Актуальные проблемы применения статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации
Я. Петросян,
студент группы ЮО-4 Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации
Научный руководитель: В.Ю. Малахова,
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры
"Уголовное право и процесс" Финансового университета
при Правительстве РФ
Журнал "Экономика и право. XXI век", N 1, январь-март 2016 г., с. 179-182.
Одной из актуальных задач, стоящих перед обществом в условиях нестабильной экономической ситуации в Российской Федерации, является защита конкурентных отношений и развитие антимонопольного законодательства.
Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [6].
Конкуренция в условиях рыночных отношений выполняет несколько главных и значимых для общества регулирующих функций, которые выражаются в обеспечении развития рынка, способствовании повышению количества и качества производимой продукции, стимулировании производства, снижению цен на товарном или иных рынках. Следовательно, законодатель с помощью уголовно-правовых средств прописывает меры охраны конкурентных отношений и их правовой поддержки. Следует отметить, что нормы, регулирующие ответственность за ограничение конкуренции, занимающие особое положение, включены в систему государственного антимонопольного регулирования.
Необходимость правовой защиты конкуренции, а также соблюдение антимонопольных правил прописаны в ст. 178 Уголовного кодекса РФ, в которой закреплена ответственность за ограничение конкуренции. Она возникает при заключении субъектами хозяйственной деятельности "соглашения", ограничивающего конкуренцию при неоднократном злоупотреблении доминирующим положением на том или ином рынке, что выражается в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, если это привело к причинению крупного ущерба государству, физическим и (или) юридическим лицам либо к получению дохода в крупном размере [2, с. 130].
В данной статье непосредственным объектом преступления, по нашему мнению, выступают общественные отношения, которые регулируют добросовестные конкурентные отношения и деятельность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке; обеспечивающие интересы экономической деятельности в сфере распределения материальных благ и исключающие монополизацию цен и ограничение конкуренции; влияющие на конкуренцию на товарном рынке, рынке ценных бумаг и финансовых услуг; складывающиеся по поводу осуществления основанной на законе предпринимательской деятельности и обеспечивающие добросовестность конкуренции.
Факультативными же объектами выступают такие отношения, которые обеспечивают честь, достоинство, репутацию и имущественные интересы какого-либо лица. Потерпевшими являются конкурирующие субъекты предпринимательской деятельности, а также должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, включая близких им лиц.
Объективная сторона преступления выражается в ограничении конкуренции за счет:
1) договоров, которые ограничивают конкуренцию на рынке;
2) договоренности о согласованных действиях;
3) злоупотребления (неоднократного) доминирующим положением, которое выражается в:
- установлении и (или) поддержании монопольно высокой цены товара;
- установлении и (или) поддержании монопольно низкой цены товара;
- необоснованном отказе или уклонении от заключения договора;
- ограничении доступа на рынок [3].
Статья 178 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает материальный состав преступления по конструкции объективной стороны.
Субъективная сторона состава преступления выражается в умышленной форме вины в виде прямого или косвенного умысла. При этом виновный должен осознавать, что своими действиями он ограничивает и устраняет конкуренцию способами, названными в законе, а также предвидит причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству.
Необязательными факультативными признаками субъективной стороны являются мотивы и цели. Цель, в большинстве своем, выражается в незаконном обогащении. Эти признаки субъективной стороны могут быть учтены при назначении наказания, но не будут влиять непосредственно на квалификацию преступления.
Одна из множества проблем применения ст. 178 Уголовного кодекса - точное определение его субъекта. Так как данная норма является бланкетной, то и субъект, включая характеристику преступления, создает такое правонарушение, как монополистическая деятельность [6]. Еще одной проблемой является то, что субъекты в данной норме делятся на общих и специальных. От этого и будет зависеть санкция. Под общим субъектом понимается любое физическое лицо, которое достигло шестнадцати лет, а под специальным - например, представители субъектов предпринимательской деятельности, которые занимают и не занимают доминирующего положения на определенном рынке, а также должностные лица всех уровней и организаций, наделенных правами таких органов [4].
Надо понимать, что выявить нарушения в сфере недобросовестной конкуренции в Российской Федерации несложно, но правильно применить ту или иную норму очень тяжело. Это и проблема в определении субъектного состава, о котором говорилось выше, и тяжелый и долгий процесс антимонопольных органов с органами внутренних дел по проверке хозяйствующих субъектов. Отсюда наметился очень низкий показатель возбуждаемости и раскрываемости дел по ст. 178 УК РФ. В период с 2012 г. до середины 2015 г. было вынесено 49 обвинительных решений, а оправдательных - лишь семь [7]. Особенностью применения данной статьи является то обстоятельство, что нет дел, которые были закрыты ввиду отсутствия состава преступления. В экономически развитых странах (США) антимонопольные органы имеют полномочия на оперативно-розыскные мероприятия по проверке и собиранию информации для их последующей передаче компетентным органам [1]. В Российской Федерации же такая система не установлена, так как Федеральная антимонопольная служба России не является субъектом оперативно-розыскной деятельности [5]. По нашему мнению, если такая система будет введена в нашей стране, то антимонопольный орган будет иметь право на:
1. проведение внезапных обысков в офисах хозяйствующих субъектов;
2. изъятие документов на бумажном и электронном носителях;
3. приостановление деятельности хозяйствующего субъекта, который подозревается в нарушении антимонопольного законодательства.
При такой системе взаимодействия с органами внутренних дел антимонопольный орган превратился бы в орган "быстрого реагирования" на нарушения антимонопольного законодательства. Следовательно, резко сократилось бы количество устных и письменных соглашений об установлении монопольно высокой или низкой цены на определенном рынке между хозяйствующими субъектами.
Список литературы:
[1] Интернет-интервью с И.Ю. Артемьевым, руководителем Федеральной антимонопольной службы, "Развитие антимонопольного законодательства в России".
[2] Малахова В.Ю. Некоторые проблемы реформирования главы 22 Уголовного кодекса РФ // Образование и право. Научно-правовой журнал. 2015. N 3, 4.
[3] Письмо ФАС России от 27.12.2011 N ИА/48801 "О применении "третьего антимонопольного пакета".
[4] Разъяснения ФАС России от 28.06.2010 N 09/649 "Об определении ущерба и дохода при нарушении статей 10, 11, 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и привлечении физических и юридических лиц к административной ответственности".
[5] Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об оперативно-розыскной деятельности", ст. 13.
[6] Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О защите конкуренции", ст. 4.
[7] https://rospravosudie.com/ Банк судебных решений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Петросян Я. Актуальные проблемы применения статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации
Petrosyan Y. Actual problems of application of article 178 of the criminal code of Russian Federation
Я. Петросян - студент группы ЮО-4 Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Научный руководитель: Малахова Вероника Юрьевна, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры "Уголовное право и процесс" Финансового университета при Правительстве РФ
Y. Petrosyan - student of YuO-4 group of Financial University under the Government of the Russian Federation
Research supervisor: V.Y. Malakhova - candidate of jurisprudence, associate professor, professor of chair "Criminal law and process" Financial University under the Government of the Russian Federation
В статье анализируется проблема применения статьи 178 УК РФ, предполагающая ответственность за ограничение конкуренции.
In article the problem of application of article 178 of the criminal code of Russian Federation assuming responsibility for competition restriction is analyzed.
Ключевые слова: ограничение конкуренции, монополистическая деятельность, недобросовестная конкуренция.
Keywords: competition restriction, monopolistic activities, unfair competition.
Журнал "Экономика и право. XXI век"
Ежеквартальный аналитический научно-информационный журнал, посвященный актуальным вопросам развития экономической и юридической науки, иным теоретико-правовым и практическим вопросам экономического развития и применения права в современной жизни