О проблемах взаимодействия частных охранных предприятий с органами внутренних дел в раскрытии, пресечении и предупреждении преступлений
В.В. Сенин,
аспирант ИМПЭ им. А.С. Грибоедова
Журнал "Экономика и право. XXI век", N 1, январь-март 2016 г., с. 192-196.
Одним из путей реализации стоящих перед органами внутренних дел задач по обеспечению общественной безопасности и общественного порядка в крупных городах является достижение высокой степени контроля полиции над поведением людей в жилых микрорайонах, на улицах и в других общественных местах, а также оперативное реагирование на любые, даже незначительные факты противоправных посягательств. Если выражаться образно, речь идет о необходимости создать эффект "постоянного присутствия" полицейского в публичных местах.
Однако стоит согласиться с тем, что ОВД, в силу целого ряда обстоятельств объективного и субъективного характера, не может самостоятельно применить в жизни такой прием повышения эффективности решения правоохранительных задач. В соответствии с этим возникает необходимость в задействовании дополнительных сил и средств извне.
В настоящее время одним из принципов деятельности полиции является взаимодействие с другими органами правопорядка, а также государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами страны.
Однако степень сложности, ответственности и опасности осуществления правовой охраны нуждается в серьезном и взвешенном подходе к выбору участников такой совместной деятельности и ее организации. Реальный потенциал подобного участия имеется именно у представителей частных охранных структур.
Появление частной охранной деятельности в России в качестве самостоятельного вида социально полезной деятельности произошло после принятия 11 марта 1992 г. Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". После вступления закона в силу в стране стали появляться субъекты частной охранной деятельности - частные охранные организации, осуществляющие обеспечение общественной потребности в защите имущественных и неимущественных прав юридических и физических лиц.
Со временем в связи с расширением масштабов частного сектора в сфере обеспечения безопасности личности и собственности стал актуальным вопрос налаживания делового сотрудничества между органами внутренних дел и частными охранно-сыскными предприятиями и службами безопасности.
Статьей 3 Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" [2] организациям, осуществляющим охранную деятельность, предоставлена возможность содействия органам внутренних дел в обеспечении правопорядка. Порядок реализации такого содействия урегулирован Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 [4].
Надо сказать, что целесообразность установления подобного сотрудничества обусловлена целым рядом факторов. Так, с одной стороны, основанием послужило наличие значительного количества общих черт, которые присущи и государственным, и частным правоохранительным структурам, выраженных в аналогичных целях и задачах, и пограничных, а зачастую и совпадающих сферах профессиональной деятельности, а также определенное сходство методов работы. С другой стороны, у каждой из сторон существуют объективные ограничения имеющихся у них видов и объемов ресурсов - в людях, в информации, техническом и финансовом обеспечении и пр.
Вместе с тем взаимодействие полиции и охранных структур должно осуществляться строго в рамках действующего законодательства.
Согласно ст. 12 Федерального закона "О полиции" [6], документирование обстоятельств происшествия является исключительной обязанностью должностных лиц органов полиции, которая не может быть возложена на сотрудников частных структур.
По состоянию на 1 января 2014 г. в Российской Федерации охранные услуги оказывали 23 676 частных охранных предприятий; 689 000 граждан РФ имели статус частного охранника, причем из них 96 600 человек в прошлом были сотрудниками органов внутренних дел, 10 100 человек служили во внутренних войсках МВД России, 8 400 человек являлись бывшими сотрудниками органов безопасности, 7 300 человек были сотрудниками иных видов правоохранительных органов, наконец, 37 300 человек в прошлом состояли на службе в Министерстве обороны [3].
Отношения, складывающиеся между органами внутренних дел и частными детективными (или охранными) предприятиями, объединениями, службами безопасности, условно можно разделить на линейные и функциональные. Так, существование линейных отношений обусловлено действующим в данной сфере законодательством, а именно законами "О частной детективной и охранной деятельности" [2], "О полиции" [6] и "Об оружии" [5], которые наделяют сотрудников органов внутренних дел некоторыми властно-распорядительными полномочиями относительно субъектов частной детективной и охранной деятельности.
Функциональные отношения с юридической точки зрения не обладают обязательным характером и являются добровольным деловым сотрудничеством представителей органов внутренних дел и частных охранно-сыскных предприятий в сфере осуществления ими тех или иных видов профессиональной деятельности.
Можно выделить несколько направлений и форм взаимодействия органов внутренних дел и негосударственных охранно-сыскных предприятий:
- выявление условий, способствующих совершению преступлений, и их устранение;
- выявление лиц, чье противоправное поведение позволяет сделать вывод о том, что от данных лиц можно ожидать совершения преступления в отношении охраняемого объекта, и принятие мер к их нейтрализации;
- участие в поисковых операциях, преследование и задержание лиц, совершивших преступление, охрана места происшествия;
- обмен накопленной информацией;
- использование специальной техники и специальных средств.
Стоит заметить, что все направления и формы взаимодействия органов внутренних дел и негосударственных охранно-сыскных предприятий сопровождаются информационным обменом либо базируются на нем. Так, выделяется два основных вида информационного обмена - обмен научно-аналитической и методической информацией, а также оперативной информацией.
Что касается первого вида информационного обмена, то, как правило, не возникает каких-либо существенных проблем, тогда как второй вид, заключающийся в обмене оперативной информацией, довольно сложный, сопряженный со значительными затруднениями. Подобные затруднения связаны с тем, что негосударственные охранно-сыскные предприятия, как правило, не обладают своим централизованным учетом и банком данных. Поэтому руководство МВД в своих выступлениях о налаживании информационного обмена с коллегами из частного сектора всегда подчеркивает, что в данном случае "речь должна идти именно об обмене, т.е. о двустороннем процессе. Если же частные детективы и охранники намерены только получать сведения из государственных источников, ничего не давая взамен, то такие расчеты совершенно беспочвенны" [1].
Тем не менее не только взаимный обмен информацией, но и совместное использование специальной техники и специальных средств будет благодатно сказываться на взаимодействии органов внутренних дел и негосударственных охранно-сыскных предприятий.
Ни для кого не является секретом, что охранно-сыскные предприятия имеют в своем арсенале технические средства, которые в значительной степени более совершенные, чем средства и техника, находящиеся на вооружении органов внутренних дел. В частности, имеются в виду средства связи, универсальные приборы звукозаписи, поисковые приборы и др. В соответствии с этим в процессе решения наиболее сложных оперативно-розыскных вопросов, которые связаны с документированием преступной деятельности организованных групп или граждан, органы внутренних дел вынуждены прибегать к их помощи. На практике данные вопросы решаются, как правило, на безвозмездной основе и организуются в основном на личных связях руководителей органов внутренних дел и частных охранно-сыскных предприятий.
Стоит подчеркнуть, что для полноценной и эффективной совместной деятельности органов внутренних дел и негосударственных охранно-сыскных предприятий данная деятельность должна быть скоординирована, чего в настоящее время пока в должном объеме не существует. В связи с этим на основе анализа опыта совместной деятельности государственной и негосударственной правоохранительных подсистем наиболее целесообразным кажется создание координационных советов при ОВД по взаимодействию с охранно-сыскными структурами, в которые будут входить руководители подразделений органа внутренних дел и руководители негосударственных сыскных (охранных) предприятий, осуществляющие свою деятельность на территории обслуживания данного органа внутренних дел. Инициатива же создания подобных координационных советов должна принадлежать руководству органов внутренних дел.
В настоящее время частные детективные (охранные) организации и органы внутренних дел осуществляют свою деятельность изолированно друг от друга, решая самостоятельно возникающие задачи. Это можно объяснить тем, что на данном этапе сотрудничества достаточный опыт взаимодействия органов внутренних дел и негосударственных сыскных (охранных) предприятий еще не сложился, а потому большинство правил и рекомендаций еще нужно выработать на государственном и законодательном уровне, а также на уровне конкретных предприятий.
Согласованность должна стать основным признаком взаимодействия охранно-сыскных структур и полиции. Например, при оказании услуг по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий частными охранными организациями согласованные действия при возникновении чрезвычайных, сложных ситуаций выступят дополнительной гарантией обеспечения общественного порядка. Тем более что в соответствии со ст. 10 Закона "О полиции" [6] органы правопорядка в пределах своих полномочий должны содействовать государственным, муниципальным органам и общественным организациям, способствуя обеспечению соблюдения законности и правопорядка.
Охранно-сыскные структуры можно воспринимать как серьезных партнеров полиции при охране порядка. Однако сегодня не существует четко оформленной и последовательно реализуемой позиции государства в этом вопросе. Такая позиция должна выражаться в законодательных и управленческих решениях, направленных на создание условий для эффективного функционирования системы взаимодействия государственных и негосударственных субъектов.
Итак, в апреле 2013 г. приказом МВД России был официально закреплен порядок заключения соглашения между частными охранными организациями и правоохранительными органами в обеспечении правопорядка. В соответствии с данными соглашениями частные охранные организации взяли на себя обязательства осуществлять контроль над территорией, прилегающей к охраняемым объектам, совместное патрулирование в составе групп быстрого реагирования частных охранных организаций. Помимо этого, были заключены договоры между частными охранными организациями и муниципальными органами в целях оказания содействия в обеспечении общественного порядка.
Только за 2013 г. сотрудниками частных охранных предприятий было задержано и передано в руки сотрудников полиции более 180 000 правонарушителей.
В течение 2014 г. ежесуточно в различной форме к охране общественного порядка было привлечено более 80 тысяч сотрудников частных охранных предприятий.
За добросовестное выполнение служебных обязанностей, активное участие в оказании содействия правоохранительным органам и проявленную при этом смелость десятки частных охранных организаций были поощрены органами внутренних дел [3].
В заключение хотелось бы сказать, что практика взаимодействия органов внутренних дел и частных детективных и охранных структур в охране общественного порядка и предупреждении правонарушений с учетом нынешних перемен, которые происходят в нашей стране, пока еще находится на стадии формирования. Значительная часть форм и направлений такого взаимодействия пока не может претендовать на статус сложившихся и устойчивых.
Однако ознакомление с ними, а также оценка появившихся положительных и негативных результатов и тенденций заслуживают пристального внимания сотрудников органов внутренних дел и, в первую очередь, их руководителей.
Список литературы
[1] Дюков А.В. Информационно-правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел // Центр правовой информации МВД России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zhenilo.narod.ru/main/ips/2010_common_problems.pdf.
[2] Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 31.12.2014) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2015) // Российская газета. 30.04.1992. N 100.
[3] Охранный бизнес в России: состояние и перспективы развития // Глобал Безопасность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.globez.ru/news/
[4] Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (ред. от 24.12.2014) "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 24.08.1992. N 8. Ст. 506.
[5] Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об оружии" // Российская газета. 18.12.1996. N 241.
[6] Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 12.02.2015, с изм. от 06.04.2015) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.02.2015) // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. N 7. Ст. 900.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сенин В.В. О проблемах взаимодействия частных охранных предприятий с органами внутренних дел в раскрытии, пресечении и предупреждении преступлений
Senin V.V. About problems of interaction of the private security companies with law-enforcement bodies in disclosure, suppression and warning of crimes
В.В. Сенин - аспирант ИМПЭ им. А.С. Грибоедова
V.V. Senin - the graduate student of IMPE of A.S. Griboyedov
В настоящее время одним из принципов деятельности полиции является взаимодействие с другими органами правопорядка, а также государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами страны. Однако степень сложности, ответственности и опасности осуществления правовой охраны нуждается в серьезном и взвешенном подходе к выбору участников такой совместной деятельности и ее организации. Реальный потенциал подобного участия имеется именно у представителей частных охранных структур.
Now one of the principles of activities of police is interaction with other law enforcement bodies, and also the government and municipal bodies, public associations, the organizations and citizens of the country. However the level of complexity, responsibility and danger of implementation of legal protection needs the serious and weighed approach to a choice of participants of such joint activities and its organization. Actual potential of similar involvement is available for representatives of private security structures.
Ключевые слова: частная охранная деятельность, органы внутренних дел, обеспечение правопорядка, должностные лица органов полиции, властно-распорядительные полномочия.
Keywords: private security activities, law-enforcement bodies, support of a law and order, officials of organs of police, imperious and administrative powers.
Журнал "Экономика и право. XXI век"
Ежеквартальный аналитический научно-информационный журнал, посвященный актуальным вопросам развития экономической и юридической науки, иным теоретико-правовым и практическим вопросам экономического развития и применения права в современной жизни