Актуальные проблемы ответственности за некоторые экономические преступления в Российской Федерации
Е.В. Ляпина,
студентка 4 курса юридического факультета (ЮО4-3)
ФГОБУ ВО "Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации"
Научный руководитель: В.Ю. Малахова,
кандидат юридических наук, доцент,
профессор кафедры "Уголовное право и процесс"
ФГОБУ ВО "Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации"
Журнал "Экономика и право. XXI век", N 1, январь-март 2016 г., с. 183-185.
В уголовном законодательстве Российской Федерации экономические преступления в банковской и предпринимательской деятельности рассматриваются как деяния, посягающие на экономические права физических и юридических лиц.
В качестве наказания за ряд экономических преступлений суд, в зависимости от степени общественного опасного деяния, может назначить:
- денежный штраф,
- обязательные работы,
- запрет занимать конкретную должность в течение определенного срока,
- лишение свободы.
В последнее время можно проследить активную либеральную политику уголовного законодательства об экономических преступлениях в предпринимательской и банковской сфере, например, это можно заметить при введении норм в Уголовный кодекс экономической амнистии и увеличении порогов крупного и особо крупного размера.
"Вполне можно обойтись административной, налоговой и гражданской ответственностью", - заявил в 2011 г. Д.А. Медведев, рассуждая о наказаниях за экономические преступления. Его обещания либерализовать уголовное законодательство в отношении бизнеса воплотились в двух законопроектах, некоторые из которых были приняты и имеют законную силу. Например, введен запрет на арест предпринимателей за преступления в сфере экономики и отменена статья "лжепредпринимательство", снизился срок заключения за легализацию денежных средств и вшестеро повысился порог оценки ущерба при назначении наказания [1].
Совет Федерации внес поправки в Уголовный кодекс (УК) РФ, которые вводят новый вид уголовного наказания - принудительные работы в качестве альтернативы лишению свободы - и дают возможность освобождать обвиняемых в нетяжких экономических преступлениях при выплате штрафа, в пять раз превышающего нанесенный ущерб [3].
"Законодатели намерены настаивать на введении суда присяжных по ряду экономических статей, предусматривающих большие сроки заключения, - заявил на круглом столе в РИА "Новости" первый заместитель председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Груздев. По его мнению, это можно было бы применить к ст. 159 УК РФ "Мошенничество", предполагающей санкцию до десяти лет лишения свободы [2].
Все это лишь иллюстрация к намерению декриминализовать экономическую деятельность и гуманизировать уголовное законодательство России по соответствующим статьям.
"Некоторые эксперты считают, что к экономическим преступлениям надо чаще применять "нетюремные" меры пресечения. Так, РСПП поддерживает инициативу "Единой России", которая предлагает вовсе снять уголовное наказание за налоговые преступления и перевести их в штрафные. Это, в частности, позволяет в прямом смысле сохранить налогоплательщиков", - считает Шохин [5].
На основании такой либеральной политики государство не может разграничивать субъектов уголовного права и назначать разное наказание. Применение таких норм будет противоречить основным конституционным принципам.
На практике складывается следующая ситуация: если обычный человек совершит преступление против собственности - похитит денежные средства или ценности на сумму свыше 100 000 рублей, то ему будет назначено наказание в виде лишения свободы, а если злоумышленник, находясь при исполнении своих служебных обязанностей, совершит присвоение (хищение) вверенных ему денежных средств, то он выплатит штраф либо получит наказание, не связанное с лишением свободы.
Данная ситуация хорошо прослеживается в отношении такой статьи, как 160 УК РФ "Присвоение и растрата". Зачастую лица, признанные виновными по данной статье, избегают реальной уголовной ответственности, ограничиваются лишь штрафами или условным сроком. То же касается и ст. 199 УК РФ "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации". Виновные в уклонении от уплаты налогов и сборов в большинстве случаев избегают реальных сроков, ограничиваются лишь штрафами и условными сроками. Как показывает статистика, штрафы выплачивают лишь 15% осужденных. Остальные 85% признают себя несостоятельными. Самое интересное в том, что эти лица и далее продолжают заниматься своей деятельностью, но только от имени других юридических лиц.
С одной стороны, законодатель полагает, что на "свободе" от данных лиц будет больше пользы, но, к сожалению, на практике такого не будет. Более того, люди, которые уже один раз смогли отделаться штрафом, в дальнейшем будут продумывать более сложные "серые" схемы ухода от налогов и продолжать набивать свои карманы за счет государства.
Основные цели наказания в отечественном уголовном праве - восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений осужденным.
Цель наказания за экономические преступления - восстановление социальной справедливости. Оно осуществляется применительно и к обществу, и к потерпевшему, в частности: государство частично возмещает причиненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, исправительных работ и др.; граждане убеждаются в том, что государственные органы способны обеспечить наказание преступника и наказывают его в соответствии с законом, исходя из рациональных и социопсихологических соображений, т.е. учитывая начала эффективности, соразмерности, гуманизма.
В данной ситуации необходимо обратиться к опыту зарубежных стран.
Такая мера наказания, как лишение свободы за экономические преступления, и в развитых странах применяется довольно часто. Например, в США за налоговые преступления легко можно получить тюремное заключение. Такое преступление относится к категории наиболее тяжких. Любое развитое государство стоит на страже своих интересов, поэтому экономические преступления наказываются серьезно, так как имеют масштабный характер их реализации.
Вследствие такой политики государства граждане боятся совершать экономические преступления, а значит, доля экономических преступлений в стране будет мала.
Как свидетельствует статистика из проекта президентского доклада бизнес-омбудсмена, в России стали совершать меньше экономических преступлений. Число экономических преступлений в России идет на убыль, что следует из проекта ежегодного доклада уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова (есть у РБК). Если в 2013 г. правоохранительные органы зарегистрировали 225,2 тыс. преступлений по экономическим статьям, то в 2014 г. - на 12 тыс. меньше (212,3 тыс.). Можно говорить о постепенном снижении давления правоохранительных органов на бизнес и постепенном снижении количества зарегистрированных преступлений с 2008 г. на 77% [4].
Статистика совершения экономических преступлений в России, конечно, снизилась, но это не значит, что преступлений стало меньше. Полезна ли социальная справедливость по экономическим преступлениям? Мы сможем узнать это только через некоторое время, но уже сейчас можно заметить, что либерализация экономических преступлений подрывает бюджет государства.
Необходима целенаправленная политика государства, которая будет ужесточать наказания за экономические преступления, и только тогда граждане станут задумываться о последствиях совершения экономических преступлений.
Список литературы:
[1] Бирюкова Л. // Газета "Ведомости". 17.02.2011.
[2] Московские новости. 12.02.2010.
[3] Пашова А. // iBusiness.ru. 29 ноября 2011.
[4] РБК - РосБизнесКонсалтинг - Экономика. Власть vs Бизнес. 15.04.2015.
[5] РИА "Новости". г. Москва. 26.02.2010.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ляпина Е.В. Актуальные проблемы ответственности за некоторые экономические преступления в Российской Федерации
Lyapina E.V. Actual problems of responsibility for some economic crimes in Russia
Е.В. Ляпина - студентка 4 курса юридического факультета (ЮО4-3) ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
Научный руководитель: В.Ю. Малахова - кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры "Уголовное право и процесс" ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
E.V. Lyapina - the student 4 courses of law department (YuO4-3) FGOBU IN "Financial University under the Government of the Russian Federation"
Research supervisor: V.Y. Malakhova - candidate of jurisprudence, associate professor, professor of chair "Criminal law and process" FGOBOU WAUGH'S "Financial University under the Government of the Russian Federation"
В статье рассматривается институт ответственности за некоторые экономические преступления, освещены некоторые проблемы в практике применения данного института.
This article considers the institution of liability for certain economic crimes, and also highlights some problems in the practical application of this Institute.
Ключевые слова: ответственность, наказание, экономическое преступление, либеральная политика.
Keywords: responsibility, punishment, economic crime, liberal politics.
Журнал "Экономика и право. XXI век"
Ежеквартальный аналитический научно-информационный журнал, посвященный актуальным вопросам развития экономической и юридической науки, иным теоретико-правовым и практическим вопросам экономического развития и применения права в современной жизни