничение (обременение) права собственности, что является, по мнению некоторых авторов [2], определенным противоречием нормам ГК РФ.
Таким образом, отсутствие единого понятийного аппарата существенно затрудняет и природно-ресурсное законодательство, которое вводит понятие водных, лесных и других сервитутов, также не укладывающихся в понятие, которое определено в ст. 274 ГК РФ.
Мы считаем, что необходимо, во-первых, закрепить в законодательстве единое понятия сервитута; во-вторых, установить единый подход к определению порядка установления сервитута (ГК РФ в основу таких отношений ставит соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка либо решение суда); в-третьих, систематизировать существующие общие и специальные нормы о сервитутах и законодательно закрепить соответствующие положения в самостоятельном разделе ГК РФ, который посвящен регулированию сервитутных правоотношений.
В новой редакции ГК РФ представлена глава "Сервитут" (20.2) [4], в которой дано следующее определение сервитута: "...земельный участок, здание, строение или сооружение (служащая вещь) могут быть обременены правом ограниченного пользования управомоченного лица (сервитутом) для осуществления принадлежащего этому лицу права собственности на земельный участок, здание, строение или сооружение, в том числе незавершенные строительством (господствующая вещь), если использование такого земельного участка, здания, строения или сооружения по назначению невозможно без установления сервитута".
В статье 295.2 Паспорта законопроекта ГК РФ понятие "публичный сервитут" заменено понятием "ограничения права собственности на земельный участок в публичных интересах без изъятия участка у собственника". В связи с этим в случае принятия данной редакции ГК РФ претерпит существенные изменения с учетом необходимого внесения изменений в ЗК РФ.
В заключение отметим, что в современной России существует острая необходимость в глубоком, всестороннем изучении института сервитутов в отечественном праве, разработки путей разрешения теоретических и практических проблем, существующих в настоящее время, и тех, которые могут возникнуть в перспективе практической реализации законодательства о сервитутах. Но одно ясно уже сейчас: именно Гражданский кодекс РФ должен обладать большей юридической силой в вопросе правового регулирования сервитутов, изначально института именно гражданского права; именно ГК РФ должен обеспечить единообразие толкования как понятия сервитута, так и классификации, способов возникновения, осуществления и защиты сервитута.
Список литературы:
[1] Андреев Ю.Н. Ограничения в гражданском праве России. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2011 // Цит. по: Чернобай Е.Ю. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) в полосе отвода железных дорог // Юрист. 2013. N 4.
[2] Антуфьев И.В. Право ограниченного пользования земельным участком (сервитут) // URL: http://www.riskam.net/part/zeml/rav_zem_ogr_p // Цит. по: Чернобай Е.Ю. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) в полосе отвода железных дорог // Юрист. 2013. N 4.
[3] Липски С.А. Земельные сервитуты в отечественном законодательстве: проблемы и перспективы // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. N 3.
[4] Паспорт проекта федерального закона N 47538-6/2 "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (внесен Президентом РФ; подписан Президентом РФ).
[5] Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)".
[6] Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с изменениями и дополнениями) "Земельный кодекс Российской Федерации".
[7] Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Земельный кодекс РФ - глава V.6).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приженникова А.Н. Сервитут в российском праве: актуальные вопросы
Prizhennikova A.N. Easement in Russian law: topical issues
А.Н. Приженникова - доцент кафедры "Гражданский и арбитражный процесс", кандидат юридических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, Москва
A.N. Prizhennikova - associate professor "Civil and arbitration process", candidate of jurisprudence, associate professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
В современной России существует острая необходимость в глубоком, всестороннем изучении института сервитутов в отечественном праве, разработки путей разрешения теоретических и практических проблем, существующих в настоящее время и тех, которые могут возникнуть в перспективе практической реализации законодательства о сервитутах.
In the modern Russia there is an urgent need in deep, comprehensive study of institute of easements in the domestic right, development of ways of permission of the theoretical and practical problems existing now and what can arise in the long term practical implementation of the legislation on easements.
Ключевые слова: сервитут, право ограниченного пользования земельным участком, государственный кадастровый учет, вещные права на недвижимость.
Keywords: easement, right of limited use of the land plot, state cadastral account, real rights for real estate.
Журнал "Экономика и право. XXI век"
Ежеквартальный аналитический научно-информационный журнал, посвященный актуальным вопросам развития экономической и юридической науки, иным теоретико-правовым и практическим вопросам экономического развития и применения права в современной жизни