Моделирование бизнес-процессов медицинской организации: классификация процессов
Я.И. Гулиев,
к.т.н., руководитель Исследовательского центра
медицинской информатики Института программных систем
им. А.К. Айламазяна РАН
Д.В. Белышев,
к.т.н., заведующий лабораторией Исследовательского центра
медицинской информатики Института программных систем
им. А.К. Айламазяна РАН
А.Е. Михеев,
к.т.н., руководитель проектов ГБУ "Инфогород"
Журнал "Врач и информационные технологии", N 4, июль-август 2015 г., с. 6-13.
В статье рассматривается проблема классификации бизнес-процессов медицинской организации в рамках задачи построения модели медицинской организации. Статья будет полезна проектировщикам и разработчикам медицинских информационных систем, сотрудникам медицинских организаций, организаторам здравоохранения, студентам и аспирантам.
Введение
В статье [1] мы затронули проблему моделирования деятельности медицинских организаций (МО). Как было отмечено, необходимость моделирования бизнес-процессов возникает при решении самых различных задач, связанных как с созданием информационных систем, так и с процессом управления медицинским учреждением:
- реинжиниринг бизнес-процессов в целях оптимизации деятельности МО;
- введение в МО системы управления качеством, соответственно подготовка и получение сертификатов менеджмента качества и др.
- разработка концепций и технических заданий на построение медицинских информационных систем (МИС);
- проектирование и разработка МИС;
- проектирование и реализация задачи интеграции МИС со сторонними информационными системами как внутри МО, так и за ее пределами;
- внедрение МИС в МО.
Ранее [1] была рассмотрена в общем виде задача выбора методологии и нотации описания бизнес-процессов, предложены верхнеуровневая классификация процессов МО и вариант классификации процессов в группе "Обеспечение медицинской деятельности", а также в качестве примера были приведены описания двух процессов из этой группы.
Ввиду особой важности и сложности задачи классификации процессов МО мы решили еще раз вернуться к этой проблеме с детальным анализом подходов.
В настоящем исследовании, как и в статье [1], анализируется проблема построения модели медицинской организации в части выделения типовых бизнес-процессов. При этом рассматривается наиболее общая модель медицинской организации - модель медицинской организации стационарного типа, которая содержит в своем составе амбулаторно-поликлинические и диагностические подразделения.
Источники классификации процессов
Основными источниками знаний при моделировании процессов МО являются:
- результаты анализа нормативной документации и внутренних регламентов, регулирующих деятельность МО;
- результаты интервьюирования сотрудников МО;
- опыт моделирования и автоматизации деятельности МО.
Особый интерес вызывают нормативные документы и публикации, имеющие отношение к рассматриваемой проблеме, в частности:
1. "Методические рекомендации по составу создаваемых в 2011-2012 годах в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения прикладных компонентов регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также функциональные требования к ним" [2], утверждённые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
2. Проект требований к медицинским информационным системам [3], разработанный Экспертным советом Министерства здравоохранения Российской Федерации по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения и опубликованный Министерством на своем сайте для общественного обсуждения.
Список процессов МО - взгляд со стороны Минздрава в контексте информатизации
Список производственных процессов учреждений здравоохранения (уровня областной больницы или областного перинатального центра), которому обеспечивается информационная поддержка, приводится в документе "Методические рекомендации по составу создаваемых в 2011-2012 годах в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения прикладных компонентов регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также функциональные требования к ним" [2] (нумерация сохранена):
1.1.1 "Деятельность приемного отделения стационара";
1.1.2 "Ведение электронных медицинских карт пациентов";
1.1.3 "Оказание скорой и неотложной медицинской помощи";
1.1.4 "Учет временной нетрудоспособности";
1.1.5 "Патологоанатомическая деятельность";
1.1.6 "Управление питанием пациентов в стационаре";
1.1.7 "Управление аптечной деятельностью в стационаре";
1.1.8 "Клинико-экспертная работа";
1.1.9 "Деятельность стоматологии";
1.1.10 "Дополнительное лекарственное обеспечение";
1.1.11 "Инструментальная диагностика";
1.1.12 "Лабораторная диагностика";
1.1.13 "Деятельность в сфере трансфузиологии";
1.1.14 "Деятельность в области трансплантологии";
1.1.15 "Документооборот и делопроизводство";
1.2 Обеспечивающие информационные системы поддержки деятельности учреждений здравоохранения.
Список процессов - взгляд со стороны МИС
Список подсистем МИС, который приводится в документе "Требования к Медицинской информационной системе медицинской организации" [3], хоть и не ориентирован на описание бизнес-процессов медицинской организации, фактически дает перечисление типовых процессов, которые должны быть автоматизированы соответствующими подсистемами и модулями МИС (нумерация пунктов из исходного документа сохранена):
8.1. Базовый функционал МИС МО:
8.1.1. Подсистема "Регистратура амбулаторно-поликлинической организации";
8.1.2. Подсистема "Приемное отделение";
8.1.3. Подсистема "Ведение электронных амбулаторных карт пациентов";
8.1.4. Подсистема "Ведение электронных стационарных карт пациентов";
8.1.5. Подсистема "Клинико-диагностическая лаборатория";
8.1.6. Подсистема "Цифровые изображения (Радиология)";
8.1.7. Подсистема "Инструментальная диагностика";
8.1.8. Подсистема "Учет временной нетрудоспособности";
8.1.9. Подсистема "Аптека";
8.1.10. Подсистема "Управление коечным фондом";
8.1.11. Подсистема "Управление взаиморасчетами за оказанную медицинскую помощь";
8.1.12. Подсистема "Статистика";
8.1.13. Подсистема "Патоморфология";
8.1.14. Подсистема "Оказание скорой медицинской помощи".
8.2. Расширенный функционал МИС МО:
8.2.1. Подсистемы "Информационная поддержка пациентов";
8.2.2. Подсистема "Клинико-экспертная работа";
8.2.3. Подсистема "Запись пациентов на прием";
8.2.4. Подсистема "Льготное лекарственное обеспечение";
8.2.5. Подсистема "Диспансерное наблюдение";
8.2.6. Подсистема "Периодические медицинские осмотры";
8.2.7. Подсистема "Вакцинопрофилактика";
8.2.8. Подсистема "Кабинет переливания крови";
8.2.9. Подсистема "Стоматология".
Как можно заметить, каждый пункт списка отражает некоторый бизнес-процесс (группу бизнес-процессов) МО, который в основном коррелирует с соответствующим подразделением или службой МО. Две подсистемы из списка, "Ведение электронных амбулаторных карт пациентов" и "Ведение электронных стационарных карт пациентов", которые связаны с работой МИС в МО, не привязаны к организационной структуре МО, являются сквозными и используются в разных подразделениях.
Заметим, что одной из особенностей работы МО, в которой используется МИС, является определенное изменение границ и хода бизнес-процессов или изменение степени участия сотрудников в разных бизнес-процессах. Например, достаточно сравнить рабочие места и подразделения в традиционном случае и в случае с МИС, когда в МО ведется электронная запись пациентов на прием.
Также будет интересно отметить, что функция "Ведение медицинской документации" встречается в 16 подсистемах из 23 (в подсистеме "Приемное отделение" она называется "Врачебная документация", а еще в трех других случаях называется "Работа с медицинской документацией").
Для понимания взгляда на бизнес-процессы со стороны МИС приведем структуры, детализирующие два пункта вышеприведенного списка:
8.1.2. Подсистема "Приемное отделение":
- Регистрация пациентов;
- Врачебная документация;
- Функции печати;
...
8.1.4. Подсистема "Ведение электронных стационарных карт пациентов":
- Ведение медицинской документации;
- Интеграция с медицинским оборудованием;
- Обмен данными между ЭМК и ЛИС (РИС);
- Интеграция с внешними системами.
Также приведем содержание одного из подпунктов:
Ведение документации врачебных осмотров | - Ведение документации врачебных осмотров. - Регистрация диагнозов пациента. - Регистрация врачебных назначений пациенту (консультаций, лабораторных, инструментальных, рентгенологических исследований, амбулаторных операций, процедур, медикаментозных назначений) и их результатов. - Учет случаев обращений пациента, включая регистрацию фактов открытия, закрытия случая и результата обращения, оказанных услуг. - Учет и регистрация показателей состояния здоровья пациента по результатам профилактических осмотров/диспансеризации. - Поддержка учетных форм для амбулаторно-поликлинических учреждений. - Регистрация вакцинации, иммунизации и их результатов. - Автоматический контроль и подсказки рекомендуемых доз и совместимости назначаемых лекарственных препаратов. |
Сквозные процессы
Выше было отмечено, что в МО можно выделить ряд сквозных процессов. Перечислим наиболее важные из них.
Наиболее ярким процессом в медицинской организации является "лечебно-диагностический процесс", который объединяет в себе все процессы диагностики, лечения, ресурсного и финансового обеспечения и одновременно является цепочкой создания ценностей [4].
Другим важным (и в то же время своеобразным) сквозным процессом является организация движения пациента по отделениям стационара, вокруг которого строится большинство процессов МО.
В МО, где введена в действие МИС, можно выделить сквозной процесс "ведение электронной медицинской карты". В МО, где нет МИС, есть в каком-то смысле аналогичный процесс "ведение медицинской карты (истории болезни, амбулаторной карты)".
Список сквозных процессов не исчерпывается вышеперечисленными. Большинство процессов, так или иначе, являются сквозными. Например, диагностика, организация питания пациентов и т.д.
Цепочки создания ценностей и процессный подход
Как было отмечено выше, "лечебно-диагностический процесс" является основной цепочкой создания ценностей. Понятие цепочки создания ценности было введено в 1985 году Майклом Портером в книге "Конкурентное преимущество" [4]. Цепочка создания ценности - главный процесс организации. Она описывает все виды деятельности, осуществляемые организацией для производства продукта. Ключевая идея, связанная с моделью цепочки создания ценности, заключается в различии между базовыми процессами и поддерживающими процессами. Исторически понятие "цепочки создания ценностей" разработано для производственных организаций, но оно может быть с успехом применено и в сфере оказания услуг, в том числе медицинских. Данный подход позволяет более четко разделить основные и вспомогательные процессы, сделать более явными места в деятельности организации, где ценность формируется, и фиксировать ее величину при помощи тех или иных показателей.
Применение процессного подхода с выделением основных процессов как цепочек создания ценностей хорошо коррелирует с требованиями международного стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 "Системы менеджмента качества" [5]. "Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях преобразования выходов во входы, может рассматриваться как процесс. Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата, могут быть определены как "процессный подход" [5].
Совмещение процессного подхода, декларируемого в стандарте ISO, и метода цепочек создания ценностей позволяет более эффективно решать задачу мониторинга и измерения процессов, которая является ключевой в управлении качеством, за счет более четкого выделения основных задач и процессов и определения их ценности.
Классификация, которая в итоге получилась
В рамках проектов информатизации Городской клинической больницы N 1 им. Н.И. Пирогова (Первой градской) и Городской клинической больницы им. С.П. Боткина специалистами Группы компаний "Интерин", компании "Пост модерн текнолоджи", Департамента информационных технологий г. Москвы, ГБУ "Информационно-аналитический центр ДЗМ г. Москвы" исследуются бизнес-процессы указанных МО с целью разработки унифицированной технологии работы МО г. Москвы. В результате анализа деятельности МО с учетом вышеперечисленных подходов к классификации БП, в рамках указанных работ была получена следующая классификация основных бизнес-процессов медицинских организаций.
1. Основные медицинские процессы:
1.1. Процессы, связанные с оказанием амбулаторной медицинской помощи в консультативной поликлинике:
1.1.1. Регистрация пациентов и запись на прием;
1.1.2. Процессы, связанные с деятельностью специалистов консультативной поликлиники;
1.2. Процессы, связанные с оказанием стационарозамещающей медицинской помощи при поликлинике или стационаре:
1.2.1. Процессы дневного стационара при поликлинике;
1.2.2. Процессы дневного стационара при стационаре;
1.3. Процессы, связанные с оказанием стационарной медицинской помощи:
1.3.1. Процессы, связанные с деятельностью приемного отделения:
1.3.2. Учет движения пациентов в стационаре;
1.3.3. Процессы, связанные с деятельностью лечебного отделения;
1.3.4. Процессы, связанные с деятельностью реанимационного отделения;
1.3.5. Процессы, связанные с операционной деятельностью:
1.3.6. Процессы оказания медикаментозного лечения;
1.4. Процессы, связанные с деятельностью по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи:
1.4.1. Учет деятельности специализированных выездных бригад;
1.4.2. Оказание неотложной медицинской помощи выездными бригадами.
2. Вспомогательные медицинские процессы:
2.1. Процессы, связанные с параклинической деятельностью:
2.1.1. Процессы, связанные с лечебной параклинической деятельностью;
2.1.2. Процессы, связанные с консультативной деятельностью врачей-специалистов;
2.1.3. Проведение инструментальной диагностики;
2.1.4. Проведение лабораторных исследований;
2.1.5. Процессы патологоанатомической службы;
2.2. Процессы клинико-экспертной деятельности:
2.2.1. Процессы, связанные с деятельностью врачебных комиссий;
2.2.2. Процессы экспертизы нетрудоспособности;
2.2.3. Экспертиза качества медицинской помощи;
2.3. Другие вспомогательные медицинские процессы:
2.3.1. Процессы отдела лечебного питания;
2.3.2. Проведение реабилитации и восстановительного лечения;
2.3.3. Процессы подразделения переливания крови;
2.3.4. Процессы центра органного донорства.
3. Процессы, обеспечивающие административную деятельность:
3.1. Административно-управленческая деятельность:
3.1.1. Управление деятельностью медицинской организации;
3.1.2. Процессы канцелярии;
3.1.3. Кадровый учет;
3.1.4. Организационно-методические процессы.
3.2. Финансово-экономическая деятельность:
3.2.5. Бухгалтерский учет;
3.2.6. Планово-экономическая деятельность медицинской организации;
3.2.7. Ведение договоров;
3.2.8. Взаиморасчеты с контрагентами за оказанные услуги;
3.3. Медицинская статистика и архив медицинских документов:
3.3.9. Формирование медицинской статистики и другой отчетности;
3.3.10. Ведение медицинского архива;
4. Процессы, обеспечивающие хозяйственную деятельность:
4.1. Материальное обеспечение лечебно-диагностического процесса;
4.1.1. Обеспечение медикаментами и изделиями медицинского назначения;
4.1.1. Персонифицированный учет прямых материальных затрат;
4.2. Обеспечение складского учета:
4.2.1. Закупочные процессы;
4.2.2. Материальный учет лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента;
4.2.3. Материальный учет продуктов питания;
4.2.4. Материальный учет изделий медицинского назначения;
4.3. Учет комплекса технических средств;
4.4. Учет и обслуживание медицинского оборудования;
4.5. Процессы центрального стерилизационного отделения.
При классификации и моделировании бизнес-процессов МО нами использовалась методика цепочек создания ценностей и процессный подход к моделированию деятельности медицинской организации. Полученная в результате проведенной работы унифицированная классификация бизнес-процессов медицинской организации с достаточной детализацией описывает основные и вспомогательные процессы МО. Можно отметить, что описанные в [2] и [3] методы деления деятельности медицинской организации органично вкладываются в предложенную классификацию и не вызывают взаимного противоречия между разными подходами. Мы считаем, что предложенная классификация методически является достаточно однородной, в ней мы пытались избежать смешения организационного, функционального и процессного делений, что, в случае ее использования в работе над проектированием, разработкой и внедрением МИС в МО, должно благотворно повлиять на методику организации и преемственность выполняемых работ.
Заключение
Нами рассмотрен ряд официально представленных вариантов декомпозиции МИС и через нее деятельности автоматизируемой медицинской организации. Мы выявили неоднородность в предлагаемых способах классификации и предложили вариант, основанный на процессном подходе и методе цепочек создания ценностей. Мы считаем, что предложенная квалификация является достаточно универсальной и с ее помощью можно успешно решать описанные выше задачи разработки концепций и технических заданий на построение МИС, проектирования, разработки и внедрения МИС в МО, реинжиниринга бизнес-процессов в МО, введение в МО системы управления качеством и др. Используя общий подход к решению столь разных задач, можно добиться преемственности в решениях, более эффективно использовать ресурсы и более точно прогнозировать достигаемый результат.
Литература
1. Белышев Д.В., Гулиев Я.И., Малых В.Л. Моделирование бизнес-процессов медицинской организации (лечебно-профилактического учреждения). // Врач и информационные технологии, N 5, 2014, с. 78-90.
2. "Методические рекомендации по составу создаваемых в 2011-2012 годах в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения прикладных компонентов регионального уровня единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также функциональные требования к ним" [Электронный ресурс] Официальный Сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации //, URL: http://static-1.rosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/016/623/or iginal/Metodicheskie_rekomendatcii_po_sostavu_regionalynogo_fragmenta.doc ?1389768809 (дата обращения: 12.09.2015).
3. "Требования к Медицинской информационной системе медицинской организации" [Электронный ресурс] // Официальный Сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации // URL: http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/files/Требования МИС МО версия 3.2..docx (дата обращения: 12.09.2015).
4. Porter M.E., Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance (New York: Free Press, 1985).
5. ГОСТ ISO 9001-2011 "Системы менеджмента качества".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Врач и информационные технологии"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: 6 выпусков в год
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов. Членами редакционной коллегии являются ведущие российские и зарубежные специалисты в области медицинской информатики, руководители крупнейших медицинских организаций и информационно-аналитических центров. Информационная концепция журнала отражает важнейшее направление модернизации здравоохранения - использование информатизации как важнейшего инструмента управления отрасли.
Журнал "Врач и информационные технологии" является единственным периодическим изданием, отражающим проблемы информатизации здравоохранения и создания единого отраслевого информационного пространства.
Подписные индексы в каталоге "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
- 82615, 20103
Условия подписки через редакцию на сайте: http://www.idmz.ru или по телефону (495) 618-07-92, e-mail: idmz@yandex.ru
Адрес редакции: 127254, Москва, ул. Добролюбова,11, офис 234