Проблема доступа к субсидиям субъектов малого и среднего предпринимательства
Тепкина А.В.,
младший научный сотрудник научно-исследовательской
лаборатории "Правовых проблем экономики и управления"
юридического факультета им. М.М. Сперанского
Института права и национальной безопасности
ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ",
заместитель руководителя Юридического департамента
ООО "Катерпиллар Файнэншл", кандидат юридических наук
Развитие малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) является одной из задач государства. В своем послании на 2016 г. Федеральному Собранию Российской Федерации В.В. Путин обозначил свободу предпринимательства как важнейший экономический и общественно значимый вопрос*(1).
В целях развития и поддержки предпринимательства особую актуальность приобретает утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика"*(2). В рамках данной программы была разработана подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства", целью которой является увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации. Ожидается, что одним из результатов реализации данной подпрограммы должно стать повышение доступности финансирования для субъектов МСП. Причем непосредственное участие в достижении поставленных целей принимается субъектами Российской Федерации. В числе принимаемых мер - оказание прямой финансовой помощи субъектам МСП.
Одним из таких инструментов является субсидия, предоставляемая за счет средств субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов. Как известно, субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг*(3).
При этом оказание такой финансовой помощи должно строиться в соответствии с основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, одним из которых является равный доступ субъектов МСП, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм). Кроме того, сама поддержка субъектов МСП должна осуществляться с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"*(4).
В целях обеспечения субъектам МСП равного доступа к субсидиям ФАС России в своем разъяснении указал, что в программах поддержки субъектов МСП надлежит указывать критерии участия субъектов МСП, условия и порядок оказания поддержки субъектов МСП.
Сравнительный анализ порядка предоставления субсидий МСП показывает, что требования к участникам, предоставляемым ими документам, критериям отбора отличаются от региона к региону. Следует отметить, что определенные условия совпадают, например, требования к целевому назначению оборудования, видам деятельности субъектов МСП. При этом требования к самим субъектам МСП, размер предоставляемой субсидии и набор документов могут отличаться.
Например, субсидирование затрат на первоначальный платеж (аванс) по договору лизинга с субъектами МСП в Архангельской области содержит следующую информацию: о сроках начала и окончания мероприятия, возможность субсидирования приобретения оборудования, бывшего в эксплуатации, с износом не более 20 процентов, возможность субсидирования до 75% от первого лизингового платежа, но не более 500 тыс. руб. или 50% от первого взноса, но не более 3 млн. руб. Положительным моментом, на наш взгляд, является возможность обращения за субсидией на возмещение части первого лизингового платежа еще до момента его оплаты.
В то же время в Курганской области в описании порядка и условий предоставления субсидии на возмещение затрат субъектов МСП на уплату первоначального взноса ничего не сказано про сроки реализации программы, субсидии ограничены по сумме (1,1 млн. руб. или 50% от суммы аванса), и есть ряд иных отличий.
Таким образом, в программах субъектов очевидны отличия, что не способствует единообразию в реализации программ в рамках всей страны, а также создает неравенство между субъектами МСП в доступе к бюджетным средствам в зависимости от субъекта.
Критерии отбора, во-первых, опубликованы не во всех регионах, участвующих в программе, а если и есть информация, то критерии могут существенно отличаться.
В Московской области*(5) оценка заявок осуществляется на основе следующих критериев: соответствие видов деятельности субъекта МСП приоритетным направлениям деятельности либо требования мероприятий Программы, социальная эффективность (новые рабочие места, увеличение средней заработной платы), экономическая эффективность (увеличение выручки, увеличение производительности труда), срок деятельности субъекта, характеристики оборудования, готовность проекта к реализации. В Волгоградской области оценка заявок производится по таким критериям как количество рабочих мест, виды экономической деятельности, по которым предоставлены затраты субъекта МСП к возмещению, отношение объема налогов, сборов, страховых взносов к выручке от реализации товаров, получение поддержки ранее, прирост выручки*(6).
Обращает на себя внимание ситуация с оценкой эффективности инвестиционного проекта субъекта МСП. С одной стороны, технико-экономическое обоснование предоставляется субъектом в числе документов, подающихся вместе с заявкой, но, с другой стороны, процесс и критерии оценки такого проекта не представляются транспарентыми.
Кроме того, складывается впечатление, что реализация программы субсидирования субъектов МСП осуществляется в одностороннем режиме без учета мнения самих субъектов МСП о том, насколько процедура удобна, адекватный ли перечень документов запрашивается, достаточен ли размер предоставляемой субсидии и тому подобное.
В целом, подвергая анализу программы субъектов Российской Федерации в части субсидирования затрат на первоначальный взнос по договору лизинга, сложившаяся ситуация представляется формально соответствующей принципу равного доступа субъектов МСП, отвечающих условиям, установленным нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, так как каждый субъект Российской Федерации самостоятельно вырабатывает программы помощи субъектам МСП. Тем не менее, на наш взгляд, существует проблема и заключается она в отсутствии основных (базовых) требований к содержанию программ субъектов Российской Федерации в сфере развития МСП, критериям оценки технико-экономического обоснования, так и к самим субъектам МСП, которые могут претендовать на предоставление тех же субсидий. Следует отметить также, что программы субсидирования не являются рыночным механизмом, так как представляют собой финансовую помощь определенным участникам рынка, но при этом эти участники выступают в роли должников в гражданско-правовых отношениях, например, по договору финансовой аренды (лизинга). Таким образом, в самой программе субсидирования затрат на первоначальный взнос получается, что заинтересованы только лизингополучатели - субъекты МСП, а не лизингодатели, выступающие кредиторами в правоотношениях. В данном случае это может привести к определенным организационно-техническим затруднениям со стороны лизинговой компании, так как у нее нет стимула в сборе необходимой информации для лизингополучателя для получения субсидии и т.п. Представляется, что государству и субъектам Российской Федерации, в целях развития института малого и среднего предпринимательства, необходимо разработать также программу мер по стимулированию кредиторов субъектов МСП в целях повышения их заинтересованности в привлечении субъектов МСП.
Основные положения проекта стратегии развития МСП в РФ до 2030 года*(7) Министерства экономического развития предусматривают в числе задач обеспечение доступности финансовых ресурсов и повышение качества государственного регулирования в сфере МСП. По нашему мнению, обеспечение доступности должно достигаться в том числе путем совместной выработки Министерством экономического развития и Федеральной антимонопольной службой единообразных (базовых) требований к программам субъектов РФ, в том числе в части требований к самим субъектам МСП, оценки технико-экономического обоснования, перечню документов, сроков реализации программ, максимальному объему субсидии.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) http://kremlin.ru/events/president/news/50864.
*(2) Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" // СЗ РФ. - 2014. - 18. - Ст. 2162.
*(3) Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - N 31. - Ст. 3823.
*(4) ФЗ РФ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // Собр. законодательства. - 2006. - N 31 (ч. 1) - Ст. 3434.
*(5) См. подробнее: Порядок проведения конкурсного отбора по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках мероприятий подпрограммы III "Развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области" государственной программы Московской области государственной программы Московской области "Предпринимательство Подмосковья" // http://www.mspmo.ru/subsidy/schedule_of_tenders_and_tender_documents/.
*(6) См. подробнее: Критерии конкурсного отбора заявок по мероприятию" Субсидирование части затрат на плату по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным субъектами предпринимательства Волгоградской области" // http://urp.volganet.ru/folder_3/folder_1/folder_1/.
*(7) http://economy.gov.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Тепкина А.В. Проблема доступа к субсидиям субъектов малого и среднего предпринимательства
Tepkina A.V. Subsidies to small and medium-sized businesses
А.В. Тепкина - младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории "Правовых проблем экономики и управления" юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ", заместитель руководителя Юридического департамента ООО "Катерпиллар Файнэншл", кандидат юридических наук
Условия предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства разнятся на региональном уровне. На примере субсидирования части авансового платежа по договору лизинга в Московской и Волгоградской области были продемонстрированы конкретные расхождения в условиях отбора заявок на субсидии. В качестве рекомендации было предложено выработать единые требования к программам субсидирования субъектов.
Terms of provision of subsidies to small and medium-sized businesses are different in regions. As an example, subsidizing part of an advance payment under a finance lease contract in Moscow and the Volgograd region demonstrated certain differences in terms of selection of applications for grants. As a guideline, it was proposed to develop common requirements to the subsidy programs of regions.
Ключевые слова: субсидия, малый и средний бизнес, лизинг.
Keywords: subsidy, small and medium-sized business, finance leasing.
Сборник научно-практических статей III-ей Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом" (25 апреля 2016 года, г. Москва) (под общ. ред. С.Д. Могилевского, М.А. Егоровой) // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Юридический факультет им. М.М. Сперанского. - М.: "Юстицинформ", 2016.
В настоящем сборнике представлены научные статьи по актуальным вопросам предпринимательского и корпоративного права, подготовленные по материалам выступлений участников III-ей Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом", проведенной при поддержке Московского регионального отделения Ассоциации юристов России в РАНХиГС при Президенте РФ 25 апреля 2016 года в г. Москве. В конференции приняли участие руководители и представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, профессорско-преподавательский состав юридических вузов (факультетов), сотрудники научно-исследовательских учреждений, практические работники, представители бизнес-сообщества.
Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, государственных служащих профильных министерств и ведомств, научных и практических работников, интересующихся проблемами предпринимательского и корпоративного права.