Правовая политика в сфере банкротства граждан
Т.П. Шишмарева,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры
предпринимательского и корпоративного права Московского
государственного юридического университета
им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
Журнал "Экономика и право. XXI век", N 1, январь-март 2016 г., с. 100-104.
Правовая политика в сфере банкротства граждан существенно изменилась с введением в действие с 1 октября 2015 г. Федерального закона от 29.06.2015 г. N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" [5].
С 1 октября 2015 г. использует разные подходы к несостоятельности (банкротству) граждан и юридических лиц. Известно, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, которые регулируют деятельность коммерческих юридических лиц (п. 3 ст. 23 ГК РФ). Однако в случае несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя к нему применяются такие же правила, как и к обычному гражданину.
Институт несостоятельности (банкротства) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принято именовать потребительским конкурсом. Однако в России вряд ли оправданно вести речь о потребительском конкурсе, поскольку глава X ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" имеет более широкую сферу применения, в том числе и для индивидуальных предпринимателей.
Целью правовой политики в сфере банкротства граждан является реструктуризация долгов гражданина, восстановление его платежеспособности для осуществления расчетов с кредиторами и оказание помощи добросовестным должникам при обращении взыскания на имущество, за исключением жизненно необходимого, посредством их освобождения от неисполненных гражданско-правовых обязательств и публичных обязанностей вследствие недостаточности имущества в процедуре несостоятельности (банкротства).
Процедуры несостоятельности (банкротства), применяемые для граждан
Для достижения указанной цели законодатель вводит для граждан ранее неизвестные российскому законодательству о несостоятельности (банкротстве) процедуры: реструктуризацию долгов гражданина и реализацию имущества гражданина. Как и ранее, между должником и его кредиторам может быть заключено мировое соглашение.
Введение процедуры реструктуризации долгов является обязательным, если судом установлена возможность восстановления платежеспособности гражданина. Реабилитация должника может быть произведена в процедуре реструктуризации: а) исполнением плана реструктуризации; б) заключением мирового соглашения.
В законодательстве США о несостоятельности, из которого заимствована процедура, указывают в этом случае на возможности нового старта для должника. Процедура исполнительного производства, применявшаяся ранее к должникам - физическим лицам, не позволяет разрешить проблемы реструктуризации долга, облегчить положение физического лица в связи с неблагоприятными обстоятельствами (безработица, финансовый кризис и т.п.), с одной стороны, и обеспечить права его кредиторов, с другой стороны.
Представляется, что и российский законодатель преследует такую же цель - обеспечить новый старт для должника-потребителя и должника-предпринимателя.
Введенная в законодательство процедура реструктуризации долгов позволяет учесть интересы и должника, и его кредиторов. При наличии условий, установленных в п. 1 ст. 213.13 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", суд утверждает план реструктуризации долгов, предварительно одобренный собранием кредиторов. План может быть утвержден судом и без одобрения собрания кредиторов в случаях, установленных законом (п. 4 ст. 213.17). На основе плана реструктуризации гражданин может восстановить свою платежеспособность, произвести расчеты с кредиторами, продолжить предпринимательскую деятельность. При составлении плана кредиторы рассчитывают на будущие доходы неплатежеспособного должника, которыми он способен рассчитаться с ними. Поэтому использование плана реструктуризации долгов гражданина предполагает постоянный доход должника.
С помощью плана реструктуризации долгов гражданин способен восстановить платежеспособность и вернуться в гражданский оборот в качестве его полноценного участника.
Суд вправе при наличии оснований, предусмотренных ст. 213.18 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", отказать в утверждении плана реструктуризации.
Законом установлен срок реализации плана, который по общему правилу не может превышать трех лет (п. 2 ст. 213.14). При исполнении должником плана суд выносит определение о завершении процедуры.
Результатом процедуры является восстановление платежеспособности должника. При этом цель восстановления платежеспособности признается достигнутой, если должник способен осуществлять расчеты с кредиторами, а не удовлетворить требования кредиторов в полном объеме [4]. Такой подход представляется вполне оправданным, поскольку гражданин в дальнейшем способен производить расчеты по долгам.
Неисполнение плана влечет за собой применение другой процедуры - реализации имущества гражданина, что позволяет ему, освободившись от имеющихся долгов посредством продажи имущества, начать предпринимательскую или иную деятельность.
Целью этой процедуры является освобождение от имеющихся долгов с сохранением необходимого ему имущества.
В.В. Витрянский считает, что процедура реализации имущества по своим признакам полностью совпадает с процедурой конкурсного производства, хотя и имеет иное название [1, с. 16]. Действительно, законодатель использует применительно к этой процедуре такие понятия, как "конкурсная масса", "очередность удовлетворения требований", "освобождение от неисполненных обязательств вследствие недостаточности имущества", что характерно для процедуры конкурсного производства. Представляется, что по своей сущности указанная процедура весьма близка процедуре конкурсного производства.
В § 4 главы X Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" введена процедура несостоятельности (банкротства) наследственной массы, известная римскому праву и правопорядкам романо-германской правовой системы.
Процедура несостоятельности наследственной массы имеет свои корни в римском праве, в котором существовала сепаратная процедура конкурсного права, позволявшая производить разделение между наследством и собственным имуществом наследника и ограничивать его ответственность по долгам наследодателя пределами наследственной массы [6, с. 275].
К.И. Малышев называет право на выдел наследственной массы из имущества наследника правом сепарации, которое принадлежало кредиторам наследодателя и легатариям [2, с. 58]. В случае непринятия наследства после смерти должника в Риме вводили процедуру missio in bona (L. 8 D. 42, 4) [2, с. 40].
Итак, в случае смерти гражданина или объявления его умершим может быть введена процедура несостоятельности наследственной массы, признаком которой выступает сепарация имущественных масс должника. Объектом взыскания в этой процедуре выступает наследственная масса, а иное имущество наследника не включается в конкурсную массу.
Целью процедуры несостоятельности наследственной массы в России является охрана прав кредиторов наследодателя и соразмерное распределение наследственной массы между ними. Отсутствие такой процедуры в законодательстве не позволяет соразмерно и пропорционально распределить имущество наследодателя между его кредиторами. Разделение имущественных масс - наследства и собственного имущества наследника - позволяет защищать права кредиторов наследодателя, сохраняя его имущество как обособленную имущественную массу от возможного взыскания со стороны кредиторов наследника, удовлетворение требований которых способствовало бы неоправданному удовлетворению их притязаний.
Следует разграничивать случаи продолжения процедуры несостоятельности (банкротства), если смерть индивидуального предпринимателя произошла в ходе производства по делу о несостоятельности, и введение процедуры несостоятельности наследственной массы после смерти индивидуального предпринимателя, когда с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд управомоченные субъекты не обращались.
Из смысла ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" можно сделать вывод, что анализируемая процедура не является самостоятельной процедурой, а в случае смерти индивидуального предпринимателя должны быть учтены некоторые особенности производства по делу о несостоятельности (банкротстве). По мнению В.Ф. Попондопуло и Е.В. Слепченко, при смерти гражданина "подлежит применению только процедура реализации имущества" [3, с. 4].
Законодатель, к сожалению, не определил, какая процедура несостоятельности может быть использована арбитражным судом в этом случае. Полагаем, что, ввиду недостаточности имущества, следует применять процедуру реализации имущества гражданина, поскольку при смерти должника или объявлении его умершим не преследуется цель восстановления его платежеспособности.
Добросовестность гражданина как основание освобождения его от возмещения оставшегося долга
Требования кредиторов, не удовлетворенные в ходе процедуры реализации имущества, признаются погашенными, в том числе и требования, не заявленные кредиторами в процедурах реструктуризации долгов и реализации имущества, а должник после завершения расчетов с кредиторами освобождается от их дальнейшего исполнения (п. 3 ст. 213.28 Закона).
В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" освобождение должника от неисполненных им обязательств зависит от его добросовестности и личного характера обязательств. Российский законодатель впервые при освобождении от долгов учитывает недобросовестные действия должника, перечисляет, в каких случаях при недобросовестном поведении должника он не освобождается от исполнения обязательств. Итак, после окончания процедуры реализации имущества к должнику могут быть предъявлены не исполненные им обязательства и обязанности:
- при привлечении его к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина, что должно быть подтверждено вступившим в законную силу судебным актом;
- при непредоставлении гражданином необходимых сведений или предоставлении заведомо недостоверных сведений финансовому управляющему или суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина;
- при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, а гражданин при этом действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество, что должно быть доказано.
Кроме того, сохраняют свою силу и личные обязательства должника, а именно:
- о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;
- о компенсации морального вреда;
- о взыскании алиментов;
- иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Не освобождается гражданин от исполнения требования кредиторов по текущим платежам, о выплате заработной платы и выходного пособия.
После завершения процедуры реализации имущества гражданина на неудовлетворенные требования кредиторов, от которых он не освобожден, суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке выдает исполнительные листы. Особенностью освобождения от долгов индивидуального предпринимателя является также сохранение обязательств, которые не были предъявлены кредиторами в процедурах несостоятельности (банкротства) согласно п. 2 ст. 216.1 Закона, взыскание по которым допускается и после завершения процедуры реализации имущества. Дополнен перечень обстоятельств недобросовестности индивидуального предпринимателя по сравнению с потребителем. Недобросовестность индивидуального предпринимателя, которая выражена в форме непредоставления необходимых сведений арбитражному управляющему или предоставлении недостоверных сведений, установленная судебным актом в рамках дела о несостоятельности (банкротстве), влечет за собой невозможность его освобождения от долгов после завершения процедуры реализации имущества (п. 3 ст. 216.1 Закона). В случае выявления фактов сокрытия имущества индивидуального предпринимателя на него вправе обратить взыскание кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в процедуре несостоятельности.
Список литературы:
[1] Витрянский В.В. Банкротство граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями // Хозяйство и право. 2015. N 4.
[2] Малышев К.И. Исторический очерк конкурсного процесса. СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1871.
[3] Попондопуло В.Ф., Слепченко Е.В. Банкротство граждан: материально-правовые и процессуальные аспекты // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 9.
[4] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 г. N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан", п. 34 // РГ. 19.10. 2015. N 235.
[5] СЗ РФ. 2015. N 27. Ст. 3945.
[6] Breuer W. Insolvenzrecht. Eine Einfuhrung. 3 vollig uberarb. Und erw. Auflage. Verlag C.H. / Beck, Munchen, 2011.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Шишмарева Т.П. Правовая политика в сфере банкротства граждан
Shishmareva T.P. Legal policy in the sphere of bankruptcy of citizens
Т.П. Шишмарева - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
T.P. Shishmareva - candidate of jurisprudence, associate professor, associate professor of the enterprise and corporate law of the Moscow state legal university of O.E. Kutafin (MGYuA)
Целью правовой политики в сфере банкротства граждан является реструктуризация долгов гражданина, восстановление его платежеспособности для осуществления расчетов с кредиторами и оказание помощи добросовестным должникам при обращении взыскания на имущество, за исключением жизненно необходимого, посредством их освобождения от неисполненных гражданско-правовых обязательств и публичных обязанностей вследствие недостаточности имущества в процедуре несостоятельности (банкротства).
The purpose of a legal policy in the sphere of bankruptcy of citizens is restructuring of debts of the citizen, restoration of its solvency for implementation of calculations with creditors and assistance to conscientious debtors in case of the address of collecting on property, except for vital, by means of their release from unfulfilled civil obligations and public duties owing to insufficiency of property in procedure of insolvency (bankruptcy).
Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, реструктуризация долгов гражданина, реабилитация должника, недобросовестности индивидуального предпринимателя.
Keywords: insolvency, bankruptcy, restructuring of debts of the citizen, rehabilitation of the debtor, dishonesty of the individual entrepreneur.
Журнал "Экономика и право. XXI век"
Ежеквартальный аналитический научно-информационный журнал, посвященный актуальным вопросам развития экономической и юридической науки, иным теоретико-правовым и практическим вопросам экономического развития и применения права в современной жизни